Права инвесторов – под защитой прокурора
Игошин Виктор Викторович
прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики, советник юстиции, к.ю.н.
Номер журнала:
Рубрика:
Прокуратурой Удмуртской Республики при осуществлении надзора оцениваются полнота и законность правового регулирования инвестиционной деятельности, вопросы соблюдения требований законодательства при предоставлении инвесторам государственных и муниципальных услуг, выдаче разрешительных документов, связанных с реализацией инвестиционных проектов, оказания им мер поддержки, использования бюджетных средств, выделенных на поддержку инвесторов.
На системной основе осуществляется взаимодействие с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в УР и представителями общественных объединений предпринимателей, в том числе в рамках деятельности межведомственной рабочей группы по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и общественного совета по защите прав малого и среднего бизнеса, практикуются выездные заседания общественного совета.
В частности, в целях повышения уровня информационной открытости органов прокуратуры, иных государственных органов перед бизнес-сообществом в апреле 2018 г. в г. Сарапуле состоялось выездное заседание общественного совета по защите прав малого и среднего бизнеса. На совете рассмотрены вопросы формирования инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), проблемы выполнения заказчиками финансовых обязательств перед бизнесом, виды ответственности должностных лиц в связи с нарушением срока и порядка оплаты исполненных предпринимателями государственных и муниципальных контрактов, правоприменительная практика надзорных органов в этой сфере. Освещены возможности использования сведений официальных сайтов органов власти, инвестиционного портала республики и других информационных ресурсов для улучшения условий осуществления предпринимательской деятельности в республике.
Потенциал межведомственной рабочей группы по защите прав субъектов предпринимательской деятельности используется для принятия дополнительных мер, направленных на укрепление законности в сфере развития инвестиционной деятельности и соблюдения прав инвесторов.
В первом полугодии 2018 г. органами прокуратуры Удмуртской Республики продолжена работа по укреплению законности в сфере осуществления инвестиционной и иной предпринимательской деятельности, снижению административного давления на бизнес со стороны должностных лиц органов власти.
Выявлено 1403 нарушения законодательства, для устранения которых внесено 402 представления, в суды направлено 17 заявлений, опротестовано 486 незаконных правовых актов, по инициативе прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 120 и 42 лица соответственно. По материалам прокурорских проверок, направленных в порядке п. 2 ч. 2 ст.37 УПК РФ, органами предварительного расследования возбуждено три уголовных дела, объявлено
28 предостережений о недопустимости нарушений закона.
Реестр инвестиционных проектов Удмуртии
По результатам изучения реестра инвестиционных проектов Удмуртской Республики прокуратурой было установлено отсутствие полных и достоверных сведений о действующих инвестиционных проектах. Это препятствовало реализации прав граждан и юридических лиц на свободный доступ к информации об инвестиционной деятельности, которой располагают органы власти республики.
В связи с этим прокуратурой Удмуртской Республики в феврале 2018 г. министру экономики республики было внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого Министерством экономики Удмуртской Республики реестр инвестиционных проектов приведен в соответствие с законодательством и актуализирован.
Как правило, срок реализации проекта составляет два-три года, отсутствие сведений о начале работ по его реализации в течение одного года служит основанием для исключения инвестиционного проекта из реестра.
В настоящее время в реестр инвестиционных проектов включено 176 проектов на общую сумму более 225 млрд руб. по различным видам экономической деятельности и строительству объектов социального назначения (машиностроение, АПК, жилищное строительство, создание объектов транспортной инфраструктуры, спортивного назначения, туризма). Исключено из реестра 99 проектов в связи с завершением инвестиционной стадии, невыполнением работ по их реализации, условий об информировании о проведенных инвестором мероприятий.
Реестр размещен на Инвестиционном портале Удмуртской Республики (http://www.udminvest.ru).
Паспорт каждого инвестиционного проекта содержит информацию о его характеристиках, инвесторе, финансово-экономических показателях, кадровых и производственных ресурсах, сроках, этапах и месте реализации, планируемых мерах поддержки, конечном результате (продукция, услуги).
Совершенствование нормативно-правовой базы
Особое внимание надзорным ведомством уделяется вопросам формирования надлежащей правовой основы взаимоотношений органов власти и инвесторов.
В частности, по инициативе прокуратуры Удмуртской Республики Министерством экономики УР подготовлено постановление Правительства УР от 25.05.2018 г. № 203, которым внесены изменения в Порядок формирования и ведения реестра инвестиционных проектов республики (утв. постановлением Правительства УР от 06.07.2015 г. № 336), направленные на совершенствование регулирования правоотношений в указанной сфере.
Выявлены факты неполноты правового регулирования отношений в сфере предоставления инвесторам мер государственной поддержки.
В нарушение Федерального закона от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и Закона УР от 27.12.2005 г. № 73-РЗ «О государственной промышленной политике Удмуртской Республики» Правительством УР не принято постановление, устанавливающее сроки, условия и порядок заключения специального инвестиционного контракта.
Указанное обстоятельство явилось основанием для внесения председателю Правительства УР в мае 2018 г. представления об устранении нарушений законодательства о промышленной политике и инвестиционной деятельности, по результатам рассмотрения которого органами власти республики подготовлены нормативные правовые акты, предусматривающие порядок заключения специального инвестиционного контракта и предоставление предпринимателям налоговых льгот в рамках условий его реализаций.
Нарушения правоприменительных процедур
Прокурорами установлены случаи нарушения законодательства органами власти в процессе осуществления регистрационных, разрешительных и иных правоприменительных процедур с участием инвесторов. Пресечены незаконные действия должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, предоставлении недвижимого имущества в пользование, нарушения федерального законодательства в области развития малого и среднего предпринимательства, нарушения прав предпринимателей, занимающихся аграрным бизнесом.
В частности, прокуратурой республики в июне 2018 г. министру сельского хозяйства и продовольствия Удмуртии внесено представление в связи с необоснованным истребованием у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Можгинского района средств гранта в размере 1,5 млн руб., использованных на развитие фермерского хозяйства.
В рамках рассмотрения представления министерством уведомление о возврате предпринимателем сумм гранта отозвано, фермеру принесены извинения, начальник структурного подразделения Министерства привлечена к дисциплинарной ответственности. В результате прокурорского вмешательства нарушение прав предпринимателя на ведение фермерского хозяйства и его возможное банкротство не допущено. Министерством приняты меры к повышению уровня контроля целевого использования средств грантов и соблюдению прав фермеров на получение мер государственной поддержки.
Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором министр природных ресурсов и охраны окружающей среды республики предостережен о недопустимости нарушения законодательства при предоставлении лесных участков в аренду юридическим лицам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, в целях недопущения возникновения обстоятельств, затрудняющих их реализацию.
По протестам прокуроров административные регламенты государственных органов и органов местного самоуправления о предоставлении государственных и муниципальных услуг в земельной и градостроительной сферах приведены в соответствие с изменениями Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 29.12.2017 г.) о порядке обжалования принятых решений по заявлениям хозяйствующих субъектов.
Нормативно-правовая база Удмуртской Республики |
---|
Закон УР от 22.06.2006 г. № 26-РЗ (ред. от 08.05.2018 г.) «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике» |
- инвестор — юридическое и (или) физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций; - инвестиции — денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и иные виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного результата; - инвестиционная деятельность в Удмуртской Республике — совокупность практических действий по реализации инвестиционных проектов на территории Удмуртской Республики в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; - инвестиционный проект — совокупность практических действий по вложению инвестиций и достижению их окупаемости, в том числе обоснование экономической целесообразности, объема и сроков вложения инвестиций (бизнес-план). |
Предусмотрено предоставление 12 форм поддержки: 1. предоставление инвесторам налоговых льгот по налогам, подлежащим зачислению в бюджет республики. 2. предоставление инвесторам за счет средств бюджета республики субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам банков и части затрат по лизинговым платежам на инвестиционные цели. 3. предоставление инвесторам государственных гарантий республики. 4. предоставление инвесторам отсрочки, рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет республики. 5. предоставление в соответствии с распоряжением главы УР инвесторам в аренду без проведения торгов земельных участков для размещения объектов социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов. 6. предоставление инвесторам льготных условий пользования недвижимым имуществом (за исключением земельных участков), находящимся в собственности республики. 7. предоставление инвесторам льготных условий пользования земельными участками, находящимися в собственности республики, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. 8. предоставление государственной поддержки (мер стимулирования деятельности в сфере промышленности) в рамках специального инвестиционного контракта. 9. создание и развитие зон (территорий) экономического благоприятствования для инвестиционной деятельности, в том числе индустриальных (промышленных) парков, кластеров. 10. предоставление государственной поддержки резидентам территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории республики. 11. предоставление информационной и организационной государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности. 12. сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна» специализированной организацией по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. |
Нарушения при проведении проверок
Контролирующими органами не в полной мере исполняются требования законодательства при организации и проведении проверочных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, включая инвесторов.
Приняты меры реагирования по фактам несоблюдения органами власти законодательства при организации и проведении мероприятий по контролю и профилактике нарушений обязательных требований, формировании федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок». По результатам прокурорских проверок должностные лица контролирующих органов привлечены к административной ответственности за нарушения законодательства о государственном контроле (надзоре).
Например, по инициативе прокуратуры республики должностное лицо территориального управления Роспотребнадзора привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ за проведение внеплановой выездной проверки в отношении индивидуального предпринимателя по истечении срока исполнения поручения президента Российской Федерации о принятии мер по выявлению и пресечению фактов незаконного производства и оборота продукции легкой промышленности.
Не всеми региональными министерствами и ведомствами обеспечено опубликование и поддержание в актуальном состоянии на своих сайтах перечней правовых актов, содержащих обязательные требования к осуществлению хозяйственной деятельности в различных сферах экономики. По результатам принятых мер прокурорского реагирования необходимая информация на официальных сайтах государственных органов размещена.
Изменения в федеральном законодательстве |
---|
Федеральным законом от 03.07.2018 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» расширены возможности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в процедурах выкупа государственного или муниципального имущества и приобретения в аренду земельных участков: - предусмотрена отмена срока действия преимущественного права на выкуп арендуемого имущества (было до 01.07.2018 г.), а также ограничения по дате (01.07.2015 г.), по состоянию на которую арендуемое имущество должно находиться в аренде у субъекта МСП для реализации преимущественного права выкупа; - субъектам МСП предоставлено преимущественное право выкупа недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, по аналогии с правом выкупа недвижимости, находящейся в государственной собственности региона или муниципального образования; - предусмотрено основание для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое не является субъектом МСП или в отношении которого не может оказываться поддержка); - установлена возможность проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, включенных в перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам МСП, только среди субъектов МСП (за исключением лиц, в отношении которых не может оказываться поддержка); - запрещены передача прав и обязанностей по заключенным с субъектами МСП договорам аренды земельных участков, включенных в указанные перечни, третьим лицам либо в субаренду. Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования 03.07.2018 г. (https://www.pravo.gov.ru). |
Нарушение прав на оплату контрактов
На системной основе проводятся проверки соблюдения прав инвесторов на своевременную оплату заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам.
Проверки показали, что органами государственной власти и местного самоуправления, подведомственными им учреждениями допускаются факты задолженности по оплате исполненных субъектами предпринимательской деятельности контрактных обязательств. Указанные обстоятельства потребовали прокурорского вмешательства.
Например, по результатам рассмотрения представлений прокурора Устиновского района г. Ижевска, внесенных руководителям муниципальных образовательных учреждений, погашена задолженность по исполненным муниципальным контрактам в размере более 11 млн руб., прокурора Первомайского района г. Ижевска — свыше 6 млн руб.
Прокурором Ярского района в отношении главы района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ за несвоевременный расчет по исполненному муниципальному контракту, заключенному с коммерческой организацией на выполнение работ по нанесению горизонтальной разметки на маршрутах школьных автобусов. Управлением ФАС России по УР главе района назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 тыс. руб.
Вследствие принятия мер прокурорского реагирования государственными и муниципальными заказчиками в текущем году погашена задолженность перед хозяйствующими субъектами в размере 197 млн руб.
Вплоть до уголовной ответственности
На особом контроле прокуратуры республики находится работа по выявлению фактов воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, влекущих уголовную ответственность.
Так, неправомерные действия должностных лиц органов местного самоуправления, нарушающие права предпринимателей, потребовали уголовно-правовой оценки.
По материалам прокурорских проверок в текущем году следственными органами возбуждено два уголовных дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности).
Например, прокуратурой республики по результатам мониторинга решений Арбитражного суда республики прокурору Октябрьского района г. Ижевска поручено провести проверку, в ходе которой выявлено нарушение органом местного самоуправления прав юридического лица, относящегося к категории субъектов малого бизнеса.
Установлено, что должностные лица структурного подразделения администрации города безосновательно отказали хозяйствующему субъекту в продлении разрешения на строительство объекта недвижимости в г. Ижевске, тем самым ограничили права предпринимателя на осуществление инвестиционной и хозяйственной деятельности. Незаконность отказа в продлении разрешения подтверждена решением Арбитражного суда республики. Материалы проверки направлены в следственный орган, по результатам их рассмотрения по данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело.
Прокурорские проверки и обратная связь
Во исполнение решения совещаний при Генеральном прокуроре Российской Федерации по вопросам защиты прав инвесторов, состоявшихся в этом году в г. Туле и г. Екатеринбурге, планируется проведение проверки исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, организациями (фондами) законодательства об инвестиционной деятельности и защите прав бизнеса в этой сфере. Результаты проверки в октябре будут рассмотрены на расширенном заседании коллегии прокуратуры Удмуртской Республики с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей в УР, органов государственной власти республики, представителей бизнес-сообщества.
Предприниматели имеют возможность обратиться в прокуратуру с жалобами на действия должностных лиц, препятствующие развитию бизнеса, сообщить о проблемах в реализации инвестиционных проектов. Обращения по этим и другим вопросам можно направить почтой, включая электронную, прийти в прокуратуру на личный прием, в том числе во Всероссийский день приема предпринимателей, который проходит в первый вторник каждого месяца. Очередной прием предпринимателей состоится 04.09.2018 г. в прокуратуре республики, прокуратурах городов и районов, межрайонных прокуратурах, Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуре, Удмуртской прокуратуре по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.
Работа по укреплению законности в сфере инвестиционной и иной предпринимательской деятельности прокуратурой республики будет продолжена с учетом требований Генеральной прокуратуры Российской Федерации по обеспечению средствами прокурорского надзора прав и законных интересов предпринимателей.
Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства (малые предприятия, в том числе микропредприятия) установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:
- среднесписочная численность работников — до 100 человек, микропредприятия — до 15 человек;
- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, — до 800 млн руб., микропредприятия — до 120 млн руб.
Сведения об отнесении субъектов бизнеса к категории малого содержатся в реестре малого и среднего предпринимательства, который сформирован Федеральной налоговой службой и размещен в сети Интернет (https://rmsp.nalog.ru).
В сентябре 2017 г. в г. Сарапуле создана территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), резидентам которой предоставляются преимущества в сфере налогообложения и использования имущества при ведении бизнеса. Ее функционирование будет обеспечивать достижение стабильного социально-экономического развития муниципального образования путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.12.2017 г. № 1521-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») по развитию этой территории. Полнота и своевременность реализации предусмотренных планом мероприятий находятся на контроле прокурора города и прокуратуры республики.
В реестре резидентов ТОСЭР, который ведет Минэкономразвития России (http://economy.gov.ru), зарегистрировано два резидента в г. Сарапуле — ООО «Сарапульское предприятие «Техника» (производство частей приборов и инструментов для навигации, управления, измерения, контроля) и ООО «КомАР» (производство стекловолокна).
Ознакомиться с возможностями и условиями для инвесторов-резидентов на ТОСЭР можно на официальном сайте МО «Город Сарапул» (http://www.cultura.adm-sarapul.ru/city/invest/toser-sarapul/index.php).