Государственный строительный надзор: разграничение полномочий и особенности проведения. Часть II
ЧЕБОТАРЕВ Михаил Юрьевич
первый заместитель начальника Государственной строительной инспекции при Минстрое Удмуртской Республики
Номер журнала:
Рубрика:
В прошлом номере журнала «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда» была опубликована статья «Государственный строительный надзор: разграничение полномочий и особенности проведения. Часть I». В ней были даны определения предмета, субъекта и объекта государственного строительного надзора.
Напомним, что государственный строительный надзор начинается с извещения о начале строительства, которое должно быть направлено в региональный надзорный орган субъектами надзора с приложением документов, указанных в части 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ. Дальнейшая работа по проведению государственного строительного надзора осуществляется на основании программы и извещений об окончании определенных этапов строительства, которые к нам поступают от лиц, осуществляющих строительство.
В случае, если хозяйствующим субъектом нарушаются сроки, которые указаны в Программе проверок, органы государственного надзора вправе провести проверку по тем срокам, которые указаны в Программе проверок. При этом в соответствии с ФЗ РФ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» соответствующее извещение должно быть направлено в адрес хозяйствующего субъекта. Любая плановая или внеплановая проверка проводится на основании Распоряжения о проведения проверки, которое хозяйствующее лицо имеет право потребовать показать.
Органы государственного строительного надзора могут проводить как выездные, так и документарные проверки или совмещенные. По каждой проверке составляется акт, который направляется или вручается застройщику, заказчику или лицу, осуществляющему строительство. В случае, если были установлены нарушения, выписывается предписание тому лицу, кто эти нарушения допустил.
Надзорное дело
На каждый объект капитального строительства заводится Надзорное дело, ведение которого регулируется РД 11-03-2006 «Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора», утвержденными Ростехнадзором. Необходимо отметить, что в настоящее время они применяются в той части, в которой не противоречат действующему законодательству. В РД указано, что проверка осуществляется инспекторами, в ходе документарных и выездных проверках внимание уделяется тому, на каком этапе находятся:
- ведение строительной документации;
- проведение строительного контроля; - применение строительных материалов; - соответствие технических регламентов норм и правил.
В настоящее время основной акцент делается на соответствие ведения строительных работ требованиям технических регламентов. Основным техническим регламентом для строителей и государственных строительных надзорных органов является Техрегламент о безопасности зданий и сооружений, утвержденный ФЗ от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В последнее время часто проектная документация не соответствует требованиям техрегламентов, строительных норм и правил. В этом случае даже при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации к ответственности привлекаются проектировщики.
Что должно быть на объекте капитального строительства при проверке? Прежде всего, это Общий журнал строительных работ и специальные журналы строительных работ. Кроме того, должна быть вся исполнительная документация по завершению каждого этапа строительства, в том числе акты на скрытые работы, сертификаты и паспорта применяемых строительных материалов, результаты лабораторных исследований.
Отсутствие какого-либо из документов свидетельствует об отсутствии строительного контроля, что подразумевает под собой административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 9.4. КОАП РФ.
Далее инспекторами проводится визуальный осмотр. Если при этом будут установлены определяемые визуально дефекты, то в случае отсутствия строительного контроля на объекте инспектор имеет право назначить проведение строительно-технической экспертизы. Экспертиза будет проводиться за счет лица, осуществляющего строительство, застройщика, заказчика.
По результатам проверки инспектором составляется Акт проверки. После составления акта проверки в случае выявленных нарушений составляется предписание, либо предписание и протокол об административном правонарушении. Протокол составляется в том случае, если в период проведения проверки не будут устранены замечания и нарушения, которые выявил инспектор в ходе проведения проверок.
Кроме акта проверки, предписания и протокола надзорные органы могут вынести представление либо изготовителю, либо лицу, которое применяет некачественный строительный материал, либо материал, не имеющий подтверждающих документов о его соответствии.
При строительстве не допускаются иные виды надзора, кроме строительного
В настоящее время предмет государственного строительного надзора несколько расширился. В его рамках осуществляются федеральный государственный пожарный надзор, федеральный экологический надзор и санитарный эпидемиологический надзор, а также контроль над качеством применяемых строительных материалов, которые должны соответствовать требованиям техрегламентов и закону о техническом регулировании.
Важно, что при проведении строительства и реконструкции объектов капитального строительства в их отношении не допускается проведение иных видов надзора. Государственный пожарный надзор, миграционная служба, налоговая служба, инспекция по труду могут проверить хозяйствующий субъект, но как юридическое или физическое лицо, а не объект капитального строительства. Какие-либо требования по строительству, или реконструкции объекта капитального строительства, или реконструкции может предъявлять только государственный строительный надзор и только в рамках проведения проверок.
Итоговая проверка
Следующий этап — итоговая проверка. Извещение об окончании строительства направляется в надзорные органы лицом, осуществляющим строительство, застройщиком или заказчиком. На основании этого извещения проводится итоговая проверка. В чем отличие ее от обычных проверок? Прежде всего, это комплексная проверка, в ходе которой проверяется итоговая работа. Проверка проводится не одним инспектором, закрепленным за объектом, а всеми узкими специалистами государственного надзорного органа. На объект выходят «пожарный», «электрик», инженер по сетям. В ходе проведения итоговой проверки проводится проверка всей исполнительной документации.
Итоговая проверка проводится 20 дней. Если в ходе проведения итоговой проверки будет установлено, что строительство не завершено, будут выявлены нарушения при строительстве, например, отсутствие строительной документации в полном объеме, то составляется акт итоговой проверки с нарушениями и предписаниями. Если будет установлено, что строительство не завершено на момент проверки, то итоговая проверка считается проверкой этапа строительства.
Особенность государственного строительного надзора заключается в том, что именно он выдает разрешительный документ для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В случае положительного результата итоговая проверка завершается выдачей заключения о соответствии.