Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Профилактика нарушений: методы Ростехнадзора

 
Клименко  Максим Михайлович, эксперт-консультант по промышленной безопасности,  директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»

Клименко Максим Михайлович
эксперт-консультант по промышленной безопасности, директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»

Номер журнала: 

Рубрика: 

Ростехнадзор проводит профилактику нарушений, опираясь на требования:
- Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- постановления Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»;
- постановления Правительства РФ от 26.12.2018 г. № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами»;
- Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, утв. приказом Ростехнадзора от 03.07.2019 г. № 258;
- Порядка организации работ по профилактике нарушений обязательных требований, утв. приказом Ростехнадзора от 21.11.2019 г. № 447.
Программу и план мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований ежегодно составляют (см. раздел III Порядка организации работ по профилактике нарушений обязательных требований, утв. приказом Ростехнадзора от 21.11.2019 г. № 447):
- центральный аппарат Ростехнадзора;
- территориальные органы Ростехнадзора (в рамках своей компетенции).
За профилактическую работу в субъектах РФ отвечают территориальные управления Ростехнадзора.

Цели и задачи профилактики нарушений

Профилактику нарушений проводят с целью:
- снизить аварийность и травматизм на ОПО;
- предупредить нарушения обязательных требований, в том числе устранить причины, факторы и условия, способствующие их возникновению;
- создать у владельцев ОПО мотивацию к добросовестному поведению и, как следствие, снизить уровень ущерба;
- повысить уровень культуры безопасности при эксплуатации ОПО;
- снизить административную нагрузку на владельцев ОПО;
- повысить прозрачность системы государственного контроля (надзора);
- снизить издержки Ростехнадзора и владельцев ОПО (по сравнению с проведением проверок).
Профилактика нарушений должна решать следующие задачи:
- учет подконтрольных субъектов (ОПО, их собственники и эксплуатирующие организации), присвоение им уровня риска (класса опасности);
- выявление причин, факторов и условий, которые способствуют нарушениям обязательных требований, в том числе  поиск способов их устранения (снижения риска их возникновения);
- установление связи между видами, формами, интенсивностью профилактических мероприятий и спецификой работы (уровнем опасности) подконтрольных субъектов (по сути, оценка эффективности – как тот или иной метод влияет на поведение конкретных владельцев конкретных ОПО);
- формирование единообразного понимания обязательных требований у вдалельцев ОПО и Ростехнадзора (то есть обе стороны должны одинаково понимать законодательство и стремиться к его исполнению).

Виды и формы профилактических мероприятий

Профилактическое мероприятие – это комплекс мер (активностей Ростехнадзора), нацеленных на «предупреждение возможного нарушения обязательных требований».
Профилактические мероприятия могут проводить в отношении:
- неопределенного круга лиц (публикации на сайтах Ростехнадзора, массовая рассылка информационных писем и т. д.);
- конкретных владельцев ОПО (предостережение, адресная/персональная рассылка информационных писем и т. д.).
Профилактические мероприятия:
- не должны принуждать к какому-либо действию (только «добрая воля» 
и сознательность подконтрольного субъекта);
- не должны иметь неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности);
- напрямую не связаны с контрольно-надзорными мероприятиями (проверками);
- направлены на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований.


№ п/п Вид мероприятия Содержание мероприятия Формы мероприятия
1 Правовое просвещение Распространение знаний о правах и обязанностях граждан, юридических лиц и ИП в области обеспечения промышленной безопасности, способах реализации (выполнения) ее обязательных требований Размещение на сайтах Ростехнадзора:
- перечней нормативно-правовых актов (и их частей);
- списка обязательных требований;
- форм проверочных листов;
- официальных разъяснений, писем, руководств по соблюдению обязательных требований и т.д.
2 Правовое информирование Доведение до подконтрольных субъектов (владельцев ОПО) информации, касающейся соблюдения обязательных требований - разработка методических рекомендаций и руководств по соблюдению обязательных требований (брошюры, схемы, инфографика), которые размещаются на сайтах Ростехнадзора и распространяются через отраслевые союзы, общественные объединения и т.д.;
- проведение консультаций по разъяснению обязательных требований (семинары, инструктажи, тематические конференции, заседания рабочих групп, горячие линии и т.д.);
- информирование неопределенного круга лиц через СМИ (печатные издания, телевидение, радио, социальные сети и др.) о важности добросовестно соблюдать обязательные требования;
- сообщения на сайтах Ростехнадзора об изменении (выходе новых) нормативно-правовых актов, содержании новых нормативно-правовых актов, комментарии к ним и т.д.;
- размещение на сайтах Ростехнадзора рекомендаций по проведению необходимых организационных, технических или иных мероприятий, связанных с изменениями нормативно-правовых актов (обязательных требований)
3 Обобщение практики осуществления госнадзора Обобщение (подведение итогов) правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности - подготовка докладов о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности 
при осуществлении федерального госнадзора 
в области промышленной безопасности;
- размещение докладов на сайтах Ростехнадзора;
- обсуждение докладов на заседаниях, тематических семинарах и конференциях, организованных Ростехнадзором;
- публичные обсуждения результатов правоприменительной практики в территориальных органах Ростехнадзора и т.д.
4 Предупреждение о недопустимости нарушения обязательных требований Оперативные действия Ростехнадзора при получении информации (от граждан, органов госвласти, из СМИ и т.д.) о возможных негрубых нарушениях (признаках нарушений) обязательных требований - информирование владельца ОПО (письменное, устное) 
о возможности противоправного действия (бездействия) с его стороны;
- профилактическая беседа (инструктаж) с владельцем ОПО (по телефону, на личном приеме или выездная);
- письменное предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, которое содержит ссылку на обязательные требования и содержащий их нормативный акт, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) могут привести или приводят к нарушению (подробности – см. п. 91-103 Административного регламента ФСЭТАН по осуществлению федерального госнадзора в области промышленной безопасности, утв. Приказом Ростехнадзора от 03.07.2019 № 258)
5 Разъяснительная работа относительно процедур контроля Разъяснение владельцу ОПО специфики проведения контрольно-надзорных мероприятий (проверок) - подготовка и публикация в открытых источниках (в том числе на сайтах Ростехнадзора) информации о порядке проведения контрольно-надзорных мероприятий (проверок), включая права и обязанности проверяемого лица, права и обязанности контрольно-надзорного органа, сроки проведения проверок, порядок обжалования и т.д.;
- устное или письменное разъяснение специфики контрольно-надзорных мероприятий (консультация владельца ОПО до начала проверки)
6 Создание интерактивных сервисов (систем) Создание Ростехнадзором (по инициативе Ростехнадзора) интерактивных сервисов, 
с помощью которых владелец ОПО может добровольно подтвердить соблюдение обязательных требований в электронном виде 
(в том числе провести самопроверку своей деятельности)
- «электронный инспектор»;
- интерактивные инспекции;
- системы дистанционного надзора;
- добровольный аудит промышленной безопасности и т.д.

Все статьи рубрики