Лифтовое хозяйство: проверки, состояние, нарушения, профилактика
Пиминов Дмитрий Владимирович
инспектор Казанского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Всего под надзором 15 938 опасных объектов — это лифты, платформы подъемные для инвалидов и эскалаторы вне метрополитенов, расположенные на территории трех субъектов Российской Федерации: Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике.
За девять месяцев 2018 г. было проведено 265 проверок, в ходе проведения которых было выявлено 695 нарушений.
По итогам проверок выданы предписания с указанием срока устранения, к административной ответственности привлечены 37 организаций, наложены штрафы на сумму 2356 тыс. руб., вынесено 34 предупреждения. Аварий и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией лифтов за 2018 г., в г. Казани не зафиксировано.
- Как часто проверяются лифты инспекторами Ростехнадзора? Сколько было заменено лифтов в 2017 г., в текущем 2018 г.?
- Плановые проверки эксплуатируемых лифтов проводятся не чаще чем один раз в три года, внеплановые — по обращениям граждан и организаций, при наличии в этих обращениях информации о наличии угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Чаще всего информация, содержащаяся в обращениях, подтверждается. По результатам проверочных мероприятий управляющим компаниям выдаются предписания об устранении нарушений. Внеплановые проверки проводятся на предмет проверки ранее выданного предписания.
В 2017 г. Приволжским управлением Ростехнадзора в рамках ввода в эксплуатацию на поднадзорной территории был проведен контрольный осмотр 315 лифтов.
- Каков порядок и сроки освидетельствования лифта?
- Оценка соответствия лифтов в форме технического освидетельствования проводится в порядке, установленном требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов». До ввода лифта в эксплуатацию проводится полное техническое освидетельствование. В течение всего срока эксплуатации проводится периодическое техническое освидетельствование не реже одного раза в 12 месяцев.
- Каков порядок ввода лифта в эксплуатацию? Каков срок эксплуатации лифта после проведенного капитального ремонта?
- Ввод лифта в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном законодательством государства — члена Таможенного союза. До ввода в эксплуатацию на каждый лифт оформляется декларация о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза. Декларация подлежит регистрации в федеральном реестре в установленном порядке. Согласно требованиям Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 г. № 743, лифты, подвергнутые замене или модернизации, проходят контрольный осмотр с участием инспектора Ростехнадзора. Владелец лифта направляет в территориальный орган Ростехнадзора уведомление о готовности к вводу в эксплуатацию лифта. В течение пяти рабочих дней рассматриваются документы и при наличии нарушений орган Ростехнадзора информирует владельца лифта о невозможности проведении контрольного осмотра. При отсутствии нарушений контрольный осмотр лифта проводится в течение 10 рабочих дней.
Установленный изготовителем срок эксплуатации лифта как технического устройства составляет 25 лет со дня ввода его в эксплуатацию. По истечении этого времени лифт необходимо заменить, либо провести модернизацию или капитальный ремонт, и его эксплуатацию можно продлить на определенный срок, указанный в заключении по результатам обследования лифта. Заключение по техническому состоянию лифта выдается на основании проведенного обследования специалистами, аттестованными в соответствии с действующим законодательством. Замену лифтов осуществляют специализированные организации, имеющие в своем штате квалифицированных специалистов.
- Какие основные нарушения выявляются при проведении проверок лифтов?
- Основные нарушения, выявленные при проверке лифтов:
- не отрегулировано грузовзвешивающее устройство, что приводит к движению кабины с перегрузкой;
- не обеспечена надлежащая работа двухсторонней переговорной связи между кабиной лифта и местом нахождения обслуживающего персонала;
- не обеспечено электроэнергией оборудование систем диспетчерского контроля, освещения кабины в течение не менее одного часа после прекращения энергоснабжения объекта;
- не размещена на основной площадке объекта информация с указанием заводского номера, срока службы, даты следующего технического освидетельствования, отсутствует освещение на этажных площадках;
- обслуживающий персонал не подтвердил свою квалификацию в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
Также при осмотре лифтов инспекторами Приволжского управления выявляются и организационные нарушения, а именно:
- владельцем опасного объекта не обеспечивается хранение документации по лифтам;
- не обеспечивается хранение ключей от машинного помещения и их выдача квалифицированному персоналу;
- отсутствует руководство по эксплуатации объекта, сведения о назначении лиц, ответственных за организацию эксплуатации объекта со стороны владельца лифта.
- Ростехнадзор осуществляет учет всех эксплуатируемых лифтов, платформ подъемных для инвалидов и эскалаторов вне метрополитена путем внесения данных о них в единый федеральный реестр. С какой целью это делается?
- Данная мера позволяет эффективно отслеживать техническое состояние объектов, их эксплуатацию и своевременную замену или модернизацию при истечении нормативных сроков эксплуатации. Кроме этого, можно получить информацию о страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих лифтовые хозяйства, от причинения вреда при эксплуатации опасных объектов, к которым относятся лифты, платформы подъемные для инвалидов и эскалаторы вне метрополитена.
Со вступлением в силу правил каждая управляющая компания должна иметь в штате специалиста по лифтовому оборудованию, имеющего профильное образование и свидетельство о сдаче квалификационного экзамена установленного образца. Обучение персонал и ответственные специалисты проходят в учебных комбинатах. Подтверждение квалификации работники, выполняющие работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию и ремонту объекта проходят в Центрах оценки квалификации, где они сдают экзамен и подтверждают свою квалификацию.
Правилами также установлен перечень мер по обеспечению безопасного использования и содержания таких опасных объектов, требования к проведению работ по их монтажу, демонтажу, обслуживанию и ремонту.
- Какие нарушения выявляются при проверке лифтов в новостройках?
- Что же касается всех новых и модернизированных лифтов, то они также должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» и иметь сертификаты соответствия.
Инспекторы Ростехнадзора проводят проверки в рамках своих полномочий за соблюдением требований технических регламентов, принимают участие в работе комиссий по вводу объектов в эксплуатацию, в том числе подвергнутых замене или модернизации. При вводе лифтов в эксплуатацию в составе объекта капитального строительства Ростехнадзор участие не принимает.
- Но и новые лифты бывают неисправными и становятся источником опасности.
- Действительно, это так. Хотя принято считать, что поломки свойственны только лифтам с длительным сроком эксплуатации.
Но и во вновь вводимых в эксплуатацию зданиях бывают проблемы с лифтами. Зачастую это связано с халатным отношением персонала к монтажу и пуско-наладке лифтов.
Как ранее говорилось, такие лифты вводятся в эксплуатацию без участия инспекторов Ростехнадзора. В ходе плановых проверок на вновь установленных лифтах выявляются многочисленные нарушения. Например:
- установленное лифтовое оборудование не соответствует проектной документации;
- не обеспечена точность автоматической остановки кабины на этажах;
- не исправны устройства безопасности лифта;
- не исправен механизм реверса дверей кабины;
- отсутствует квалифицированный персонал по их обслуживанию.
Лифты должны быть оснащены системой связи с диспетчерской, автоматикой, обеспечивающей безопасность пассажиров, контролирующей проникновение посторонних лиц в шахту и машинное помещение, срабатывание устройств безопасности лифта.
Также на всех современных лифтах имеется режим пожарной опасности, что не позволяет пользоваться лифтом во время пожара в здании. Лифт при правильной эксплуатации не должен быть средством повышенной опасности.
- В ухудшении состояния лифтов виновными бывают и сами жильцы.
- Да, действительно, есть и факты вандализма, и использование пассажирских лифтов в качестве грузовых, эксплуатация их с большим перегрузом. Последнее характерно для новостроек, когда идет ремонт квартир и их заселение.
Управляющие компании и эксплуатирующие организации часто самоустраняются от контроля за использованием лифтов. Как результат — преждевременные поломки, выход из строя, внеплановый ремонт.
- Какие рекомендации можно дать руководителям организаций и предприятий, на которых эксплуатируются лифты?
- Владельцам лифтов при заключении договоров на техническое обслуживание лифтов необходимо контролировать наличие квалифицированного персонала в специализированной организации. Особенно стоит обращать внимание при проведении тендеров, где основной фактор в заключении таких договоров является самая низкая цена, а не качество обслуживания и безопасная эксплуатация лифтов.