Инвентаризация формирует эффективный механизм охраны водных ресурсов
МИНГАЗОВА Нафиса Мансуровна
заведующая лабораторией оптимизации водных экосистем Института управления и территориального развития Казанского федерального университета, д.б.н.
Номер журнала:
Рубрика:
В связи со значительным количеством рек для г. Казани характерно значительное количество придаточных водоемов – пойменных озер, стариц, пойменных водно-болотных комплексов. Самыми крупными пойменными озерами являются озера системы Кабан, они имеют старичное происхождение (древние старицы р. Волги или ее рукава), углублены карстовыми процессами. Среди крупных озер следует отметить озера Лебяжье (в настоящее время усыхающие), карстовое озеро Глубокое, озеро Шанхай в Приволжском районе. В Казани имеется немало искусственных озер: Комсомольский бассейн (образован в 1970-х гг.), озеро Изумрудное (образовано в Юдинском карьере в 1990-х гг.), немало антропогенно-производных малых озер (котлованы домов, торфоразработки и другие), развивающихся по природным процессам становления озер (водно-болотный комплекс Парка Победы, озера Чайковые около Роддома № 1, озера по улицам Чуйкова, Серова и другие).
Лабораторией оптимизации водных экосистем (ранее – экологического факультета КГУ, в настоящее время – Института управления и территориального развития КФУ) более 30 лет проводятся исследования состояния водных объектов города Казани. В 2000-2008 гг. проводились работы по непосредственной инвентаризации водных объектов города.
Началом работ по предварительной инвентаризации количества водных объектов города (только количество, без оценки состояния) послужили первичные рабочие материалы по инвентаризации от администраций районов, списки которых были приведены в постановлении Главы Администрации № 1866 от 22.11.2002 г. «О водных объектах г. Казани». В последующем лабораторией оптимизации водных экосистем эти материалы были значительно дополнены и конкретизированы.
В 2007-2008 гг. в соответствии с городской программой «Оздоровление окружающей среды г. Казани на 2004-2008 гг.», поддержанной депутатами Казанской городской Думы, по муниципальному контракту с Комитетом внешнего благоустройства ИК МО г. Казани проводились работы по инвентаризации и экологической паспортизации всех зеленых насаждений и водных объектов г. Казани (руководитель – профессор Мингазова Н.М.). В ходе работ по инвентаризации водных объектов проводились учет количества, местоположения, генезиса, анализ морфометрических, гидрологических, гидрофизических, гидрохимических и гидробиологических показателей, выявление состояния растительности и животного мира прибрежной зоны, антропогенного воздействия и характера использования.
В ходе исследований было выявлено, что в Казани в связи с особенностями гидрологических и гидрогеологических условий (поймы рек, карстовые и суффозионные процессы, высокий уровень залегания грунтовых вод) имеется значительно большее количество водных объектов (малых озер, естественного, искусственного или антропогенно-природного происхождения, прудов, ручьев и родников, проток и заливов). Только на территории г. Казани имеется более 240 водоемов и водотоков, по районам ситуация различна.
Наибольшим количеством водных объектов обладают Приволжский (56), Кировский (54) и Советский (51) районы, это самые «водные» территории города. С 2002 г. считалось, что наибольшим количеством водных объектов обладает Ново-Савиновский район (насчитывалось до 75 водных объектов), но из-за активного строительства с 2000-х гг. в районе и антропогенной трансформации водоохраной зоны ипоймы р. Казанки количество водных объектов в районе резко уменьшилось (32). Наименьшее количество характерно для Вахитовского и Московского районов (6-10 водных объектов).
Следует иметь в виду, что часть водных объектов (рек) протекает по нескольким районам. Так, р. Казанка находится в границах Кировского, Ново-Савиновского и Советского районов, р. Нокса протекает по территории Приволжского и Советского районов. Приволжский и Кировский районы граничат с Куйбышевским водохранилищем. Для этих районов характерны многочисленные заливы и протоки, и при инвентаризации они учитывались как самостоятельные объекты. Как отдельные водные объекты учитывались также многочисленные искусственные объекты – дрены, пруды, бассейны, а также многочисленные в некоторых районах водно-болотные комплексы пойм рек.
Несмотря на значительное количество выявленных водных объектов (более 240), только часть из них обладает значительными объемами водных ресурсов – Куйбышевское водохранилище, реки Казанка и Нокса, озера Кабан, Подувалье, Б. Глубокое и Изумрудное. Остальные водные объекты в основном малы по площади (0,1-10 га) и мелководны (1-3 м).
Между тем малые водные объекты, несмотря на малые размеры и объемы воды, являются рекреационными зонами и служат местами сохранения биологического разнообразия на урбанизированной территории. Они играют большую роль в сохранении генофонда фауны и флоры в условиях города, служат своеобразными «зелеными коридорами» на путях миграций животных.
В то же время из-за малых размеров они остаются большей частью вне интересов государственных природоохранных и городских служб. У землеустроительных и кадастровых служб, администраций города и районов, управления архитектуры и природоохранных служб нет точных сведений о количестве водных объектов и их параметрах, экологическом состоянии и ценности малых водоемов.
Несмотря на проведение инвентаризации в 2007 г. и передачу сведений в Комитет внешнего благоустройства ИК МО г. Казани и природоохранные органы в 2008-2010 гг., уточненные перечни водных объектов не были изданы в виде постановлений по их охране и благоустройству. В последние годы участились случаи засыпки и уничтожения водных объектов города вследствие отвода и продажи земель водного фонда (водоемов и их водоохранных зон) в качестве земельных участков под строительство, что является нарушением природоохранного и водного законодательства. Если в 1990-х гг. в Казани насчитывалось около 290 водных объектов, в начале 2000-х гг. – более 250, то в настоящее время – не более 240 водоемов и водотоков. Наиболее напряженная ситуация в отношении антропогенной трансформации водных объектов отмечена в Ново-Савиновском районе (количество водоемов снизилось с 75 до 32).
Малые озера города могут быть сохранены при корректировке Генерального плана города (планировалась на 2012 г.) через продолжение инвентаризации озер, нанесение на карты, рекомендации в Генплане по сохранению озер, при принятии мер по их благоустройству (огораживанию, озеленению, соблюдению водоохранного режима и т.п.). В целом природоохранная концепция Генплана г. Казани должна быть направлена на сохранение водных объектов и их водоохранных зон, как естественных, так и искусственных, вторично производных. Водоохранные зоны всех водных объектов следует оставлять незастроенными и озелененными, в этом случает гидрологический режим водных объектов и их экологическое состояние не будут нарушены.
Для решения проблемы сохранения водных объектов в черте города необходимо продолжение работ по инвентаризации, необходимо издать Реестры водных объектов, результаты инвентаризации отражать в экологических паспортах.
Проведение работ по экологической паспортизации водных объектов города Казани и в целом по РТ является весьма важным. Экологические паспорта водных объектов представляют собой свод сведений по местонахождению, происхождению, морфометрическим, гидрологическим, гидрофизическим, гидрохимическим, гидробиологическим и ихтиологическим показателям, оценке качества воды и состоянию экосистем, по факторам антропогенного воздействия, хозяйственной и рекреационной ценности, с рекомендациями по оптимизации состояния водоемов.
В ходе инвентаризации 2007-2008 гг. экологические паспорта были разработаны для 240 водных объектов города, но без утверждения муниципальными органами и природоохранными службами (механизм утверждения паспортов в качестве нормативных документов не разработан в России) они остались в статусе научно-исследовательских отчетов. Часть экологических паспортов периодически запрашивается проектировщиками, водоохранными службами и используется в судах при судебно-экологических экспертизах. Информация в паспортах требует корректировок раз в 5 лет.
Проведенные исследования показывают, что инвентаризация водных объектов с доведением результатов до экологических паспортов и реестров, с последующим утверждением паспортов в качестве нормативных документов и приведением полных перечней в муниципальных постановлениях может явиться действенным способом охраны водных объектов в урбанизированных территорий.