Актуальные вопросы эксплуатации однобалочных мостовых кранов
ООО «Энергокран»:
ЙОВЕНКО Р.В., директор, эксперт в области промышленной безопасности; ЕГОРОВ И.К., эксперт в области промышленной безопасности; ЮРКИН А.А., эксперт в области подъемных сооружений; Тихонов А.А., эксперт в области подъемных сооружений
Номер журнала:
Рубрика:
Однако эксплуатация ПС, не подлежащих учету, должна соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 18 октября 2011 года № 823, а также требованиям инструкции по монтажу и эксплуатации, где указаны тип и периодичность проведения контроля и технического обслуживания данного ПС.
Кроме того, если требования по эксплуатации таких ПС не отражены в ТР ТС 010/2011 и в инструкции по эксплуатации, то применяются также требования ФНП по подъемным сооружениям.
Занимаясь экспертизой ПС и в том числе обследованием технического состояния нерегистрируемых однобалочных кранов мостового типа (кран-балок), ООО «Энергокран» сталкивается с часто повторяющимися дефектами и недостатками при их эксплуатации владельцем. Подъемным сооружениям такого типа владельцы уделяют недостаточно внимания и зачастую пускают на самотек контроль над их исправным состоянием и безопасными условиями эксплуатации, до тех пор пока не произойдет какой-нибудь «отказ» или инцидент.
Отметим часто встречающиеся недостатки, обнаруживающиеся при обследовании технического состояния кран-балок: несоблюдение установленного ГОСТами нормативного срока службы крана (20 лет согласно ГОСТ 7890); непроведения обследования технического состояния для продления дальнейшей эксплуатации; отсутствие паспорта ПС или его несоответствие фактически установленному крану по форме и по содержанию, (часто во время приобретения бывшей в употреблении кран-балки будущий владелец не придает значения наличию паспорта и другой эксплуатационной документации и приобретает кран без паспорта, хотя в паспорте отражается вся история подъемного сооружения, его техническое состояние, и он должен передаваться новому владельцу); недопустимый износ ходовых тележек кран-балки, (износ реборд колес, осей, подвесок, редукторов); отсутствие проектных страховочных элементов от падения крана с кранового пути; монтаж подкранового пути без проектной документации или значительные отступления от проекта и отсутствие исполнительной документации на изготовление и монтаж кранового пути (на одном из предприятий в качестве подкрановых балок надземного кранового пути использованы даже деревянные железнодорожные шпалы, по которым уложен крановый рельс); отсутствие контроля над техническим состоянием подкранового пути, вследствие чего на одном из объектов обследования балка подвесного подкранового пути была изношена до сквозного отверстия в стенке балки, на другом объекте при прокладке технологического трубопровода была срезана одна из ветвей несущей колонны подкранового пути (см. рисунок).
В связи с вышеперечисленным всем владельцам кран-балок, а также других нерегистрируемых подъемных сооружений независимо от формы собственности мы настоятельно рекомендуем не игнорировать требования нормативных документов по эксплуатации, техническому обслуживанию и проведению технических обследований.
В случае отсутствия своих обученных и аттестованных специалистов своевременно приглашать для проведения плановых технических освидетельствований (ЧТО, ПТО) и технических обследований для продления эксплуатации по истечении нормативного срока службы крана специализированные организации, имеющие разрешение на данный вид деятельности.