Источники финансирования энергосервисных контрактов
Номер журнала:
Рубрика:
Целями семинара являлись информирование руководителей регулируемых организаций и крупных промышленных предприятий о возможных источниках финансирования энергосберегающих проектов, консолидация усилий по выполнению положений Федерального закона № 261-ФЗ организациями и предприятиями, анализ проведенной работы и разработка дальнейших мер по выполнению РЦП.
Об энергоэффективности |
ПРЕСНУХИН В.К., заместитель министра промышленности и энергетики УР: Важно проводить внутренний мониторинг эффективности потребления ТЭР на промышленных предприятиях УР, активизировать политику предприятий в части привлечения сторонних источников финансирования проектов по энергосбережению. |
ШАТОВА М.В., заместитель министра экономики УР Механизм государственно-частного партнерства сос-тоит не только из привлечения инвестиций на реализацию энергосберегающих мероприятий, но и из использования частных компаний для обмена опытом и знаниями. Частные компании в свою очередь получают возможность работать в сферах традиционных для государства. |
КАШИН В.И., первый заместитель председателя РЭК УР Большинство программ, поступающих на утверждение в РЭК, имеют серьезные недоработки, отправляются на корректировку разработчикам. Был установлен срок внесения исправлений – 11 февраля 2011 г., работа продолжается до сих пор. |
БЕРЛИНСКИЙ П.В., директор АНО «Агентство по энергосбережению УР» В настоящее время мы принимаем заявки на финансирование энергосберегающих проектов на 2011 г. Компании-заявители примут участие в конкурсном отборе для финансирования за счет средств на энергосбережение, а также за счет иных источников финансирования, энергосервисных контрактов, лизинга и других. |
В 2011 г. Постановлением Правительства УР ответственным за решение задач в области энергосбережения в Удмуртии назначено Министерство промышленности и энергетики УР, поэтому первое слово было предоставлено заместителю министра промышленности и энергетики В.К. Преснухину. Открывая семинар, Виктор Константинович отметил, что в рамках Республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в УР на 2010-2014 гг. и целевые установки до 2020 г.», утвержденной Постановлением Правительства УР от 27 декабря 2010 г. № 406, проведен мониторинг эффективности использования энергетических ресурсов в период 2007-2010 гг. на 23 предприятиях, работающих в топливно-энергетической и нефтяной отраслях. В результате мониторинга выяснилось, что суммарный объем потребления ТЭР предприятиями относительно базового года сократился на 11 % и составил 3040 тысяч тонн условного топлива, однако затраты возросли на 78 % и составили 13 млрд руб-лей. Рост затрат обусловлен повышением стоимости энергоресурсов: рост цен на энергоносители в 2010 г. относительно 2007 г. составил по электроэнергии 86,2 %, тепловой энергии – 65,2 %, природному газу – 79 %, нефтепродуктам – 359 %. Одновременно на 13,6 % сократился объем производства продукции, доля энергоресурсов в производстве продукции возросла с 6,5 % в 2007 г. до 11,3 % в 2010 г. На реализацию проектов по проведению энергосберегающих мероприятий в период с 2007 по 2010 гг. предприятиями было затрачено 672,9 млн рублей, что составляет 1,7 % от объема потребления энергоресурсов и ничтожно мало для повышения энергоэффективности.
Заместитель министра отметил, что в настоящее время на основной части предприятий республики очень высокая энергоемкость, для снижения которой необходимо провести комплекс мероприятий. В частности, требуется энергетическое обследование предприятий, по результатам которого будет разработана программа энергосбережения. Важно также проводить внутренний мониторинг эффективности потребления ТЭР на промышленных предприятиях УР, активизировать политику предприятий в части привлечения сторонних источников финансирования проектов по энергосбережению.
Павел Вадимович Берлинский, директор АНО «Агентство по энергосбережению УР», отметил, что тема мероприятия имеет особую актуальность в связи с Постановлением Правительства РФ по снижению энергоемкости с 2007 г. по 2020 г. на 40 %.
В свою очередь Мара Валерьевна Шатова, заместитель министра экономики УР, рассказала о формах поддержки инвесторами проектов по энергосбережению. Она акцентировала внимание на механизмах государственно-частного партнерства, состоящего не только в привлечении инвестиций на реализацию энергосберегающих мероприятий, но и в использовании частных компаний для обмена опытом и знаниями. Частные компании в свою очередь получают возможность работать в сферах традиционных для государства.
О причинах недостаточно активного исполнения ФЗ № 261 рассказал Валерий Иванович Кашин, первый заместитель председателя РЭК УР. По его словам, одним из главных факторов является отсутствие достаточной нормативно-правовой базы на уровне федерации, что задерживает разработку нормативно-правовых документов и на региональном уровне. Организации должны были принять энергосберегающие программы до 15 мая 2010 г., но в связи с задержкой выпуска постановления Правительства РФ о порядке установления программы и внесением органами исполнительной власти поправок и своих требований, работа началась только в конце ноября 2010 г. Большинство программ, поступающих на утверждение в РЭК, имеют серьезные недоработки, отправляются на корректировку разработчикам. Был установлен срок внесения исправлений – 11 февраля 2011 г., работа продолжается до сих пор.
От Агентства энергосбережения УР выступили с докладами директор Павел Вадимович Берлинский и заместитель директора по техническим вопросам Кирилл Викторович Масленников. «За 2010 г. было принято к рассмотрению 43 заявки на финансирование энергосберегающих проектов, – сказал директор АНО «Агентство по энергосбережению УР». – Из них одобрено конкурсной комиссией финансирование 14 энергосберегающих проектов на общую сумму 65 590,23 тысяч рублей. Наиболее значимыми из данных проектов признаны проекты строительства биоэнергетических комплексов в СПК «Искра», ООО «Пычасский свинокомплекс», ОАО «Восточный». Высокую оценку получили проекты ООО «Игринская энергетическая компания», МУП г. Сарапула «Сарапульский водоканал», ОАО «Ува-древ-холдинг», АМУ культуры г. Ижевска Центр Русской культуры «Русский дом».
В настоящее время АНО «Агентство по энергосбережению УР» принимает заявки на финансирование энергосберегающих проектов на 2011 г. Компании-заявители примут участие в конкурсном отборе для финансирования за счет средств на энергосбережение, а также за счет иных источников финансирования, энергосервисных контрактов, лизинга и других. Приоритет при подведении итогов конкурса отдается энергосберегающим проектам с максимальными показателями энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Проекты претендентов обязательно проходят независимую экспертизу.
Кирилл Викторович Масленников подчеркнул, что реализация энергосервисных контрактов – это действенный инструмент энергосбережения. На сегодняшний день у организаций еще не сложилось понимание термина «энергосервисный контракт», что вызывает множество вопросов, в частности, как будут осуществляться платежи в рамках энергосервисного контракта. Суть контракта в том, что оплата будет производиться за счет экономии, которая будет достигаться за счет выполнения энергосберегающих мероприятий. ФЗ № 261 предусматривает 2 вида платежей: в первом случае заказчик может 100 % сэкономленных средств отдать энергосервисной компании, которая выполняла контракт, или же заказчик может использовать часть этих денег на собственные нужды. Докладчик обозначил основные проблемы в работе с потенциальными заказчиками и потенциальными энергосервисными компаниями. Наряду с реестром компаний-производителей энергосберегающего оборудования Агентство планирует составить реестр энергосервисных компаний и разместить списки на своем сайте www.energosber18.ru.
Перед участниками семинара также выступили представители банковских компаний с предложениями о финансировании энергосберегающих проектов. Таким образом, на семинаре «Источники финансирования энергосберегающих проектов на территории УР» участникам была предоставлена полная информация об основных инструментах работы с энергопотреблением и о финансировании энергосберегающих мероприятий.