Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

октябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Александр Караваев: «Принципиально усилить работу по пресечению нарушений природо-охранного законодательства»

 
КАРАВАЕВ Александр Петрович, руководитель Управления Федеральной службы  по надзору в сфере  природопользования  по Республике Мордовия

КАРАВАЕВ Александр Петрович
руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия

Номер журнала: 

Рубрика: 

Состояние окружающей среды в Республике Мордовия не относится к разряду критических. Резкий спад производства промышленных предприятий г. Саранска с начала 1990-х годов, внедрение новейших технологий на крупных предприятиях республики, переход на газовое топливо, создание природоохранных органов и их непрерывная деятельность способствовали относительно благополучному состоянию окружающей среды. В то же время в природоохранной деятельности существуют проблемы, требующие своего решения.

Наиболее важный аспект негативного воздействия на окружающую среду — это проблема накопления, переработки и захоронения отходов производства и потребления. В России в целом и на территории РМ в частности основным способом размещения отходов является их захоронение на полигонах и свалках, но он имеет множество недостатков, связанных с использованием и загрязнением больших территорий под полигоны. При этом срок эксплуатации полигона составляет 15-20 лет.

Действующие полигоны и иные объекты захоронения отходов не в полной мере отвечают санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям. Обслуживающими организациями допускаются нарушения установленных правил их эксплуатации. Имеющихся мощностей по захоронению отходов ТБО в настоящее время в республике явно не хватает. 

Следует отметить, что в настоящее время муниципальными властями Ардатовского, Дубенского, Атяшевского, Старошайговского, Кадошкинского, Ичалковского районов проведена работа по легализации районных свалок и приведению их в надлежащее состояние. Хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими свалки Ардатовского, Атяшевского, Кадошкинского, Ичалковского муниципальных районов, получены лицензии на размещение отходов производства и потребления.

Требуют оперативного решения вопросы переработки и захоронения токсичных промышленных отходов, так как в Мордовии отсутствуют специализированные полигоны по их утилизации. Большая часть опасных для окружающей среды отходов производства и потребления передается специализированным организациям, часть опасных отходов используется в технологических процессах самих предприятий. Особую тревогу вызывает образование несанкционированных свалок.

На территории республики выявлено 263 места несанкционированного размещения ТБО на площади 101,3 га. В результате всего комплекса мероприятий на территории республики ликвидировано 99 % мест несанкционированного размещения ТБО из числа выявленных.

В соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 года № 238), размер предотвращенного вреда в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления составил 141 млн 622 тыс. 080 рублей.

Хотелось бы отметить, что все предъявленные требования были исполнены, а несанкционированные свалки ликвидированы, о чем в адрес Управления направлялись соответствующие отчеты с приложением фотоматериалов.

На протяжении длительного времени одной из основных проблем в г. Саранске являлось функционирование на ОАО «Лисма» цеха по выпуску и переработке люминесцентных ламп (отходы I класса опасности). Специфика застройки ГО Саранск в том, что заводы оказались в центре города, в том числе и ртутный цех (№ 8) ОАО «Лисма». Когда проектировали и строили г. Саранск, завод стоял на окраине города. Вскоре благодаря появившимся предприятиям город резко расширился.

Масштабы использования и экономическая значимость ртутных (особенно люминесцентных) ламп очень велики. В частности, в России такие лампы обеспечивают до 65-70 % световой энергии, генерируемой искусственными источниками света.

Известно, что соединения ртути особенно опасны из-за высокой миграционной подвижности, способности накапливаться в живых организмах в высокой концентрации, а также из-за способности поражать различные системы и органы живых организмов.

Благодаря многолетней систематической работе инспекторского состава по уменьшению выбросов ртути в атмосферный воздух ртутный цех прекратил свою деятельность и был перенесен из центра на окраину г. Саранска. Надзорные мероприятия, проведенные в ноябре 2013 года в отношении ОАО «Лисма», подтвердили, что данный факт в значительной мере способствовал улучшению качества атмосферного воздуха.

По результатам осуществленных надзорных мероприятий в части охраны и рационального использования атмосферного воздуха предприятиями ОАО «Мордовавтодор», ОАО «МордовАгроМаш», ООО «Спиртовой завод «Ромодановский» проведен ряд работ, способствующий снижению выбросов загрязняющих веществ, улучшению качества атмосферного воздуха республики.

Только за период 2013 года в республике 37 % хозяйствующих субъектов из числа проверенных снизили массу загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух.

Следующим не менее важным аспектом является сложная обстановка по очистке сточных вод перед сбросом в поверхностные водные объекты.

Всего в республике функционируют 67 очистных сооружений разного типа суммарной производительностью 107,65 млн м3/год, в том числе со сбросом в поверхностные водные объекты 45 единиц производительностью 102,3 млн м3 /год.

Наиболее стабильная работа очистных сооружений отмечается в городах Саранске и Рузаевке. Остальные существующие очистные сооружения не способны довести качественный состав сточных вод до требований установленных нормативов, так как многие очистные сооружения морально устарели и требуют замены или капитального ремонта (Муниципальное предприятие Чамзинского муниципального района «Чамзинкаводоканал», ООО «Жилищник» Ичалковского района, ООО «Зубово-Полянаводоканал», ООО «Тургеневжилкоммунсервис», ООО «Коммунальные ресурсы РМ» ООО «Управдом» и др. 

Постановлением Правительства РМ утверждена РЦП «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность Республики Мордовия» на 2011-2015 годы. Основные мероприятия программы — охрана поверхностных водных объектов; мероприятия, направленные на рациональное использование, восполнение водных ресурсов и охрану водных объектов; мониторинг поверхностных водных объектов. 

Постановлением Правительства РМ также утверждена РЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РМ» на 2013-2020 годы. Цели программы: сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, восстановление и экологическая реабилитация водных объектов.

Фактором, усугубляющим экологическую обстановку, являются нерешенные проблемы сбора и отведения с территорий городов Мордовии ливневых стоков. Согласно оценкам специалистов, охват столицы республики системами ливневой канализации недостаточен.

Нарушения природоохранных требований при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты, которые стали уже системными фактами, укоренившимися в практике хозяйствующих субъектов, дают полное основание говорить о том, что создание условий для нормативного состояния водных объектов — глобальная цель дальнейшего развития.

В результате деятельности Управления наиболее значительные инвестиции в модернизацию производства внесли следующие предприятия: ООО «Сыроваренный завод «Сармич», ООО «Ромодановосахар», ООО «ВКМ-СТАЛЬ», ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский», ООО «Спиртовой завод «Теньгушевский».

Только за последние два года более 20 объектов промышленности и агропромышленного комплекса прекратили незаконный сброс сточных вод, оформили решения о предоставлении водного объекта в пользование. Более 15 хозяйствующих субъектов снизили массу загрязняющих веществ в сточных водах в общем числе проверенных водопользователей.

Не менее важным аспектом в условиях республики является охрана подземных вод от загрязнения и истощения. В отличие от других регионов ПФО Республика Мордовия почти полностью удовлетворяет потребность в питьевой и технической воде из подземных водоносных горизонтов.

Основным фактором воздействия на подземные воды на территории республики является интенсивная и длительная эксплуатация основного водоносного горизонта, которая затронула, кроме эксплуатируемого, смежные водоносные горизонты и комплексы.

На долю централизованных водозаборов Саранского месторождения приходится 72,7 % общего водоотбора республики. Эксплуатация ведется на восьми участках Саранского месторождения подземных вод с разведанными запасами.

По данным мониторинга недр, в последние годы наблюдается тенденция к подъему уровня подземных вод центральной части Саранского городского водозабора.

К сожалению, при наметившейся положительной тенденции к повышению уровня не наблюдается улучшение качественного состава за счет боковых подтоков пресных подземных вод.

В то же время нагрузка по водоотбору перешла на действующие Рудненский и Пензятский водозаборы с вероятной перспективой образования депрессионных воронок и на данных участках.

Депрессионные воронки меньших масштабов в пластах подземных вод в настоящее время образуются  вследствие эксплуатации также на Рузаевском, Ковылкинском водозаборах. Несмотря на падение промышленного потребления, образование воронок прогрессирует.

Для избежания дальнейшего катастрофического ухудшения состояния пресных подземных вод необходима экспертиза запасов по всем месторождениям, где проводится добыча.

Только в результате контрольных мероприятий Управления Росприроднадзора по РМ к настоящему времени с большим трудом удалось сдвинуть с мертвой точки процесс оценки и экспертизы запасов по эксплуатационным водозаборным скважинам. На основании выданных управлением предписаний утверждены эксплуатационные запасы по водозаборам ЛПУМГ «Торбеевское» ОАО «Газпром», ООО «Мир цветов», ООО «Надежда», ОАО «Сармич», заключены договоры со специализированными организациями, и проводится работа по утверждению эксплуатационных запасов подземных вод рядом предпрятий, такими как ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский», ТГК-6, ОАО «Биохимик», ОАО «Ардатовский светотехнический завод».

В настоящее время по существующим рыночным расценкам стоимость работ по утверждению эксплуатационных запасов подземных вод на одной скважине составляет 280-370 тыс. рублей.

ОАО «Лисма», бывшее в советское время флагманом электротехнической промышленности, эксплуатируя четыре скважины на Саранском городском водозаборе, добывает порядка 1 млн м3 подземных вод только для удовлетворения собственных потребностей, ОАО «СанИнБев», специализирующийся на выпуске пива, также добывает порядка 1 млн м3 из двух скважин на Саранском городском водозаборе. Несмотря на экономические трудности, такие предприятия могут экономически осилить утверждение экспсплуатационных запасов, но даже они идут на это весьма неохотно.

А с мелкими производственными предприятиями, обеспечивающими собственные предприятия, сельское население питьевой и хозяйственно-бытовой водой, и небольшими районными структурами по водообеспечению вопрос экспертизы эксплуатационных запасов подземных вод на сегодня тупиковый. Экономика данных предприятий колеблется на грани банкротства, доходы небольшие, а количество скважин может достигать 10 и более в разных сельских населенных пунктах и фермах. Жесткими карательными мерами в рамках действующего закона, такими как штрафные санкции в 300-500 тыс. рублей, аннулирование лицензий, приостановка деятельности по добыче подземных вод, не только невозможно получить положительный результат по проведению экспертизы запасов подземных вод, но это даже усугубит ситуацию дополнительным бременем очень значительных штрафов. Также нельзя сбрасывать со счета, что они решают социально значимую задачу по водообеспечению населения в селах.

Несмотря на ряд проблем в природоохранной деятельности, основным большинством хозяйствующих субъектов в последние годы осознанно проводятся комплексные мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую среду.

Благодаря совместным усилиям контролирующих природоохранную деятельность органов и внедрению передовых технологий предприятиями по качеству городской среды город Саранск, где сосредоточены основные производственные мощности промышленности республики, по рейтингу МПР России за 2012 год отнесен к первой пятерке среди 82 крупных городов РФ.

Только за период деятельности Управления природопользователями затрачено на исполнение природоохранных мероприятий более 700 млн рублей собственных средств предприятий, что позволило поддержать качество окружающей среды и природно-ресурсный потенциал республики на хорошем уровне.

В связи со сложившейся ситуацией, с целью решения природоохранных задач в рамках компетенции Управление планирует дальнейшую активизацию проведения надзорных мероприятий по охране окружающей среды с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду и применения превентивных мер по недопущению загрязнения природной среды (лицензирование, нормирование, государственная экспертиза).

Считаем принципиальным в своей деятельности усилить предупреждения о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, а также изменить приоритеты экологического контроля в сторону повышения результативности и экономической эффективности природоохранных затрат. Необходимо повысить роли экологического надзора как механизма побуждения к внедрению предприятиями — новейших технологий и оборудования, максимально эффективных с позиции минимизации негативного влияния на окружающую среду. 

Все статьи рубрики