Инспекция стройнадзора применяет жесткие санкции к застройщикам
СЫРОВ Алексей Владимирович
руководитель Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области
Номер журнала:
Рубрика:
Основная задача Инспекции государственного строительного надзора связана со стратегической сферой — предупреждением, выявлением и пресечением допущенных субъектами строительной деятельности (застройщиком, техническим заказчиком, подрядчиком) нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, проектной документации. Эффективная работа Службы — это, по сути, ключевой фактор обеспечения безопасности в отрасли.
Все объекты капитального строительства Нижегородской области, находящиеся под региональным государственным строительным надзором, указаны в реестре, размещенном на официальном интернет-сайте Инспекции государственного строительного надзора НО. При этом из общего количества поднадзорных объектов:
- 64 % составляют объекты нежилого назначения (административные (офисные) здания, объекты торговли (торговые центры, автосалоны), объекты сельскохозяйственного назначения (фермы, хранилища и т.д.), АЗС, объекты социального назначения (образовательные и лечебные учреждения, физкультурно-оздоровительные комплексы), производственные предприятия и т.д.;
- 21 % — объекты жилищного назначения (многоквартирные жилые дома);
- 15 % — линейные объекты (трубопроводы (газ, вода, канализация), линии связи и электропередач, сооружения сотовой связи и т.д.).
В 2013 году под надзором Инспекции находилось строительство и реконструкция 1215 объектов капитального строительства, в отношении которых:
- проведено проверок — 1612 (включают программные проверки, проверки по извещениям о начале строительства и(или) сроков завершения работ, итоговые проверки), в том числе по поступившим жалобам и обращениям — 225;
- выдано предписаний об устранении нарушений требований нормативных документов в области строительства, иных нормативных правовых актов и проектной документации — 1040;
- составлено протоколов об административных правонарушениях в области строительства — 585, в том числе:
1. По ст. 9.4 КоАП РФ (нарушение строительных норм и правил и проектной документации) — 169 протоколов (например, самое распространенное нарушение — это строительство объекта без экспертизы проектной документации).
2. По ст. 9.5 КоАП РФ (нарушение разрешительного порядка строительства и ввода в эксплуатацию) — 170 протоколов (например, самые распространенные нарушения — это строительство объекта без разрешения на строительство и эксплуатация объекта без разрешения на ввод).
3. По ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ (неисполнение предписаний инспекции) — 246 протоколов.
4. Передано на рассмотрение в судебные органы — 397, из которых судом за указанный период времени рассмотрено с привлечением к административной ответственности — 157, в том числе 22 — с вынесением наказания в виде административного приостановления деятельности (по юридическим лицам).
Причин совершения субъектами строительной деятельности нарушений при строительстве объектов капитального строительства может быть несколько, и обусловлены они различными факторами: сложность и назначение строящегося объекта, статус застройщика, низкая квалификация ответственных сотрудников субъектов строительной деятельности, иные трудно прогнозируемые факторы (например, изменение финансовых возможностей и ресурсного обеспечения застройщика, изменение законодательства).
Так, при строительстве крупных объектов (жилого или нежилого назначения), финансируемых с привлечением денежных средств третьих лиц (дольщиков, инвесторов), застройщик в первую очередь переживает за выполнение им договорных обязательств перед указанными лицами, которые предусматривают крупные штрафные санкции. Он приступает к строительству объекта, не дожидаясь получения всей необходимой исходно-разрешительной документации в надежде соблюсти предусмотренные договором сроки ввода объекта в эксплуатацию. Однако стоит обратить внимание на то, что за ведение строительства без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, действующим законодательством предусмотрено административное наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица (в данном случае по строительству) сроком до 90 суток.
Также в последнее время Инспекцией часто выявляются факты самовольного строительства жилых и административных зданий на земельных участках, отведенных под индивидуальные жилые дома. При этом факторами, способствующими совершению указанных выше нарушений, являются:
- упрощение ГсК РФ организационно-правового порядка строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее — объекты ИЖС), а именно: предоставление застройщику права самостоятельно определять необходимость разработки проектной документации на объект ИЖС; отсутствие обязанности застройщика проходить экспертизу проектной документации на объект ИЖС; исключение объектов ИЖС из компетенции органов государственного строительного надзора. Исключается возможность государственного контроля за соблюдением градостроительных требований при строительстве объектов ИЖС на стадии планирования и начала строительства;
- установление Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ упрощенного порядка регистрации права собственности на построенные (реконструированные) объекты ИЖС без оформления разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (срок действия данной нормы заканчивается 1 марта 2015 года). В данном случае регистрация права собственности осуществляется уполномоченным органом только на основании сведений, указанных в техническом паспорте на построенный объект, оформляемый аккредитованными организациями с учетом проведенных ими обследований объекта на платной основе. Исключается возможность государственного контроля за соблюдением градостроительных норм по окончании строительства объекта, что в результате приводит к фактам регистрации права собственности под видом объектов ИЖС на здания фактически иного назначения (не обладающие предусмотренными ГсК РФ параметрами объекта ИЖС).
К сожалению, на сегодняшний день законодательство не предусматривает возможность применения каких-либо мер административного воздействия ни к проектным, ни к экспертным о ганизациям. Для оказания содействия заинтересованным физическим и юридическим лицам в получении информации о том или ином субъекте строительной деятельности Инспекция планирует в 2014 году начать работу по размещению на своем официальном сайте информации, содержащей сведения о результатах производства по делам об административных правонарушениях.
Также будет продолжена работа по выполнению возложенных функций в части осуществления регионального государственного строительного надзора в соответствии с действующим федеральным законодательством и утвержденным Правительством НО положением об Инспекции.
Особое внимание планируется уделить работе по совершенствованию информационного обеспечения деятельности Инспекции, а именно структурированию официального интернет-сайта инспекции, наполнению его необходимой для субъектов строительной деятельности информацией с поддержанием ее в актуальном состоянии.
Планируется завершить работу по принятию административного регламента Инспекции по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на территории Нижегородской области» и проведению в связи с этим работы методического характера в целях оптимизации процедур, осуществляемых работниками инспекции при выполнении ими своих должностных обязанностей.