Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Инспекция труда в Чеченской Республике: «Важно усилить правовую ответственность работодателей за нарушения трудового законодательства»

 
ЭЛЬМУРЗАЕВ Адам Увайсович,  руководитель Государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда  в Чеченской Республике

ЭЛЬМУРЗАЕВ Адам Увайсович
руководитель Государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда в Чеченской Республике

Номер журнала: 

Рубрика: 

Система управления охраной труда все активнее переходит в область высоких технологий. По оценкам экспертов, политика минимизации профессиональных рисков требует более современных, модернизированных подходов. И новые методы, надо сказать, применяются довольно интенсивно. Ресурсом обновления обладает, в частности, стратегия усиления надзорной деятельности, а также практика внедрения новых перспективных проектов — таких, к примеру, как «Открытая инспекция труда». Существующая инновационная модель работы интегрирована в деятельность Государственной инспекции труда в Чеченской Республике. Служба активно модернизирует систему надзорной политики, использует эффективные механизмы контроля, что создает условия для решения главной задачи — соблюдения трудовых прав работников.

Об этом опыте рассказывает руководитель Государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда в Чеченской Республике Эльмурзаев Адам Увайсович. 

- Адам Увайсович, Государственная инспекция труда решает задачи стратегического характера — контроля за соблюдением трудового законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Как сегодня на основе результатов проводимой работы Вы можете оценить ситуацию, связанную с соблюдением трудового законодательства на предприятиях Чеченской Республики? 

- Основное внимание должностных лиц федеральной инспекции труда уделяется обеспечению выполнения требований трудового законодательства, непосредственно направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, в том числе регламентированных требованиями Трудового кодекса РФ, содержащимися в статье 215 «Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда», статье 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты», статье 225 «Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда» и др. 

Для оценки ситуации, связанной с соблюдением трудового законодательства на предприятиях республики, достаточно обратится к результатам проверок соблюдения законодательства об охране труда, проводимых госинспекторами труда.

Так, в ходе 271 проверки в I полугодии 2013 года в сфере охраны труда госинспекторами труда в нашей республике выявлено 2127 нарушений трудовых прав работников (в среднем 7,8 нарушений, выявленных в ходе одной проверки), напротив 355 проверок в 2012 году, в ходе которых выявлено 2607 нарушений трудового законодательства (в среднем 7,3 нарушений, выявленных в ходе одной проверки) и 429 проверок  в 2011 году, в ходе которых выявлено 2540 нарушений (в среднем 5,9  нарушений, выявленных в ходе одной проверки). 

Как видно из расклада, нарушения, выявляемые в среднем в ходе одной проверки, все время на протяжении взятого периода растут, но незначительно. Тем не менее, не стали бы утверждать, что тенденция соблюдения трудового законодательства  работодателями направлена на ухудшение. Она, скорее, стабильна, и объясняется возросшими требованиями, повышением контроля со стороны руководства Государственной инспекции труда в Чеченской Республике к деятельности  инспекторов при проведении проверок — мероприятий по обследованию хозяйствующих субъектов. Также обращаем внимание на то, что глава Чеченской Республики, Р.А. Кадыров, уделяет большое внимание вопросам трудового законодательства при посещении хозяйствующих субъектов, что видно из средств массовой информации, и оказывает положительное влияние на соблюдение трудового законодательства работодателями.

Ключевыми и наиболее системными нарушениями в числе общего количества нарушений являются соблюдение работодателями требований статей 212, 225, 221, 213, 223, 226 Трудового кодекса РФ в части обеспечения установленного порядка проведения обучения, инструктажа и проверки знаний работников по охране труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и коллективной защиты, медицинских осмотров некоторых категорий работников, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, выделения средств на мероприятия по охране труда, санитарно-бытового и лечебно- профилактического обслуживания работников и др. 

- Рострудом сегодня поднимается значимая проблема — неготовности работодателей инвестировать в сферу охраны труда. Руководство большого числа предприятий вкладывает ресурсы в безо­пасность работников по так называемому остаточному принципу. Этот факт повышает профессиональные риски. Насколько проблема актуальна для республики?

- Действительно, случается, что работодатели — руководители предприятий — вкладывают ресурсы в безопасность работников по остаточному принципу. Этот факт существенно повышает профессиональные риски. Многие руководители организаций воспринимают систему охраны труда как некий затратный комплекс, а специалисты по охране труда выступают в роли надоедливых просителей. Сказанное в той или иной мере касается многих работодателей республики. 

Анализ результатов надзорно-контрольной деятельности свидетельствует о том, что на многих предприятиях республики отсутствует организационно-распорядительные документы организации работы по охране труда. Из-за неудовлетворительного финансового состояния (низкий уровень производства хозрасчетных организаций), или предвзятого подхода руководителей, считающих, что требования охраны труда для их организации второстепенны, плохого знания работодателями и должностными лицами своих обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда, халатного отношения работодателей и должностных лиц к  своим прямым обязанностям по обеспечению безопасных условий труда или в целях экономии — многие работодатели не выделяют или недостаточно выделяют средств на охрану труда, приобретение нового оборудования,  улучшение условий труда. Механизмы и оборудование эксплуатируются без должного контроля об исправном состоянии, отсутствуют приказом руководителя назначенные ответственные лица за стажировку на рабочем месте с работниками, которые прошли первичный инструктаж, работодатель не обеспечивает организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, в нарушение требований ст. 212 ТК РФ. В результате ситуация с обеспечением безопасности труда в организациях республики практически не улучшается, что в конечном итоге становится одной из объективных причин производственного травматизма.

Объясняется все это, скорее, тем, что при рыночной экономике каждый работодатель пытается сэкономить на всем: «вложить минимум — получить максимум». И будет это продолжаться до тех пор, пока работодателю станет невыгодно игнорировать охрану труда.

Практика надзорной деятельности Государственной инспекции труда свидетельствует о злоупотреблении правом работодателей или их представителей, которые не исполняют законные предписания государственных инспекторов труда — даже после того, когда они были подвергнуты административному наказанию за невыполнение в установленный срок законного предписания. КоАП РФ предоставляет право государственному инспектору труда путем составления протокола возбудить в отношении работодателя административное производство за невыполнение им в установленные сроки законного предписания об устранении выявленных нарушений (ч. 1 ст. 19.5 и п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Данная категория дел рассматривается судом согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ. Других видов ответственности действующее законодательство не предусматривает, что позволяет работодателю, заплатив незначительный по суммам штраф, продолжать уклоняться от исполнения предписания. Складывается ситуация, когда штраф за невыполнение предписания государственного инспектора труда для должностного лица не имеет воспитательного значения. Иные рычаги воздействия по обеспечению обязательного исполнению выданных предписаний у должностных лиц государственной инспекции труда фактически отсутствуют, в соответствии с общими требованиями законодательства виновное лицо не может быть дважды привлечено к ответственности за одно и тоже допущенное правонарушение.

В связи с этим неплохо бы увеличить санкцию ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания (требования, решения) органа (должностного лица),  осуществляющего государственный надзор (контроль)». Одновременно следует дополнить КоАП РФ статьей «Принудительное исполнение законного предписания (требования, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)» следующего содержания:

«Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 настоящего КоАП РФ, одновременно с назначением административного наказания решает вопрос о принудительном исполнении законного предписания (решения) органа (должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении выявленных нарушений законодательства». 

- Инспекциями по труду проводится масштабная работа в части выявления нарушений, касающихся использования некачественных средств индивидуальной защиты. Выносятся запреты на использование СИЗ, не соответствующих требованиям. Насколько эффективно решается вопрос обеспечения работников качественными СИЗ на предприятиях Вашего региона?

- По вопросу обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты на предприятиях государственными инспекторами труда в Чеченской Республике проведено 129 проверок, в ходе которых выявлено 244 нарушений. В среднем на одну проверку приходится 1,9 нарушений.

Во многих организациях работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не обеспечивались специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ, предусмотренными типовыми отраслевыми нормами. Так, например, наиболее типичными нарушениями требований законодательства по обеспечению работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, допускаемых во многих учреждениях здравоохранения, являются следующие.

Не заводятся личные карточки выдачи СИЗ — требование ст. 221 ТК РФ, Приказ Минздрав и социального развития от 17 декабря 2010 года № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами».

Например, в ходе плановой выездной проверки в одной из ГБУ «ЦРБ» было установлено, что для персонала рентгенотделения отсутствует СИЗ со штампами и отметками, указывающие их свинцовый эквивалент и дату; при подключении изделий медицинской техники используются переходники и удлинители; индивидуальные годовые дозы облучения не фиксируются в карточках учета индивидуальных доз, и др. 

По результатам проверки составлен акт, выдано предписание для обязательного исполнения, вынесено постановление об административноем наказании в виде штрафа в отношении главного врача данного учреждения, заместителя главного врача по кадровым вопросам, инженера по охране труда. 

В нарушение ст. 221 ТК РФ не обеспечиваются сертифицированной спецодеждой, спецобувью работники следующих организаций: ГБУ «Шелковская ЦРБ» (главный врач Матаева Р.Д.) Шелковского района; МБОУ ДОД «Наурский Дом детского творчества» (директор Мамаева П.); МБОУ Шелковская СОШ № 1 (директор Чулаева З.Л.) Шелковского района; ГУП госхоз «Дубовская» (и.о. директора Мираев С.К.).

 Прекращено использование не имеющих сертификатов и не отвечающих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников четырех видов в количестве 143 единиц.

- Стратегия развития Госинспекций труда ориентирована на постоянное повышение качества работы, эффективности контрольно-надзорных мероприятий. Какие перспективы намечены для дальнейшей модернизации работы, повышения ее качества? 

- Следует отметить, что внедряются новые формы, технологии работы. К примеру, Государственная инспекция труда в Чеченской Республике проводит мониторинг по определенному вопросу, запрашивая информацию у работодателя. Если в ходе мониторинга выявляются несоответствия или нарушения трудового законодательства, в таких организациях госинспекторы труда проводят внеплановые проверки.

В последнее время все действия  сотрудников Государственной инспекции труда в Чеченской Республике  ориентированы на вопросы включения в мероприятие в рамках большого проекта «Открытая инспекция труда». 

Имеется ввиду создание электронного инспектора, то есть специального портала, на котором будут открыты возможности как для работников, так и для работодателей.

«Электронный инспектор труда», консультационные и краудсорсинговые сервисы появятся у Федеральной службы по труду и занятости в рамках становления «Открытой инспекции труда». Эта долгосрочная стратегия развития разрабатывается Федеральной службой по труду и занятости по поручению министра труда и социальной защиты Максима Анатольевича Топилина и рассчитана она период с 2013 по 2018 гг. Целью ее является переход от модели санкций, при которой нарушения устраняются после проведения (по результатам) проверок, к модели соответствия, предусматривающей деятельное участие всех сторон трудовых отношений в обеспечении трудовых прав.

В настоящее время функция инспекции, при которой деятельность органа сводится только к выявлению и пресечению правонарушений, себя исчерпала. В результате реализуемого проекта предполагается изменить миссию инспекций. Мы должны перейти от выявления нарушений к улучшению условий труда. Предполагается переориентировать работодателя с приоритета «пройти проверку с наименьшими потерями» на «активное обеспечение соблюдения трудового законодательства». Также предполагается вовлечь работника в систему цивилизованных трудовых отношений и научить его активно защищать свои права. Роструд в свою очередь планирует работу над проблемой защиты интересов работников, которые в случае обращения в госинспекции труда подвергаются давлению со стороны работодателей. 

«Электронный инспектор» как интернет-сервис, как механизм, позволит обеспечить одинаковое понимание требований трудовых нормативных актов и сущности проверочных мероприятий как инспектором, так и работником и работодателем, единства их цели. Сервис позволит работодателю провести предпроверку — аудит на своем предприятии. 

Все статьи рубрики