Избыточные требования исключат из закона о безопасности гидротехнических сооружений
Номер журнала:
Рубрика:
Государственная дума приняла в первом чтении разработанный Ростехнадзором проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее законопроект). Предполагается, что изменения вступят в силу с 01.09.2022 г.
Законопроектом предлагается внести ряд изменений, направленных на исключение избыточных требований при строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений, без ущерба для их безопасности.
Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений, согласно законопроекту, состоит из Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее закон), принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области безопасности гидротехнических сооружений.
Федеральные нормы и правила в области безопасности гидротехнических сооружений устанавливают обязательные требования к:
- безопасности технологических процессов при эксплуатации гидротехнических сооружений, за исключением требований, предъявляемых к безопасности технологических процессов, протекающих в основном и вспомогательном оборудовании объектов электроэнергетики, урегулированных требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики;
- работникам, занятым при эксплуатации гидротехнических сооружений, и экспертам в области безопасности гидротехнических сооружений;
- порядку действий в случае аварии гидротехнического сооружения.
Законопроект конкретизирует полномочия Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, обязанности собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих их организаций.
Из сферы регулирования закона исключаются портовые гидротехнические сооружения, вопросы безопасной эксплуатации которых регламентированы техническими регламентами о безопасности объектов морского и внутреннего водного транспорта.
Из обязанностей собственника ГТС и (или) эксплуатирующей организации исключается обязанность разработки и согласования с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правил эксплуатации данной ГТС.
Основные понятия
В законопроекте уточнены основные понятия. Так:
- «эксплуатирующая организация» – лицо, владеющее гидротехническим сооружением на праве собственности или на ином законном основании.
- «декларация безопасности гидротехнического сооружения» — документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения или гидроузла и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений с учетом их классов.
Перечень дополнен следующими понятиями:
- «авария гидротехнического сооружения» – повреждение или разрушение гидротехнического сооружения, неконтролируемый сброс воды из водного объекта, хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения;
- «гидроузел» – комплекс ГТС, объединенных по расположению и совместному функционированию;
- «эксперт в области безопасности ГТС» – физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которое обладает специальными знаниями в сфере деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, соответствует предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям и участвует в проведении государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно новой редакции ст. 7 закона гидротехническим сооружениям присваивается одна из четырех категорий риска причинения вреда (ущерба), исходя в том числе из класса гидротехнического сооружения.
Классификация ГТС
Законопроектом вводится более гибкий подход к классификации гидротехнических сооружений.
Согласно новой редакции ст. 7 закона гидротехническим сооружениям присваивается одна из четырех категорий риска причинения вреда (ущерба), исходя в том числе из класса гидротехнического сооружения.
Так, при внесении в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее регистр) сведений о ГТС или их обновлении гидротехническому сооружению присваивается одна из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
- 1 категория риска – чрезвычайно высокий риск – ГТС чрезвычайно высокого уровня опасности;
- 2 категория риска – высокий риск – ГТС высокого уровня опасности;
- 3 категория риска – значительный риск – ГТС значительного уровня опасности;
- 4 категория риска – низкий риск – ГТС низкого уровня опасности.
Присвоение категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется исходя из:
- класса ГТС, определенного проектной документацией на его строительство или реконструкцию;
- уровня безопасности ГТС, определенного декларацией его безопасности.
Критерии отнесения ГТС к категориям риска причинения вреда (ущерба) устанавливаются порядком ведения регистра, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 05.10.2020 г. № 1607 «Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений» вступило в силу с 01.01.2021 г.
Законопроектом устанавливается обязанность эксплуатирующей организации составлять декларацию безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Обязанности эксплуатирующей организации
Согласно законопроекту из обязанностей собственника ГТС и (или) эксплуатирующей организации исключается обязанность разработки и согласования с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правил эксплуатации данной ГТС. Эта мера призвана радикальным образом отсечь требования, содержащиеся в нормативных правовых актах, которые в настоящее время утратили свою актуальность и существенно затрудняют ведение предпринимательской деятельности.
Согласно законопроекту собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с:
- нормами законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регламентирующими требования к надежности и безопасности зданий и сооружений;
- федеральными нормами и правилами в области безопасности гидротехнических сооружений;
- иными нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к безопасности гидротехнических сооружений.
Таким образом, правила эксплуатации станут общими для всех.
Законопроектом устанавливается обязанность эксплуатирующей организации составлять декларацию безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. Декларация представляется в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти вместе с заключением государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Если ГТС эксплуатируется без разрешения, и сведения о нем не внесены в регистр, эксплуатирующая организация для присвоения категории риска причинения вреда (ущерба) ГТС обязана в течение 24 месяцев с даты вступления в силу нового федерального закона составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения и представить ее в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти вместе с заключением государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения.