Безопасная эксплуатация лифтового оборудования в Чувашской Республике
ДАНИЛОВ Андрей Семенович
заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора (по Чувашской Республике)
Номер журнала:
Рубрика:
В связи с принятием Федерального закона от 4 марта 2013 года № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 п. 1 ст. 333 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации» из категории опасных производственных объектов исключены объекты, на которых используются лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (вне пределов метрополитена). Указанные изменения вступили в действие с 15 марта 2013 года.
В настоящее время государственный контроль (надзор) над лифтами осуществляется органами Ростехнадзора в рамках Федерального закона от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 824.
При проведении проверок в отношении юридических лиц, эксплуатирующих лифтовое оборудование, выявляются следующие нарушения: несоблюдение требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»; технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», ГОСТ Р53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке», а именно:
- рабочее освещение кабины не обеспечено не менее чем двумя параллельно включенными источниками света;
- не обеспечено аварийное освещение кабины лифта при отказе питания рабочего освещения;
- не обеспечено одинаковое сцепление всех тяговых канатов с канатоведущим шкивом. При движении кабины лифта наблюдается проскальзывание одного из канатов, вследствие чего слышен скрежет и шум;
- в машинном помещении в зонах обслуживания оборудования (лебедки) не обеспечена освещенность не менее 200 лк;
- в подъездах домов отсутствует освещение подхода к машинному помещению;
- на момент проведения проверки у владельца отсутствует договор на страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и т.д.
Так, например, в г. Новочебоксарске 26 января 2015 года произошел несчастный случай со смертельным исходом с токарем ЗАО «Фирма «Шевле» Горлановым Александром Алексеевичем при эксплуатации грузового лифта в трехэтажном здании предприятия.
Комиссией Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) было установлено, что пострадавший должен был спустить на грузовом лифте тележку с готовой продукцией со второго этажа здания на первый. Открыв дверь шахты лифта на втором этаже, работник при отсутствии освещения не заметил, что кабины лифта на этаже нет, и шагнул в шахту, сорвавшись вниз и потащив за собой тележку с грузом. Комиссия, исходя из результатов осмотра места происшествия, опроса очевидцев, рассмотрения документов и фотоматериалов, пришла к выводу, что основной причиной аварии стала эксплуатация лифта с нарушением требований технического регламента, норм и правил. Пострадавший беспрепятственно открыл двери шахты лифта в отсутствие кабины на посадочном этаже в связи с отказом механического оборудования лифта. Были обнаружены неисправности автоматического замка дверей шахты, а также деформации балки двери, тяги запирающего устройства, отсутствие освещения в кабине. Необходимые ежесменные осмотры лифта, которые должны были выявить все эти неисправности, в организации не проводились. Кроме того, пострадавший был допущен к работе по перемещению груза с помощью лифта без обучения по профессии лифтер, наличия соответствующего удостоверения, проведения инструктажей по охране труда, проверки знаний производственной инструкции, инструкции по технике безопасности. Все эти выявленные нарушения стали прямыми причинами произошедшей трагедии.
В основном причинами нарушений являются: наличие большого количества лифтов, отработавших установленный срок службы, формальный подход юридических и должностных лиц к соблюдению требований по безопасной эксплуатации лифтов.
При выявлении нарушений требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» при эксплуатации лифта предусмотрено административное наказание в соответствии со ст. 9.19 КоАП РФ «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
Если в ходе проведения проверки в отношении эксплуатирующей организации были выявлены нарушения и выдано предписание с указанием срока устранения нарушений, при этом эксплуатирующая организация не выполнила в установленный срок законное предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, то в отношении должностных лиц, юридических лиц предусмотрено административное наказание в соответствии с ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Рекомендации
для предприятий
В целях безопасной эксплуатации лифтового оборудования рекомендуется добросовестно выполнять все требования действующего законодательства по безопасной эксплуатации лифтов как руководством, так и должностными лицами с обслуживающим персоналом, а также изыскивать финансовые средства на модернизацию или замену лифтов, отработавших установленный срок службы.