Профилактика нарушений: методы Ростехнадзора
Клименко Максим Михайлович
эксперт-консультант по промышленной безопасности, директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»
Номер журнала:
Рубрика:
Ростехнадзор проводит профилактику нарушений, опираясь на требования:
- Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- постановления Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»;
- постановления Правительства РФ от 26.12.2018 г. № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами»;
- Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, утв. приказом Ростехнадзора от 03.07.2019 г. № 258;
- Порядка организации работ по профилактике нарушений обязательных требований, утв. приказом Ростехнадзора от 21.11.2019 г. № 447.
Программу и план мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований ежегодно составляют (см. раздел III Порядка организации работ по профилактике нарушений обязательных требований, утв. приказом Ростехнадзора от 21.11.2019 г. № 447):
- центральный аппарат Ростехнадзора;
- территориальные органы Ростехнадзора (в рамках своей компетенции).
За профилактическую работу в субъектах РФ отвечают территориальные управления Ростехнадзора.
Цели и задачи профилактики нарушений
Профилактику нарушений проводят с целью:
- снизить аварийность и травматизм на ОПО;
- предупредить нарушения обязательных требований, в том числе устранить причины, факторы и условия, способствующие их возникновению;
- создать у владельцев ОПО мотивацию к добросовестному поведению и, как следствие, снизить уровень ущерба;
- повысить уровень культуры безопасности при эксплуатации ОПО;
- снизить административную нагрузку на владельцев ОПО;
- повысить прозрачность системы государственного контроля (надзора);
- снизить издержки Ростехнадзора и владельцев ОПО (по сравнению с проведением проверок).
Профилактика нарушений должна решать следующие задачи:
- учет подконтрольных субъектов (ОПО, их собственники и эксплуатирующие организации), присвоение им уровня риска (класса опасности);
- выявление причин, факторов и условий, которые способствуют нарушениям обязательных требований, в том числе поиск способов их устранения (снижения риска их возникновения);
- установление связи между видами, формами, интенсивностью профилактических мероприятий и спецификой работы (уровнем опасности) подконтрольных субъектов (по сути, оценка эффективности – как тот или иной метод влияет на поведение конкретных владельцев конкретных ОПО);
- формирование единообразного понимания обязательных требований у вдалельцев ОПО и Ростехнадзора (то есть обе стороны должны одинаково понимать законодательство и стремиться к его исполнению).
Виды и формы профилактических мероприятий
Профилактическое мероприятие – это комплекс мер (активностей Ростехнадзора), нацеленных на «предупреждение возможного нарушения обязательных требований».
Профилактические мероприятия могут проводить в отношении:
- неопределенного круга лиц (публикации на сайтах Ростехнадзора, массовая рассылка информационных писем и т. д.);
- конкретных владельцев ОПО (предостережение, адресная/персональная рассылка информационных писем и т. д.).
Профилактические мероприятия:
- не должны принуждать к какому-либо действию (только «добрая воля»
и сознательность подконтрольного субъекта);
- не должны иметь неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности);
- напрямую не связаны с контрольно-надзорными мероприятиями (проверками);
- направлены на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований.
№ п/п | Вид мероприятия | Содержание мероприятия | Формы мероприятия |
1 | Правовое просвещение | Распространение знаний о правах и обязанностях граждан, юридических лиц и ИП в области обеспечения промышленной безопасности, способах реализации (выполнения) ее обязательных требований | Размещение на сайтах Ростехнадзора: - перечней нормативно-правовых актов (и их частей); - списка обязательных требований; - форм проверочных листов; - официальных разъяснений, писем, руководств по соблюдению обязательных требований и т.д. |
2 | Правовое информирование | Доведение до подконтрольных субъектов (владельцев ОПО) информации, касающейся соблюдения обязательных требований | - разработка методических рекомендаций и руководств по соблюдению обязательных требований (брошюры, схемы, инфографика), которые размещаются на сайтах Ростехнадзора и распространяются через отраслевые союзы, общественные объединения и т.д.; - проведение консультаций по разъяснению обязательных требований (семинары, инструктажи, тематические конференции, заседания рабочих групп, горячие линии и т.д.); - информирование неопределенного круга лиц через СМИ (печатные издания, телевидение, радио, социальные сети и др.) о важности добросовестно соблюдать обязательные требования; - сообщения на сайтах Ростехнадзора об изменении (выходе новых) нормативно-правовых актов, содержании новых нормативно-правовых актов, комментарии к ним и т.д.; - размещение на сайтах Ростехнадзора рекомендаций по проведению необходимых организационных, технических или иных мероприятий, связанных с изменениями нормативно-правовых актов (обязательных требований) |
3 | Обобщение практики осуществления госнадзора | Обобщение (подведение итогов) правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности | - подготовка докладов о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности при осуществлении федерального госнадзора в области промышленной безопасности; - размещение докладов на сайтах Ростехнадзора; - обсуждение докладов на заседаниях, тематических семинарах и конференциях, организованных Ростехнадзором; - публичные обсуждения результатов правоприменительной практики в территориальных органах Ростехнадзора и т.д. |
4 | Предупреждение о недопустимости нарушения обязательных требований | Оперативные действия Ростехнадзора при получении информации (от граждан, органов госвласти, из СМИ и т.д.) о возможных негрубых нарушениях (признаках нарушений) обязательных требований | - информирование владельца ОПО (письменное, устное) о возможности противоправного действия (бездействия) с его стороны; - профилактическая беседа (инструктаж) с владельцем ОПО (по телефону, на личном приеме или выездная); - письменное предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, которое содержит ссылку на обязательные требования и содержащий их нормативный акт, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) могут привести или приводят к нарушению (подробности – см. п. 91-103 Административного регламента ФСЭТАН по осуществлению федерального госнадзора в области промышленной безопасности, утв. Приказом Ростехнадзора от 03.07.2019 № 258) |
5 | Разъяснительная работа относительно процедур контроля | Разъяснение владельцу ОПО специфики проведения контрольно-надзорных мероприятий (проверок) | - подготовка и публикация в открытых источниках (в том числе на сайтах Ростехнадзора) информации о порядке проведения контрольно-надзорных мероприятий (проверок), включая права и обязанности проверяемого лица, права и обязанности контрольно-надзорного органа, сроки проведения проверок, порядок обжалования и т.д.; - устное или письменное разъяснение специфики контрольно-надзорных мероприятий (консультация владельца ОПО до начала проверки) |
6 | Создание интерактивных сервисов (систем) | Создание Ростехнадзором (по инициативе Ростехнадзора) интерактивных сервисов, с помощью которых владелец ОПО может добровольно подтвердить соблюдение обязательных требований в электронном виде (в том числе провести самопроверку своей деятельности) |
- «электронный инспектор»; - интерактивные инспекции; - системы дистанционного надзора; - добровольный аудит промышленной безопасности и т.д. |