Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Борьба с коррупцией в Северном крае

 
Егоров  Дмитрий  Леонидович, начальник отдела  по надзору  за исполнением  законодательства  о противодействии  коррупции прокуратуры  Республики Карелия,  старший советник  юстиции

Егоров Дмитрий Леонидович
начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Республики Карелия, старший советник юстиции

Номер журнала: 

Рубрика: 

9 декабря 2023 года отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Коррупция губительна для развития, качественного управления и социального благосостояния страны. Именно поэтому важнейшим направлением надзорной деятельности органов прокуратуры является борьба с коррупционными проявлениями. Основа этой деятельности — Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В Республике Карелия принята и реализуется Антикоррупционная программа на 2020-2024 гг. При осуществлении своих полномочий органами прокуратуры Республики Карелия за истекший период 2023 года выявлено более 700 нарушений закона. В суд направлено 15 заявлений на общую сумму около 6 млн руб., внесено более 170 представлений. 
По материалам прокурорских проверок органами предварительного следствия республики возбуждено 3 уголовных дела, 23 лица подвергнуты административному наказанию.

Проверки должностных лиц

Прокуратурой субъекта реализуется Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 гг. Продолжены проверки исполнения законодательства при предоставлении предусмотренной законом категории должностных лиц сведений об имущественном положении, соблюдения ими запрета на открытие и владение зарубежными счетами, иностранными финансовыми инструментами.
Выявлено 222 лица, допустивших нарушения, связанные с неисполнением антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений, внесено 55 представлений и информаций, к дисциплинарной ответственности привлечено 129 лиц, 2 лица уволены в связи с утратой доверия.
Наиболее характерными нрушениями данного законодательства являлись факты предоставления недостоверных и (или) неполных сведений о наличии имущества, полученных доходов и открытых банковских счетов, случаи конфликта интересов, а также отдельные случаи недекларирования крупных расходов.
Такие нарушения были вскрыты в органах внутренних дел, налоговых органах, органах гражданской обороны и защиты населения, органах государственной власти республики и местного самоуправления. К дисциплинарной ответственности привлечены сотрудники полиции, муниципальные служащие, лица, замещающие муниципальные должности.
Так, прокурорская проверка показала, что одним из руководителей государственного органа республики в представленных справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018-2020 годы отсутствует информация о наличии в собственности его супруги двух объектов недвижимости, а также о полученном доходе в размере более 1 млн руб., приведены недостоверные сведения о количестве банковских счетов и наличии у него в собственности доли в коммерческой организации.
Надзорная практика свидетельствует, что должностные лица с целью недекларирования приобретенного дорогостоящего имущества в связи с невозможностью подтвердить законность (легальность) источников дохода для его приобретения используют новые методы и подходы, осуществляя действия по его регистрации на иных граждан (гражданские и бывшие супруги, друзья, родственники супругов и т.п.), которые не являются в соответствии с законом подконтрольными лицами, но с которыми их связывают иные близкие отношения различного характера.
Прокуратурой республики установлено, что руководителем одного из органов местного самоуправления в течение 2016-2019 годов осуществлялись действия по регистрации приобретенного движимого и недвижимого имущества на гражданку, с которой, как было установлено, он находился в близких, фактически брачных отношениях (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства, общий бюджет, совместное пользование принадлежащими им на праве собственности объектами собственности, наличие общих детей). При этом финансовое положение обоих лиц не позволяло приобрести объекты недвижимости и транспортные средства на легально полученные доходы. 
Прокуратурой республики в суд предъявлен иск к данному лицу и его гражданской супруге об обращении в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы, а также взыскании стоимости реализованных объектов недвижимости и транспортных средств.

В бюджетной сфере

В бюджетной сфере выявлено 2 нарушения закона, по которым в суд направлено 2 исковых заявлений о взыскании 1,2 млн руб.
Так, в ходе проверки установлено, что в течение 2020-2023 годов распорядителем бюджетных средств — главой муниципального образования поселения незаконно, самолично выносились распоряжения о своем премировании, несмотря на то что данный вопрос входил в исключительные полномочия представительного органа муниципального образования. В результате противоправных действий были получены из бюджета денежные средства в размере около 240 тыс. руб. 
В данной связи прокурором предъявлено исковое заявление в суд о взыскании с виновного лица суммы неосновательного обогащения и признании распоряжений о премировании недействительными. Требования прокурора удовлетворены. 
Также прокуратурой республики по результатам проверки установлено, что одна из глав сельских поселений из корыстной и иной личной заинтересованности дала заведомо незаконное указание подчиненным работникам составить фиктивные официальные документы о разрешении отдельным гражданам на снос зеленых насаждений, якобы находящихся в неудовлетворительном состоянии. После этого, зная о недостоверности внесенных в указанные документы сведений, собственноручно их подписала и заверила гербовой печатью, после чего передала их заявителям, незаконно предоставив таким образом последним право снести зеленые насаждения. 
В результате противоправных действий лесному фонду был причинен ущерб на сумму 1,6 млн руб.
В связи с наличием в действиях лица признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 292 УК РФ, прокурором вынесено постановление, которое направлено для рассмотрения в органы следствия, возбуждено и расследуется уголовное дело. 

В органах власти

Коррупция в органах власти особо опасна, так как на эту сферу вообще приходится значительная часть бюджета. Это означает, что на другие важные области останется меньше столь необходимых ресурсов. Последствия коррупции в органах власти могут привести к  угрозе, региональной нестабильности и провоцировать конфликты. 
Так, результаты прокурорских проверок показали, что наиболее подверженными коррупционной преступности сферами в анализируемом периоде являлись здравоохранение и расходование бюджетных средств на поддержку предпринимательства.
Например, по результатам оперативно-розыскной деятельности возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 6 ст.290 УК РФ, в отношении одного из руководителей государственного органа республики по факту получения взятки в виде денег в размере 10 млн руб. за совершение незаконных действий, связанных с предоставлением субсидий (грантов) на реализацию мероприятий по созданию системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в общей сумме 75,5 млн руб. Уголовное дело расследуется.
В истекшем периоде ущерб, причиненный в результате совершения коррупционных преступлений, составил более 7,5 млн руб. Добровольно погашен на сумму 6,2 млн руб., что составляет 82 % от суммы установленного ущерба. На имущество обвиняемых по оконченным уголовным делам наложен арест на сумму 4,5 млн руб.
В феврале текущего года в суд направлено уголовное дело по обвинению директора общества в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст.159 УК РФ, по факту мошеннических действий в отношении ГУ МЧС России по Республике Карелия в рамках исполнения государственного оборонного заказа по капитальному ремонту служебных автомобилей МЧС. 
Ущерб по данному уголовному делу составил более 4,5 млн руб., он был возмещен обвиняемым в полном объеме. Кроме того, на имущество обвиняемого наложен арест на сумму более 2,5 млн руб. 
Приговором суда руководитель организации признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст.159 УК РФ, ему назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы со штрафом в размере 200 тыс. руб. 
Продолжается практика наложения ареста на объекты недвижимости, транспортные и денежные средства взяткодателей и взяткополучателей, а также получателей коммерческих подкупов. Стоимость арестованного имущества превысила 10 млн руб.

Профилактика коррупции 

Меры борьбы с коррупцией также включают в себя превентивные меры, которые уменьшают «соблазны» и возможности для коррупции и других неэтичных действий. 
Прокуратурой Республики Карелия на системной основе осуществляется мониторинг исполнения организациями независимо от их организационно-правовой формы требований по принятию мер по предупреждению коррупции. 
Органами прокуратуры республики проведено 130 мероприятий правовой и антикоррупционной направленности в области противодействия коррупции.
Формами распространения информации в области антикоррупционного просвещения являлись интервью на телевидении и радио, публикация разъяснений законодательства на сайтах органов прокуратуры, органов государственной власти и местного самоуправления, распространение буклетов (памяток), проведение лекций, семинаров, выступлений перед трудовыми коллективами.
Подводя итоги вышеизложенного, необходимо отметить, что коррупция — серьезная угроза безопасности страны. Она наносит ущерб устойчивому развитию государства. 
Системная работа по противодействию коррупции — приоритетная задача органов власти всех уровней. Но реализуемые государством антикоррупционные меры могут быть успешны только при условии активной вовлеченности в этот процесс институтов гражданского общества и каждого гражданина в отдельности.
Каждый из нас может и обязан жить, руководствуясь законом, — и таким образом внести свой вклад в общее дело борьбы с коррупцией.

Все статьи рубрики