Андрей Наумов: «Проверки опасных объектов по части ЛСО выявляют многочисленные нарушения»
НАУМОВ Андрей Геннадьевич
начальник ГУ МЧС России по Республике Мордовия, генерал-майор внутренней службы
Номер журнала:
Рубрика:
В данной статье речь пойдет о создании ЛСО на объектах Республики Мордовия. В частности, по словам начальника ГУ МЧС России по Республике Мордовия Наумова Андрея Геннадьевича, на территории республики расположено 43 потенциально опасных объекта (ПОО), в том числе шесть химически опасных объектов и пять опасных производственных объектов II класса опасности, в районах размещения которых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 404 «О внесении изменений в статью 14 ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ФЗ № 28 «О гражданской обороне», постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 должны быть созданы локальные системы оповещения. Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия в адрес руководителей организаций своевременно направлена информация о необходимости оснащения локальной системой оповещения в связи с изменением законодательства РФ. Контроль исполнения организациями обязанности по оповещению населения проводится надзорными органами в ходе плановых и внеплановых проверок.
Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия в адрес руководителей организаций своевременно направлена информация о необходимости оснащения локальной системой оповещения в связи с изменением законодательства Российской Федерации. Контроль исполнения организациями обязанности по оповещению населения проводится надзорными органами в ходе плановых и внеплановых проверок.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей; на юридических лиц — от 10 до 200 тысяч рублей. Частью 1 ст. 19.5 невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 10 до 20 тысяч рублей.
В отношении должностных и юридических лиц, допустивших нарушения, своевременно принимаются меры административного воздействия, и выдаются предписания, обязательные для исполнения, с указанием конкретных мероприятий по устранению выявленных нарушений. Сотрудниками управления надзорной деятельности и профилактической работы составлено 16 протоколов об административном правонарушении (пять на должностных лиц, 11 на юридических лиц), выдано 16 предписаний, судебными органами вынесено 16 постановлений о наложении административного штрафа на сумму 632 тысячи рублей. В адрес органов власти и прокуратуры Республики Мордовия направлено 12 информационных писем о состоянии потенциально опасных объектов с нарушениями в части, касающейся эксплуатации локальных систем оповещения. По состоянию на 1 апреля 2015 года локальные системы оповещения созданы и соответствуют требованиям на пяти химически опасных объектах (ОАО «САН ИнБев», филиал Саранский (г.о. Саранск), ОАО «Молочный комбинат «Саранский» (г.о. Саранск), ООО МПК «Торбеевский» (Торбеевский муниципальный район), ООО МПК «Атяшевский» (Атяшевский муниципальный район), ОАО «Мясокомбинат «Оброченский» (Ичалковский муниципальный район). Разработаны и согласованы проектно-сметные документации на создание локальных систем оповещения, проведены монтажные и пуско-наладочные работы. На одном ХОО (ОАО «Биохимик» г.о. Саранска) создание ЛСО не планируется в связи с переходом на безопасное производство, снижением объемов химически опасных веществ.
Для бизнес-сообществ разработана методическая литература, направленная на оказание помощи по выполнению требований законодательства. Проводится работа по консультированию представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в решении вопросов, связанных с устранением нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном Административными регламентами.
При создании локальных систем оповещения организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, руководствуются Методическими рекомендациями по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов ЛСО, в которых изложены назначение, организация и порядок задействования ЛСО; организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов; организация и основные этапы создания ЛСО; организация эксплуатационно-технического обслуживания технических средств ЛСО.
Следует отметить, что МЧС России согласован перечень комплексов технических средств оповещения, прошедших государственные испытания и предназначенных для создания локальных систем оповещения. Положительным примером можно отметить, что в настоящее время на ПОО проводятся мероприятия по модернизации ЛСО, переход на дополнительное контрольное оборудование, исключающее человеческий фактор в случае возникновения чрезвычайной ситуации и работу всей системы в автоматическом режиме, что говорит о высоком уровне понимания ответственности руководителями.
В связи с недавним вступлением в законную силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 404 и ФЗ № 28 контроль создания локальных систем оповещения на ОПО II класса опасности планируется с 2016 года. Надзорные органы планируют свои проверки в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Основанием включения в сводный план проверок на предстоящий год является истечение трех лет с момента последней плановой проверки.
О прогнозировании угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций
В перечень основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС включено прогнозирование угрозы возникновения ЧС. Определено, что потенциально опасными являются объекты, на которых расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объекты, на которых возможно одновременное пребывание более 5000 человек. Критически важными являются объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой России, субъекта РФ или административно-территориальной единицы субъекта РФ, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.