Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Обеспечение законности в сфере контрольной (надзорной) деятельности

 
Костенецкий Богдан Петрович,  первый заместитель прокурора  Удмуртской Республики,  государственный советник юстиции 3 класса

Костенецкий Богдан Петрович
первый заместитель прокурора Удмуртской Республики, государственный советник юстиции 3 класса

Номер журнала: 

Рубрика: 

Надзор за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности. 

Внимание органов прокуратуры сосредоточено на повышении уровня правовой защищенности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, снижении административного давления на бизнес, предотвращении неправомерного вмешательства органов власти в работу предприятий и организаций.

Риск-ориентированный подход

На контроле прокуратуры республики находятся вопросы применения контролирующими органами риск-ориентированного подхода при планировании и организации контрольных (надзорных) мероприятий.
При реализации такого подхода от степени вероятности наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям, зависит выбор вида контрольного (надзорного) мероприятия, его содержание, в том числе объем проверяемых обязательных требований, интенсивность и результаты. Хозяйствующий субъект вправе подать в контролирующий орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо принадлежащих ему (используемых им) объектов контроля.
Плановые проверки могут проводиться лишь в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса — такое ограничение установлено Правительством Российской Федерации до 2030 года.
Из проектов планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2023 год прокуратурой Удмуртской Республики исключено 2248 контрольных (надзорных) мероприятий, что составило 71 % от числа проверок, предложенных контролирующими органами (на 2022 год – 677, или 30 %). Одной из основных причин исключения плановых проверок послужило несоблюдение контролирующими органами условий реализации риск-ориентированного подхода. В частности, установлено несоответствие указанных в планах категорий риска некоторых объектов контроля сведениям из Единого реестра видов контроля (ЕРВК).
Расширена возможность применения названного подхода к правоотношениям, связанным с организацией внеплановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий, посредством использования индикаторов риска нарушения обязательных требований. 
Выявление такого индикатора с высокой степенью вероятности свидетельствует о наличии нарушения обязательных требований, риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и служит самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки при условии ее согласования с органами прокуратуры.
В целях снижения административного давления на бизнес прокуратурой проведена оценка соответствия федеральному законодательству перечней индикаторов риска нарушения обязательных требований по отдельным видам регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В ряде случаев нормативные правовые акты органов власти опротестованы, поскольку утвержденные ими перечни индикаторов риска содержали сведения о самих нарушениях законодательства.
В первом полугодии 2023 года по результатам рассмотрения 363 заявлений контролирующих органов в проведении 297 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий прокуратурой республики отказано, что составило 81,8 % от числа поступивших материалов (по итогам 2022 года не согласовано 767 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, что составило 66,5 %). В некоторых случаях отказ в согласовании обусловлен неверной оценкой контролирующими органами наличия индикаторов риска.
Принятию решений по заявлению контролирующих органов о проведении внеплановых проверок предшествует тщательное изучение представленных материалов. Несоответствие их предъявляемым требованиям, отсутствие достаточных данных для организации проверочных мероприятий послужило основанием для внесения руководителям государственных органов контроля (надзора) представлений об устранении нарушений закона.

Приоритет профилактики

На особом контроле прокуратуры находятся вопросы расширения практики проведения контролирующими органами профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба).
Прокуратурой республики на заседаниях профильной межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей руководителям контролирующих органов даны рекомендации по активизации профилактической работы, соблюдению ее приоритетного характера.  
По актам прокурорского реагирования региональными и муниципальными контролирующими органами приняты меры к восполнению программ профилактики рисков причинения вреда и размещению на своих официальных сайтах информации по вопросам соблюдения обязательных требований в объеме, предусмотренном статьей 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле». 
Результаты реализации контролирующими органами полномочий в сфере профилактики определены в качестве ключевых показателей индекса административного давления, ежегодно формируемого аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
Проводимая прокуратурой работа по надзору за исполнением законодательства о защите прав субъектов предпринимательства, координации деятельности контролирующих органов способствует укреплению законности и установлению надлежащей правовой основы взаимодействия органов власти и предпринимательского сообщества.
Это подтверждается в ходе регулярных рабочих встреч руководства прокуратуры республики с предпринимателями показателями названного индекса (рейтинга). Лидирующие позиции в нем сохраняются Удмуртией на протяжении пяти лет (по итогам 2018 года – 1 место, 2019, 2020, 2021 годов – 2 место, 2022 года – 3 место), что признано лучшим совокупным показателем среди регионов с наиболее низким уровнем административного давления на бизнес (1 место).

Цифровизация

Одним из основных источников информации о деятельности контролирующих органов, которая учитывается при формировании индекса административного давления, является Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).
Проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в указанный реестр, за исключением мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование), не допускается.
Прокуратурой сосредоточены усилия на обеспечении своевременности и полноты внесения контролирующими органами сведений о контрольных (надзорных) и профилактических мероприятиях (объявление предостережения, профилактический визит) в указанную федеральную государственную информационную систему, мониторинг которой позволяет оперативно выявлять и пресекать факты незаконного вмешательства в деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Все статьи рубрики