Государство и бизнес решают экологические проблемы
Номер журнала:
Рубрика:
22 марта 2008 года в Санкт-Петербурге состоялась II Всероссийская конференция «Экология и производство. Перспективы развития экономических механизмов охраны окружающей среды», на которой были подведены итоги конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент» и «Эколог года-2007».
В мероприятии принял участие журнал «Промышленная и экологическая безопасность».
Основная цель конференции состояла в том, чтобы в процессе дискуссий выработать концепцию экологического менеджмента в России, направленную на решение проблем разработки и внедрения экономических механизмов охраны окружающей среды.
Как выразился в своем послании Сергей Миронов, Председатель Совета Федераций – органа, под чьим патронатом проходило данное мероприятие, - «в последнее время в России проблемам экологии уделяется самое пристальное внимание, поскольку с нарастанием темпов экономического роста назрела необходимость создания условий для проведения промышленными предприятиями природоохранных мероприятий в объеме, достаточном для сведения к минимуму ущерба окружающей среде в результате их деятельности».
Кстати, тема экологической безопасности и совершенствования экологических механизмов, совершенствования законодательства в этой сфере была озвучена и накануне на последнем заседании Государственного Совета, который проводил Владимир Владимирович Путин, а также в выступлении избранного Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева.
Цель конкурса, проводимого в рамках конференции — стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Определяющим элементом оценки природоохранной деятельности предприятий служит учет инвестиций в природоохранную деятельность и экологический менеджмент, а также совокупные меры, направленные на обеспечение экологической чистоты и безопасности производства.
Лоторев А. Н., заместитель председателя Комитета Совета Федераций по природным ресурсам и охране окружающей среды, председатель подкомитета по экологии и охране окружающей среды, очертил современные проблемы функционирования экологического законодательства в России:
- Сейчас в России существует необходимость в сильной системе, которая позволила бы соединить возможности государства и бизнеса. И такой системой мог бы стать экологический кодекс, к работе над которым приступает Правительство РФ. Власть должна организовать всю процедуру таким образом, чтобы техническое переоснащение предприятий, внедрение природоохранных технологий стали выгодны бизнесу. Сегодня, к сожалению, пока все наоборот: предприятию легче заплатить штраф по загрязнению окружающей среды, чем заниматься строительством новых очистных сооружений.
Я рад тому обстоятельству, что здесь собрались представители компаний, которые руководствуются государственным подходом к вопросам экологии. Они поняли основную суть — сейчас для выживания нужно организовать производство таким образом, чтобы выбросы вредных веществ были минимальными. Тех же, кто упрямится, думаю, ждут непростые времена – государство более не может игнорировать затраты, связанные с загрязнением окружающей среды. Ежегодно эта сумма составляет 7-8 миллиардов руб. При этом 90% этой суммы ложится на плечи государства. Поэтому бремя экономической ответственности должно быть разделено.
Он отметил, что и правительству и всем федеральным структурам предстоит очень серьезная и ответственная работа. Комитет Совета Федераций будет прилагать все усилия для эффективного социального обеспечения природоохранной деятельности в нашей стране.
Как подчеркнул Шудегов В. Е., депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, «события последнего времени, в том числе и заседание Совета безопасности под председательством Владимира Путина, встреча Дмитрия Медведева с представителями экологической общественности Челябинской области, назначение Владимира Кириллова новым руководителем Росприроднадзора, свидетельствуют, что экология находится под пристальным взглядом высшего руководства страны. Сегодня, как считают ученые, здоровье человека в равной степени зависит от наследственности, от здравоохранения, от образа жизни и в 25% от экологии, чему есть масса доказательств».
«Постепенно в европейских странах, Японии пришли к выводу, что в области охраны окружающей среды нужен закон об обязательном экологическом страховании. Соответствующие законы уже работают, в том числе в странах бывшего Советского Союза: Казахстане, Азербайджане. Мы же предлагаем пока только концепцию закона об обязательном страховании ответственности за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности. Его суть в недопущении хозяйственной и иной деятельности без договора обязательного страхования ответственности за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности. Кстати, Дмитрий Медведев официально призвал повысить штрафные санкции за вред, нанесенный окружающей среде, и Владимир Путин в свое время высказался за развитие всех видов экологического страхования», - пояснил депутат.
Характеристику современной российской природоохранной нормативной базе дал Соловьянов А. А., заместитель председателя Комитета по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. В своем докладе он осветил следующие характерные моменты:
• противоречивость и несоответствие современным социально-экономическим условиям и научно-техническому уровню развития промышленности;
• избыточность требований к природопользователям и большой объем документации, необходимой для отчетности;
• произвол надзорных органов при формулировании требований в ведомственных нормативных документах;
• несогласованность требований различных надзорных органов;
• значительная коррупционноемкость.
В связи с этим Соловьянов А.А. огласил основные требования или пожелания промышленников и предпринимателей к составу и процессу формирования природоохранной нормативно-правовой базы:
1. Понятные, логически и экономически обоснованные нормативно-правовые документы, соответствующие социально-экономическим условиям и научно-техническому уровню развития.
2. Разумное число административных ограничений – требований к осуществлению хозяйственной деятельности.
3. Преемственность и последовательность в развитии нормативно-правовой базы.
4. Возможность конструктивного диалога с органами представительной и исполнительной власти при подготовке новых нормативно-правовых актов.
5. Возможность защиты своих интересов в суде от произвола органов государственного управления на любом уровне.
Своим опытом поделился генеральный директор ЗАО «Метком Групп» (Московская область) Купер Р.Д. Как он пояснил, в процессе переработки отработавших аккумуляторов на предприятии «МЕТКОМ Групп» ежемесячно производится до 1500 тонн свинца. Электролит преобразуется в сульфат натрия, который применяется в качестве сырья в стекольной промышленности. Еще одна область применения сульфата натрия – производство поверхностно-активных веществ ПАВ (моющих средств). Корпуса аккумуляторов перерабатываются в полипропиленовый лом, который применяется при производстве пластиковых труб, пластиковой мебели, комплектующих для автопрома. Шлаки, образующиеся при плавке свинца, используются в строительной индустрии.
Результаты мониторинга на площадке предприятия и в санитарно-защитной зоне вокруг него показывают, что уровень загрязнения находится в пределах уровня природного фона. Кстати, замеры и оценка уровня негативных выбросов в атмосферу на предприятии проводятся по собственной схеме – в три раза чаще, чем того требует российское законодательство. Протоколы проверок в обязательном порядке направляются в Роспотребнадзор.
Президент Международной академии качества и маркетинга Раиль Рифкатович Кашапов подвел итоги конкурса «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент».
Конкурс охватил более половины российских регионов; в нем приняли участие около трехсот предприятий и организаций.
На первом этапе региональные администрации предложили две-три организации своего региона, наиболее ярко проявившие себя в природоохранной деятельности и в сфере экологического менеджмента. Оргкомитет в своих действиях также руководствовался рекомендациями экспертов-экологов.
На втором этапе оргкомитет проанализировал информацию об экологической деятельности предприятий и организаций, направленную в его адрес, и определил список победителей. Важнейшими элементами оценки природоохранной деятельности стали учет инвестиций в природоохранную деятельность и экологический менеджмент, динамика снижения вредных выбросов, строительство специальных природоохранных объектов, ведение системного экологического аудита, а также совокупные меры, направленные на обеспечение экологический чистоты и безопасности.
Итоговый список лауреатов конкурса «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент»:
ОАО «Белгородцемент»
Агрохолдинг «БЭЗРК-Белгранкорм»
ОАО «Воронежсинтезкаучук»
ООО «Автопластик»
Министерство природных ресурсов Калужской области
ООО «Кроностар»
ОАО «Липецкцемент»
ООО «Научно-производственное предприятие «ЭКОТРОМ»
ООО Производственно-коммерческая фирма «БИГОР»
ОАО «Воскресенские минеральные удобрения»
ОАО «Домодедовский завод железобетонных изделий»
ЗАО «Метком Групп»
ЗАО «КРОНТ-М»
ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания»
ЗАО «Русская кожа»
Филиал ОАО «Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» Рязанская ГРЭС
ОАО «Кашинский завод электроаппаратуры»
ОАО «Щекиноазот»
ОАО «КНАУФ ГИПС НОВОМОСКОВСК»
ОАО «Территориальная генерирующая компания №2»
ОАО «Техническая бумага»
ООО «Специализированное профессиональное аварийно-спасательное формирование «Природа»
ОАО «Монди СЛПК»
Филиал ОАО «Группа «Илим» в г. Коряжме
Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области
ОАО «Кольская горно-металлургическая компания»
ФГУП концерна «Росэнергоатом» «Кольская АЭС»
ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство»
ЗАО «Боровичский комбинат строительных материалов»
ООО «Центр экологического аудита и консалтинга «Равноправие»
ООО «Балтийские магистральные нефтепроводы»
ЗАО «Экотранс-Дорсервис»
ООО Научно-производственная и проектная фирма «Экосистема»
ООО «Компания Полярное Сияние»
ОАО «Денеб»
Комитет Республики Ингушетия по экологии, недропользованию и лицензированию
ЗАО «Голден Ачалуки»
Комитет Правительства Чеченской Республики по экологии
ООО «Нестле Кубань»
ЗАО «Мясокомбинат «Тихорецкий»
ООО «ЕвроХим — Белореченские Минудобрения»
ООО «РН-Туапсенефтепродукт»
ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1»
ОАО «Волгодонский комбинат древесных плит»
ОАО «Роствертол»
ОАО «Таганрогский металлургический завод»
ОАО Белебеевский завод «Автонормаль»
ООО «Башкирские распределительные электрические сети»
ОАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина
ОАО «Генерирующая компания» Холдинга ОАО «Татэнерго»
ЗАО «Троицкнефть»
ООО «Технология-ЭКО»
Филиал ОАО «Генерирующая компания» — Казанская ТЭЦ-3
ОАО «Электроприбор»
ОАО «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек»
ОАО «Вахруши-Юфть»
ЗАО «НижегородБизнесЭкология»
ООО «Регионметтранс»
ООО «УК «Группа ГАЗ»
ООО «Газпром добыча Оренбург»
ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания»
МУПП «Саратовводоканал»
ОАО «Ульяновский автомобильный завод»
ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»
ООО «ТрубопроводСпецСтрой»
ЗАО «Нижнесергинский метизно-металлургический завод»
ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»
ОАО «Уралэлектромедь»
ФГУП «Производственное объединение «Уралвагонзавод»
Когалымское городское муниципальное унитарное предприятие «Водоканал»
ОАО «Челябинский трубопрокатный завод»
ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
ОАО «ТНК-Нижневартовск»
Учреждение ХМАО-Югры природный парк «Самаровский чугас».