Правительство продолжит совершенствовать контрольно-надзорную деятельность
Номер журнала:
Рубрика:
Подготовлен проект Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года. Контрольные органы должны оставаться проводниками экономической политики государства, а потому они также ответственны за экономическое развитие и рост.
Концепция направлена на формирование единого подхода к дальнейшему совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности. Соблюдение обязательных требований должно быть выгодно для контролируемых лиц. При этом такое состояние должно достигаться по формуле: «обязательные требования соблюдаются — контрольные мероприятия не проводятся».
Плановый контроль в форме контрольных (надзорных) мероприятий должен проводиться только в отношении объектов контроля чрезвычайно высокой и высокой категорий риска. В отношении иных категорий риска необходимо на плановой основе проводить профилактические мероприятия, включая профилактические мероприятия, позволяющие по их итогу выдавать предписания об устранении нарушений.
С целью обеспечения прозрачности системы управления рисками для контролируемых лиц будут реализованы сервисы «калькулятор рисков», которые позволят в режиме реального времени определять категорию риска для конкретного объекта контроля в рамках вида контроля и возможные факторы, влияющие на ее изменение.
Другим нововведением является формирование цифровых систем управления инцидентами, которые позволят собирать и агрегировать сведения о контролируемых лицах и корректировать присвоенную им категорию риска.
Планируется повысить эффективность индикаторов риска в качестве основного инструмента контроля. В 2022 году использовалось 187 индикаторов, однако сработали из них единицы. Индикаторы риска должны отражать не только вероятность нарушения обязательных требований, они должны быть связаны с массовыми и критическими нарушениями, имеющими наиболее негативные последствия.
В пилотном режиме по отдельным массовым федеральным видам контроля необходимо разработать сервис самообследования с возможностью подачи декларации о соответствии обязательным требованиям в основном для малых и средних предприятий. Листы самообследования должны содержать понятные для контролируемых лиц вопросы, отражающие соблюдение обязательных требований.
В качестве средства стимулирования добросовестного поведения для отдельных категорий объектов контроля должно быть реализовано рейтингование. Внедрение механизма рейтингования обеспечит открытость для широкой общественности сведений о степени обеспечения безопасности и иных качественных характеристик объекта контроля, что позволит стимулировать контролируемых лиц соблюдать обязательные требования и рекомендации органов контроля без угрозы применения штрафных санкций.
Необходимо также повышать и качество профилактических визитов, на которых инспекторы должны не только рассказывать о процедурах государственного контроля, но и давать практические советы по недопущению нарушений на конкретном объекте контроля. Планируется совершенствовать профилактические визиты при помощи механизмов обратной связи от контролируемых лиц с использованием цифровых сервисов портала Госуслуг.
В 2024 году личный кабинет контролируемого лица на портале Госуслуг пополнится новыми средствами, такими как направление уведомлений о начале введения отдельных видов предпринимательской деятельности, появятся новые формы уведомлений, расширяющие перечень жизненных ситуаций взаимодействия бизнеса и инспекторов.
Планируется обеспечить полноценную интеграцию реестра обязательных требований с единым реестром видов контроля и единым реестром уведомлений для получения справочников со всеми информационными системами в сфере контроля, отдельно обратив внимание на интеграцию с единым реестром контрольных мероприятий подсистемы досудебного обжалования. Также реестр обязательных требований должен выступать единой цифровой площадкой для формирования проверочных листов и проведения самообследования.
Кроме того, в Концепции предусмотрены меры по повышению компетенций статуса инспекторского состава и совершенствованию законодательства об административной ответственности в части контрольной (надзорной) деятельности.