Энергоэффективность и энергосбережение. Надзорные регуляторы
Соловьев Андрей Борисович
заместитель руководителя Западно- Уральского управления Ростехнадзора (Удмуртская Республика)
Номер журнала:
Рубрика:
Ростехнадзор выступает одним из ключевых субъектов, осуществляющих надзор за реализацией обновленного законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. О том, какие контролирующие механизмы применяются в Удмуртской Республике для решения вопросов, связанных со снижением энергоемкости экономики, рассказывает заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора Андрей Борисович Соловьев.
- Андрей Борисович, если говорить в целом, то вопросы повышения энергетической эффективности находятся сегодня в плоскости особых национальных интересов. Для их решения необходимо оптимальное законодательное поле. Каким правовым статусом наделена работа по снижению энергоемкости экономики?
- Действительно, в настоящее время тема энергосбережения приобрела большую актуальность, а повышение энергетической эффективности определено Президентом Российской Федерации в качестве одного из приоритетов инновационного развития страны.
Энергоэффективность и энергосбережение входят в пять стратегических направлений приоритетного технологического развития России, названных Президентом РФ, и являются огромным резервом отечественной экономики. Энергосбережение – общенациональная задача, в процесс модернизации экономики России включены не только хозяйствующие субъекты, но и все общество в целом, общественные организации, политические партии, а вопросам энергосбережения и энергетической эффективности уделяется особое внимание.
Следует отметить, что большая роль в повышении энергоэффективности отводится субъектам Российской Федерации, которые уже сегодня наделены соответствующими полномочиями. В каждом регионе, в каждом муниципальном образовании должна быть своя программа энергосбережения – с четкими, понятными целевыми показателями и соответствующей системой оценки.
- С каких инициатив была начата эта важная работа?
- Импульс в реализации государственной политики энергосбережения и энергоэффективности был дан Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и соответствующими поручениями Президента и Правительства РФ. В соответствии с этим Указом Президента РФ и поручениями Правительства РФ в стране активизировалась работа по реализации государственной политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Сегодня в России практически сформирована нормативная правовая база в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, начался этап практической реализации намеченного курса.
В настоящее время в сфере энергосбережения и энергетической эффективности существуют три основополагающих базовых документа: «Энергетическая стратегия на период до 2030 года», Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 г. № 67 за органами исполнительной власти Российской Федерации были закреплены полномочия по реализации требований действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Функции надзора и контроля за их выполнением закрепили за четырьмя федеральными надзорными органами: за Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по тарифам и за Ростехнадзором.
- Какие функции возложены на Ростехнадзор?
- В частности, за Ростехнадзором закрепили полномочия по осуществлению контроля и надзора:
- за соблюдением при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- за соблюдением собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- за соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем 50 % и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 % акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок.
В целях реализации требований законодательства, действующего в области энергетической эффективности, Удмуртскими территориальными отделами Западно-Уральского управления Ростехнадзора ведется работа по составлению реестра организаций Удмуртской Республики, обязанных принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- Как сегодня реализуются механизмы надзора?
- Вопросы стимулирования и повышения энергетической эффективности определены Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Это базовый документ, определяющий государственную политику в области энергосбережения. Закон направлен на решение вопросов энергосбережения и повышения энергоэффективности в области ЖКХ.
Также внесены некоторые изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях – ст. 9.16 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В целях реализации требований законодательства, действующего в области энергетической эффективности, Удмуртскими территориальными отделами Западно-Уральского управления Ростехнадзора ведется работа по составлению реестра организаций Удмуртской Республики, обязанных принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и организаций, которым необходимо провести обязательное энергетическое обследование в установленный срок. Региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны были быть утверждены до 1 августа 2010 г., организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны были принять данные программы до 15 мая 2010 г. Таким образом, несоблюдение требований по принятию данных программ уже влечет за собой административную ответственность.
Данные требования в пределах установленных полномочий проверяются должностными лицами управления при плановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; при вводе в эксплуатацию вновь построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт зданий, строений и сооружений.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 г. № 67 за органами исполнительной власти Российской Федерации были закреплены полномочия по реализации требований действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Функции надзора и контроля за их выполнением закрепили за четырьмя федеральными надзорными органами: за Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по тарифам и за Ростехнадзором.
Должностными лицами также ведется разъяснительная работа о необходимости проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определенными Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, энергетического обследования в срок до 31 декабря 2012 г. Невыполнение данного требования в установленные сроки тоже будет являться административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Сегодня в России практически сформирована нормативная правовая база в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, начался этап практической реализации намеченного курса.
- Какую роль призваны сыграть в системе этих мер субъекты Федерации?
- Следует отметить, что большая роль в повышении энергоэффективности отводится субъектам Российской Федерации, которые уже сегодня наделены соответствующими полномочиями. В каждом регионе, в каждом муниципальном образовании должна быть своя программа энергосбережения – с четкими, понятными целевыми показателями и соответствующей системой оценки. От успешности реализации данных программ на территориях зависит выполнение задач, поставленных Президентом РФ Д.А. Медведевым по снижению энергоемкости в ОЗП и росту экономики в целом.