Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

сентябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Государственный и муниципальный контроль в 2022 году

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Опубликован Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2022 год. Это двенадцатый ежегодный доклад о состоянии системы контроля (надзора), подготовленный на основе более 20 тысяч докладов контрольных органов за истекший год и данных информационных систем.

Меры поддержки бизнеса

В 2022 году мораторий коснулся всего бизнеса, а не только субъектов малого и среднего предпринимательства. В результате введения указанных мер было отменено порядка 240 тысяч проверок.
Также были установлены ограничения на проведение внеплановых проверок — их можно провести только в случаях непосредственной угрозы и фактов причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан. 
В целях поддержки бизнеса автоматически продлены на 90 дней сроки исполнения предписаний. Установлен запрет на привлечение контролируемых лиц к административной ответственности без проверки (экономия бизнеса от этих мер составила около 80 млрд руб.).
В 2022 году зафиксирован устойчивый рост числа профилактических мероприятий. Внедрена возможность замены плановой проверки на профилактический визит. 

Григоренко Дмитрий Юрьевич, Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства РФ
Правительство последовательно снижает административную нагрузку на бизнес. В рамках работы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности контрольные процедуры были не только минимизированы, но и значительно упрощены. Активная фаза реформы госконтроля пришлась на 2021 год. Были проинвентаризированы все обязательные требования, в том числе существовавшие с советских времен и уже устаревшие. Более 140 тыс. требований были отменены, что составляло порядка 40 % всех действовавших правил для разных отраслей экономики.

Проверки бизнеса в 2022 года

Количество проверок бизнеса в 2022 году составило менее половины всех проведенных проверок (129,6 тыс. или 38,2 %), причем порядка 22,8 тыс. приходится на проверки ранее выданных предписаний, то есть повторно в отношении тех же самых контролируемых лиц  (см. Схему 1). 
Введение моратория на проверки в марте 2022 года существенно изменило их структуру. Сокращение числа проверок в наибольшей степени затронуло бизнес: за март-декабрь 2022 года в сумме проведено такое же количество проверок, как за два первых месяца 2022 года до моратория. 

Схема 1. Проверки бизнеса в 2022 году

Лидеры по числу проверок бизнеса в 2022 году

В разрезе контрольных органов 37 % всех проверок бизнеса в 2022 году (от числа проверок на всех уровнях) приходится на долю двух ведомств — Роспотребнадзора и МЧС России, при этом у них больше всего объектов контроля (см. схему 2). 
Половина проверок бизнеса (64,7 тыс. из 129,6 тыс.), проведенных всеми контрольными органами, приходится на четыре вида деятельности:
- управление недвижимым имуществом (управляющие компании) — 39,5 тыс. (30,5 %);
- здравоохранение — 10,7 тыс. (8,2 %);
- торговля розничная — 9,0 тыс. (6,9 %);
- энергетика — 5,5 тыс. (4,3 %).

Схема 2. Топ-5 контрольных органов по количеству проверок бизнеса, тыс. ед.

Новые контрольные мероприятия

В 2022 году 325,1 тыс. проверок проведено в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон о контроле) и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). 
Законом о контроле предусмотрен более широкий перечень мероприятий, чем по Закону 294-ФЗ, в том числе новых:
- инспекционный визит — посещение инспектором объекта контроля (срок — на одном объекте контроля не более 1 рабочего дня);
- выборочный контроль — инструментальное обследование и (или) отбор проб (образцов) продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству (срок — время на проведение отбора проб (образцов) и экспертизу);
- мониторинговая закупка — моделирование инспектором сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству (срок — время совершения сделки и проведения экспертизы (инструментального обследования, испытания);
- контрольная закупка — моделирование инспектором сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям (срок — время совершения сделки);
- рейдовый осмотр — посещение инспектором производственного объекта, которым владеют (пользуются, находятся) несколько контролируемых лиц (срок — не может превышать 10 рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом не может превышать 1 рабочий день).
Всего в 2022 году проведено порядка 33 тыс. новых контрольных мероприятий, что составляет 11 % всех проверок, проведенных по Закону о контроле. 

Решетников Максим Геннадьевич, Министр экономического развития Российской Федерации
Главное, что нам удалось, — закрепить новый подход к контролю. Мы сместили акцент с выявления нарушений на их предотвращение. Во-первых, количество профилактических визитов по итогам года почти в два раза превысило число проверок. Во-вторых, контроль за работой социальных объектов перешел в новый формат. Поэтому уже в этом году в школах и детских садах проводятся не проверки, а профилактические визиты. Это позволяет вовремя устранять нарушения, сохранять для таких учреждений ресурсы на решение текущих задач. Значительных успехов удалось добиться в сфере цифровизации контроля. Параллельно с цифровизацией контроля развивается и система досудебного обжалования его результатов. В пользу бизнеса на сегодня рассматривается треть жалоб на проверки, удовлетворяется более 80 % просьб о продлении сроков выполнения предписаний.

Инспекционные визиты

Наиболее используемым из новых видов мероприятий в 2022 году (как и в 2021) остается инспекционный визит, хотя его доля в общем объеме мероприятий несколько снизилась по сравнению с 2021 годом. В то же время на него приходится 4/5 всех новых видов контрольных мероприятий.
В 2022 году проведено 26,7 тыс. инспекционных визитов, в том числе: 
- 60 % — на федеральном уровне (81 % от инспекционных визитов контрольных органов федерального уровня проведено МЧС России);
- 37 % инспекционных визитов проведено региональными органами контроля;
-  3 % — на муниципальном уровне (из них 78 % — в отношении вида деятельности «Управление недвижимым имуществом»).
Лидером по количеству проведенных инспекционных визитов в 2022 году стал Краснодарский край (3,1 тыс.), в ТОП-3 входят также г. Москва (2,2 тыс.) и г. Санкт-Петербург (1,3 тыс.).

Основания проведения проверок

В 2022 году наибольшее количество внеплановых проверок проведено в соответствии с программами проверок (почти 1/3 всех внеплановых проверок). При этом программы проверок (в основном — проверки в рамках строительного надзора) по своему характеру близки к разрешительным режимам (см. Схему 3).
Проверки, проведенные по индикаторам риска, пока составляют незначительную часть мероприятий — порядка 0,2 % от числа всех внеплановых проверок.

Схема 3. Распределение проверок по основаниям проведения

Динамика и структура профилактических визитов

Профилактические визиты превысили число проверок в 1,6 раза: контролирующие органы провели 560 тысяч профилактических визитов, что почти в 14 раз превышает показатели 2021 года. 
Наибольшее внимание со стороны контролирующих органов уделяется сфере образования. На нее приходится около 28 % всех профилактических визитов.
Профилактические визиты как инструмент профилактики использовались в 2022 году в большинстве субъектов Российской Федерации. По количеству профилактических визитов более 27 % всех визитов приходится на долю 6 субъектов: г. Москва (38,6 тыс.), г. Санкт-Петербург (26,2 тыс.), Саратовская область (23,5 тыс.), Свердловская область (22,3 тыс.), Краснодарский край (21,6 тыс.), Ростовская область (20,3 тыс.).

Объявление предостережения

Наряду с профилактическими визитами контрольные органы используют еще один профилактический инструмент — объявление предостережения. В составе всех профилактических мероприятий предостережения составляют 72 %. В 2022 году объявлено 1432,7 тыс. предостережений.
Наибольшее внимание со стороны контрольных органов уделяется собственникам земельных участков. На них приходится около 16 % всех предостережений.
По количеству объявленных предостережений 27 % всех предостережений приходится на долю 5 субъектов: г. Москва (127,6 тыс.), Свердловская область (75,6 тыс.), Краснодарский край (66,5 тыс.), г. Санкт-Петербург (66,4 тыс.), Ростовская область (44,9 тыс.).

Динамика поступления обращений

Средний срок рассмотрения жалоб по итогам 2022 года составил 11,5 рабочих дней (при нормативном сроке 20 дней). За сопоставимые периоды времени 2021 и 2022 годов наблюдается увеличение востребованности механизма досудебного обжалования в 4 раза.
В 2022 году в досудебном порядке было подано более 9 тыс. обращений, при том, что за второе полугодие 2021 года — только 1,4 тыс. жалоб.
Самой частой причиной обращения заявителей посредством подсистемы досудебного обжалования в 2022 году стало продлении срока исполнения предписания, в связи с чем с апреля такие ходатайства выделены в самостоятельную группу (жизненную ситуацию).
В отдельную группу также выделены жалобы на нарушение моратория на проверки для возможности мониторинга принимаемых по ним решений, а также соблюдения сроков рассмотрения.
В разрезе групп обращений, поступающих посредством подсистемы досудебного обжалования, максимальная доля положительных решений принимается по ходатайствам о продлении срока исполнения предписаний.

Проверки малого и среднего бизнеса

В 2022 году количество проверок в отношении МСП существенно сократилось — проведено 108,6 тыс. проверок (для сравнения: в 2021 — 305,3 тыс.), в том числе в отношении микропредприятий — 65,6 тыс., малых предприятий — 33,7 тыс., средних предприятий — 9,3 тыс.
На долю федеральных органов приходится 36,4 % всех проверок МСП, региональных — 60,4 %, на долю муниципальных — 3,2 %.
30 % всех проверок МСП приходится на долю Роспотребнадзора. Более 96 % проверок Роспотребнадзора составляют проверки в рамках санитарно-эпидемиологического надзора.
Около 25 % всех проверок МСП приходится на долю 5 субъектов: г. Москва (10,0 тыс.), Пермский край (5,9 тыс.), Краснодарский край (4,1 тыс.), г. Санкт-Петербург (3,6 тыс.), Ростовская область (3,3 тыс.).

Ввиду санкционного давления на российский бизнес в марте 2022 года принято решение о пакете мер по поддержке бизнеса, в том числе дополнительном снижении административной нагрузки, создаваемой контрольной деятельностью.

Состояние информационных систем

В 2022 году реформа контроля в России сопровождалась активным внедрением новых цифровых решений.
Единый реестр контрольных мероприятий создан, чтобы учитывать всю информацию о проверках и некоторых профилактических мероприятиях, обеспечить согласование этих проверок с органами прокуратуры и для информирования контролируемых лиц о таких проверках. При этом система работает со справочниками — практически все значения заполняются не в качестве текстовых полей, а путем выбора допустимого значения.
Доработки системы в 2022 году:
- интеграция с Реестром обязательных требований. Теперь предмет проверки и выявленные нарушения заполняются не в качестве текстовых полей, а путем выбора возможных значений, внесенных в Реестр обязательных требований. Это позволяет выявлять самые проверяемые и нарушаемые требования и делать выводы по результатам этой информации;
- на портале «Госуслуги» появилось юридически значимое уведомление о проверках из Единого реестра контрольных мероприятий;
- Единый реестр контрольных мероприятий дорабатывался для реализации моратория на проверки;
- принят законопроект Р. М. Марданшина с поправками в ст. 19.6.1 КоАП РФ, вводящий ответственность за невнесение данных в Единый реестр контрольных мероприятий.
В 2023 году планируются существенные доработки, в том числе:
- возможность приостановления сроков проведения проверки;
- внесение сведений об обязательных профилактических визитах;
- внесение предписаний по итогам спецрежимов;
- введение статусной модели нарушений: нарушения будут прослеживаться до момента их устранения, устранение выявленных нарушений должно приоритетно проводиться без проведения контрольных мероприятий, желательно с помощью мобильного приложения «Инспектор».

Все статьи рубрики