Изменения законодательства в области пожарной безопасности
МАЛКИН Александр Владимирович начальник Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл генерал-майор
Номер журнала:
Рубрика:
В июле 2014 года вступил в силу ряд положений Технического регламента, направленных на снижение времени реагирования пожарных подразделений при возникновении пожара и повышение живучести систем противопожарной защиты объектов.
В частности, для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений) с круглосуточным пребыванием людей), должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения, которые будут поддерживать в работоспособном состоянии функционирование данных систем (автоматическое пожаротушение, пожарная сигнализация, системы дымоудаления и т.п.) в случае возникновения пожара и отключения основного источника питания. Требования к проектированию и монтажу электрооборудования систем противопожарной защиты вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений изложены в СП 6.13130.2013.
В случае срабатывания системы автоматической пожарной сигнализации в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 сигнал о срабатывании должен дублироваться на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Извещение о пожаре должно передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме как при наличии на объектах персонала, ведущего круглосуточное дежурство, так и при его отсутствии.
Каждый объект защиты, эксплуатируемый хозяйствующим субъектом, подпадающий под требования оборудования системами дублирования сигналов в подразделения пожарной охраны, должен иметь выход на пульт подразделения пожарной охраны в целях конкретизации места возникновения пожара, однако во внимание также принимается конфигурация и характеристика системы автоматической пожарной сигнализации, установленной на объекте на сегодняшний день.
Кроме того, вступило в силу требование пожарной безопасности к учреждениям здравоохранения и социальной защиты в части, касающейся их дополнительного оборудования системами оповещения о пожаре с использованием персональных устройств со световым, звуковым и вибрационным сигналами оповещения. Целесообразность оснащения персональными устройствами браслетного типа в большей степени зависит от индивидуальных особенностей людей, находящихся в здании. Главным критерием оснащения персональными устройствами является глубокое поражение у пациентов звукового и светового восприятия сигналов системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в здании. Оснащение браслетами мобильных пациентов без нарушения звукового и светового восприятия, немобильных пациентов, пациентов с девиантным поведением, пациентов с глубоким поражением тактильных (осязательных) чувств является нецелесообразным, так как эвакуация данной категории пациентов производится, как правило, при помощи персонала учреждения или самостоятельно по сигналам.
Также Технический регламент дополнен положениями (вступающими в силу с 13 июля 2015 года), устанавливающими требования к созданию подразделений пожарной охраны на объектах с пожароопасными и взрывопожароопасными технологическими процессами производств, а также на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации.
Подразделения пожарной охраны оснащаются пожарными автомобилями исходя из специфики производственных объектов, требуемого расхода воды на наружное пожаротушение, однородности средств пожаротушения, а также с учетом показателей пожарной опасности, токсичности, химической активности хранящихся и обращающихся на производственных объектах веществ и материалов.
Изменения коснулись и первичных средств пожаротушения. Так, постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 года № 113 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» в части предъявляемых требований к первичным средствам пожаротушения (огнетушителям), а именно:
- упрощена система опломбирования огнетушителей (вид пломбы, информация, на нее наносимая);
- уточнено требование по оборудованию и размещению в помещениях и на территориях предприятий пожарных щитов.
Известно, что большой комплекс объектов защиты находится в ведении управляющих компаний и ТСЖ. Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правилами также предусмотрена ответственность управляющей организации за ненадлежащее содержание общего имущества.
Иными словами, управляющая организация, заключив договор на управление жилыми домами и приняв на себя обязательства по их содержанию, обязуется обеспечивать меры пожарной безопасности.
Лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данной статьей предусматривается два вида наказания — предупреждение и штраф. В связи с трагедиями последних лет, когда в огне погибли сотни людей, штрафы за нарушение правил пожарной безопасности были существенно увеличены.
Если же несоблюдение правил пожарной безопасности привело к причинению вреда жизни или здоровью граждан либо их гибели, виновные ответят согласно уголовному законодательству. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ст. 219 «Нарушение требований пожарной безопасности», максимальная санкция — семь лет лишения свободы.
Также в настоящее время существует проблема перекрытия проездов во дворах. Подобные вопросы активно поднимаются гражданами в обращениях (жалобах) в надзорные органы, по которым в соответствии с требованиями законодательства организуется проведение внеплановых проверок и при необходимости принятие соответствующих мер административного воздействия. Хотя правила противопожарного режима в Российской Федерации не запрещают установку автоматических шлагбаумов при въезде на территории жилых многоквартирных домов и объектов иного назначения. При этом в случае установки технических средств должна быть обеспечена разблокировка, ручное и автоматическое открывание шлагбаума при возникновении чрезвычайной ситуации.