Энергетические обследования в Удмуртии
ТЕСТОЕДОВ Владимир Владимирович
заместитель директора по энергоаудиту АНО «Агентство по энергосбережению УР »
Номер журнала:
Рубрика:
О том, как реализуется данный закон в Удмуртской Республике рассказал Владимир Владимирович Тестоедов, заместитель директора по энергоаудиту АНО «Агентство по энергосбережению».
- Владимир Владимирович, что подразумевает под собой энергетическое обследование? Энергоаудит проводится в добровольном порядке, но есть категория потребителей, для которых он является обязательным. Кто согласно законодательству попадает в эту категорию?
- Для этого необходимо подробно рассмотреть две статьи нового закона: ст.15 «Энергетическое обследование» и ст.16 «Обязательное энергетическое обследование».
Энергетическое обследование:
1) подразумевает поиск и реализацию энергетически и экономически эффективных решений хозяйствования в условиях полного контроля потоков энергоресурсов;
2) является начальным этапом работ по энергосбережению и основным инструментом разработки программ энергосбережения исключительно для всех отраслей экономики.
Энергетическое обследование – это сбор и обработка данных об использовании энергетических ресурсов в целях получения информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности для выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, а также в обязательном для отдельных категорий потребителей, прописанных в новом законе.
Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2) организации с участием государства или муниципального образования;
3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
4) организации, осуществляющие:
- производство и (или) транспортировку: воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии;
- добычу: природного газа, нефти, угля; производство нефтепродуктов;
- переработку природного газа, нефти;
- транспортировку нефти, нефтепродуктов;
5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Лица, указанные выше, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу нового закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования не реже, чем один раз каждые пять лет.
Из опыта работы (более 10 лет) сотрудников Агентства: продолжительность обследования от 0,5 месяца (небольшая бюджетная организация) до 12 месяцев. Стоимость обследования (по трудозатратам) составляет от 30 тыс. руб. до десятков миллионов рублей для крупных предприятий и более.
- Какое количество обследований следует провести за ближайшие три года в Удмуртской Республике?
- Агентство располагает информацией о количестве организаций, финансируемых из республиканского и муниципального бюджетов, соответственно 280 и 3500, и о количестве организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности – 470. Можно предположить, что из всех шести категорий потребителей ТЭР, подлежащих обязательному энергетическому обследованию, количество их превысит 5000. Потребуется ежемесячно проводить обследования в 139 организациях. Из опыта работы (более 10 лет) сотрудников Агентства: продолжительность обследования от 0,5 месяца (небольшая бюджетная организация) до 12 месяцев. Стоимость обследования (по трудозатратам) составляет от 30 тыс. руб. до десятков миллионов рублей для крупных предприятий и более. Основные направления проведения энергоаудита: бюджетная сфера, ЖКХ, энергоснабжающие организации и промышленные предприятия.
Таким образом, новым законом установлены сверхсложные задачи, и решить их можно только хорошо организованной работой и исполнительской дисциплиной.
- Для проведения качественного энергетического обследования необходима хорошая материально-техническая оснащенность и методическая база. Как в Агентстве решаются вышеназванные вопросы?
- Безусловно, кроме требований к лицам, осуществляющим деятельность по проведению энергетических обследований, прописанных в новом законе, следует учесть: на сколько специалисты «вооружены» методиками и приборами (без инструментальных обследований качественную работу делать невозможно); их опыт проведения аналогичных работ, способность к исследованию достаточно сложных систем. АНО «Агентство по энергосбережению УР» имеет все необходимое для проведения полного комплекса работ по энергоаудиту:
- с учетом опыта, разработана своя методическая база;
- имеется инструментальное (приборное) обеспечение;
- штат квалифицированных сертифицированных специалистов-аудиторов.
АНО «Агентство по энергосбережению УР» является членом СРО в области энергетических обследований НП «ТЭК Эксперт». Помимо этого Агентство обладает многолетним опытом проведения энергетических обследований. За эти годы проведено несколько десятков энергетических обследований промышленных предприятий, бюджетных учреждений и организаций жилищно-коммунального комплекса.
- Исходя из большого опыта работы Агентства в области энерго-аудита, как сегодня можно оценить ситуацию в Удмуртии? Каковы источники финансирования энерго-сберегающих мероприятий и их экономический эффект?
- Результаты проведенных энергетических обследований подтверждают наличие большого резерва экономии энергетических ресурсов (от 15 до 40%), особенно тепловой энергии, где имеются значительные потери и нереализованные возможности использования вторичных ресурсов.
По каждому обследованию разработан ряд энергосберегающих мероприятий, внедрение которых позволяет от 15 до 45% снизить ежегодно финансовые расходы на оплату энергоресурсов. Разработаны конкретные мероприятия по модернизации или техническому перевооружению объектов, включая технические и экономические аспекты, реальные перспективы по развитию, вероятности газификации, возможности изменения схем, автоматизации. Около 30% имеющегося в организации потенциала снижения затрат на ТЭР можно реализовать при помощи организационных беззатратных энергосберегающих мероприятий. Например, в 2009 году и в первом полугодии 2010 года было обследовано 33 бюджетные организации в Удмуртской Республике.
Реализация в них всего лишь одного мероприятия, не требующего никаких затрат, а именно - пересмотреть договорные условия с энергоснабжающими организациями, позволит существенно снизить затраты на ТЭР (таб. 1). Результаты энергетических обследований облегчат привлечение сторонних источников финансирования энергосберегающих мероприятий. Возможные источники финансирования мероприятий:
- кредиты банков;
- лизинг;
- средства на энергосбережение в УР;
- энергосервисные контракты;
- льготы по налогу на прибыль и имущество, возмещение части процентной ставки на уплату процентов по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей;
- финансирование из федерального бюджета в рамках Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года.
Энергетическое обследование – мероприятие дорогостоящее, но быстрокупаемое.
Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Майская, 29, тел.: (3412) 908-984, 908-986, 908-996, 908-994,
е-mail: konkurs@energosber18.ru, www.energosber18.ru