Проектировщикам ОПО есть над чем трудиться: доля отрицательных заключений при экспертизе достигает 25 %
Вернигор Владимир Михайлович
заместитель начальника ФАУ «Главэкспертиза России»
Номер журнала:
Рубрика:
О том, как проходит оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, насколько качественно ведется работа над проектной документацией, какие требования предъявляются к проектировщикам, рассказал Владимир Михайлович Вернигор, заместитель начальника Главэкспертизы России.
- Владимир Михайлович, какова статистика выдачи отрицательных заключений при экспертизе результатов инженерных изысканий и проектной документации на строительство нового опасного производственного объекта?
- Доля отрицательных заключений, выдаваемых Главгосэкспертизой России, в среднем составляет от 15 до 25 %. Это довольно высокий процент, который связан, в первую очередь, с качеством проектной документации и результатами инженерных изысканий.
- Существует ли отличие в проведении экспертизы проектной документации на строительство от экспертизы прочих объектов?
- Основное отличие в проведении экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию опасных производственных объектов заключается в необходимости проведения оценки соответствия проектной документации на строительство и реконструкцию ОПО требованиям промышленной безопасности.
- Почему проектная документация на строительство нового ОПО не требует экспертизы промышленной безопасности, а для проектной документации на модернизацию, консервацию и ликвидацию существующих ОПО проведение такой экспертизы обязательно?
- В случае, если новый ОПО по своим параметрам подпадает под действие п. 11 ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), то проектная документация на строительство нового ОПО подлежит государственной экспертизе на федеральном уровне — в Главгосэкспертизе России и ее филиалах. В соответствии с ч. 5 ст. 49 ГрК РФ предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Экспертиза промышленной безопасности — определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в п. 1 ст. 13 Федерального закона 116-ФЗ, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона 116-ФЗ, экспертизе промышленной безопасности подлежат в том числе:
- документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
- документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
- Какие учреждения могут проводить экспертизу проектной документации на строительство нового ОПО?
- Проектная документация на строительство и реконструкцию опасных производственных объектов в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ осуществляется на федеральном уровне. Во исполнение п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 16.03.2007 г. № 64 определено государственное учреждение, уполномоченное на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий — Главгосэкспертиза России.
- В чем задача экспертизы?
- Современное законодательство о градостроительной деятельности ставит перед институтом государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий целый ряд важнейших задач, делая ее по существу правовым механизмом, направленным на обеспечение комплексной безопасности и соблюдение требований в области различных общественных и технических отношений.
Предмет экспертизы — оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки. Кроме того, эксперты проводят оценку соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
- Каковы же требования к проектным организациям, занимающимся проектированием ОПО?
- В соответствии с ч. 4 ст. 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов).
Проектные организации, занимающиеся разработкой проектной документации на строительство и реконструкцию ОПО в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, должны быть включены в реестр саморегулируемой организации (СРО), при условии размещения такого реестра членов СРО на своем сайте в сети «Интернет» (ст. 55.17 ГрК РФ).
Следует отметить, что ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ установлены критерии, в соответствии с которыми государственным и муниципальным унитарным предприятиям, коммерческим организациям и юридическим лицам не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования.
- Какие требования предъявляются к проектной документации на строительство опасных производственных объектов?
- Требования к проектной документации на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения и линейных объектов (опасных производственных объектов) в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности установлены:
- ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87.
Соответствие экологическим требованиям обеспечивается путем разработки на основании принимаемых технических решений специального раздела проектной документации — «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», который включает в том числе и результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду, необходимые мероприятия по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства в зависимости от компонентов окружающей среды, являющихся объектом негативного воздействия.
Для целей соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в соответствии с действующим законодательством самостоятельный раздел разработке не подлежит. В зависимости от вида объекта капитального строительства указанные требования находят отражение в различных разделах проектной документации, например, в таких, как «Схема планировочной организации земельного участка», «Архитектурные конструктивные и объемно-планировочные решения», «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» и др.
При этом необходимо отметить, что экологическая экспертиза, проводимая в рамках государственной экспертизы в режиме «одного окна», в комплексе с рассмотрением результатов инженерно-экологических изысканий и других частей проекта существенно снижает не только экологические риски реализации проекта, но также временные и финансовые риски инвестора.
- Какие ошибки проектных организаций чаще всего выявляются при проведении экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации на строительство нового опасного производственного объекта? На что необходимо обратить внимание проектировщикам в первую очередь?
- Основные ошибки при разработке проектной документации на строительство и реконструкцию ОПО можно сгруппировать в четыре основных блока: неточности в исходно-разрешительной документации, необоснованные проектные решения, отсутствие информации об ограничениях хозяйственной деятельности и неподтвержденные сметные расчеты. Поскольку в одной статье нет возможности перечислить все ошибки при проектировании ОПО, предлагаю на официальном сайте www.gge.ru ознакомиться с основными замечаниями, отраженными в разделе «Обеспечение контроля качества проектной документации» годового отчета Главгосэкспертизы России за 2016 год.
- Что может стать таким ограничением?
- Например, наличие на участке зон ограниченного пользования, в том числе зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон, водоохранных зон, объектов культурного наследия, участков загрязненных земель, требующих рекультивации и многое другое: все это — факторы, не позволяющие в полной мере реализовать технические решения.
- Как можно получить информацию о том, что могут возникнуть такого рода препятствия для реализации проекта?
- Эти данные в полном объеме должны быть получены на стадии проведения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
- Какие еще факторы могут стать причиной выдачи отрицательных заключений?
- При проведении государственной экспертизы проектной документации осуществляется ее оценка на соответствие требованиям технических регламентов, в том числе и экологическим требованиям, определенным природоохранным законодательством, которое содержит ряд требований по согласованию намечаемой деятельности с уполномоченными органами. Отсутствие указанных согласований приводит к отрицательному результату государственной экспертизы.
Кроме того, можно отметить следующие типичные ошибки при подготовке и получении исходно-разрешительной документации:
- отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации по объектам, определенного Федеральным законом от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
- отсутствие разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых либо справки об отсутствии полезных ископаемых;
- отсутствие согласования предусмотренных проектной документацией мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, в случае их наличия в районе предполагаемых строительных работ;
- отсутствие согласования предусмотренных проектной документацией решений по рекультивации нарушенных земель, отводимых во временное пользование;
- отсутствие согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти размещения объектов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания;
- отсутствие результатов публичных обсуждений намечаемой деятельности;
- представление копий фальшивых писем, якобы выданных уполномоченными органами.
- Какие основные проблемы выявляются при оценке достоверности сметной стоимости возведения объекта капитального строительства?
- В сводном сметном расчете учитываются затраты на кадастровые работы, разработку градостроительных планов и межевание территории. Подготовка и/или получение документов, относящихся к градостроительной документации, не являются действиями по разработке проектной документации и, как следствие, в сводный сметный расчет не должны включаться.
В ведомостях объемов работ не содержатся формулы подсчета объемов работ, не оформляются в установленном порядке (не имеют подписи исполнителей и ГИПа), при этом объемы работ определяются по результатам обследований и проектным данным по каждому разделу проекта.
При отсутствии стоимости запроектированного технологического оборудования в сметно-нормативной базе представляются прайс-листы, коммерческие предложения. При этом прайс-листы не оформляются в виде документов надлежащей формы и не согласовываются с заказчиком (пп. 4.25, 4.28 МДС 81-35.2004).
В сводном сметном расчете учитывается стоимость оборудования, которое не относится к первоначальному оснащению вновь строящихся объектов (п. 4.70 МДС 81-35.2004).
Без обоснования включаются затраты на перевозку материалов, принятых по сборнику сметных цен ФССЦ-2001.
Единичные расценки применяются для определения затрат по неучтенным объемам работ в разрез с проектными решениями и технологическими схемами производства работ. Встречается двойной учет стоимости материалов.
Затраты на организацию дорожного движения на период строительства не приводятся в соответствие с данными раздела ПОС.
Расстояние вывоза разработанного грунта и отходов от разборки, затраты на перевозку рабочих, затраты на производство работ вахтовым методом не приводятся в соответствие с данными раздела ПОС.
Учитываются отмененные действующим законодательством затраты, например, затраты строительных организаций по добровольному страхованию строительных рисков.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду не приводятся в соответствие с проектными решениями раздела «Охрана окружающей среды» и нормативами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 г. № 344.
Не исключаются затраты на проведение авторского надзора как учтенные нормативом на строительный контроль (п. 7.1, 7.4 СП 48.13330.2011).
Стоимость инертных материалов, используемых при устройстве земляного полотна, присыпных обочин, обратной засыпки, не принимается в соответствии с проектными решениями.
Затраты на разборку конструкций не принимаются в соответствии с данными раздела ПОС дифференцировано (частично гидромолотом, частично вручную) и др.
- Какие замечания возникают по проектной документации в час-ти обеспечения промышленной безопасности?
- Как показывает практика работы Главгосэкспертизы России, их достаточно много, например:
- не соблюдаются требования по защите персонала, постоянно находящегося в помещении управления (операторные), от воздействия ударной волны при возможных аварийных взрывах на технологических объектах с учетом зон разрушения;
- не предусматривается бесперебойное функционирование автоматизированных систем контроля, управления, ПАЗ для перевода технологических процессов в безопасное состояние и аварийного останова технологических объектов;
- не подтверждается техническое состояние и возможность дальнейшей эксплуатации существующих технических устройств, задействованных в новой технологической схеме;
- не выполняется разделение объектов на технологические блоки для снижения энергетических потенциалов;
- не представляются решения по аварийному опорожнению технологических блоков;
- не предусматривается контроль загазованности;
- при расчетах поражающих факторов (например, взрыва или пожара) используются недействующие расчетные методики;
- не предусматривается защита проектируемых стальных подземных газопроводов от электрохимической коррозии;
- не представляются решения по установке грузоподъемных кранов;
- для систем холодоснабжения не учитываются категории помещений, варианты установки холодильного оборудования, количество и тип хладагента;
- отсутствуют решения по технологии слива шлака из плавильных печей;
- в опасную зону от взрывных работ попадают муниципальные и частные здания и сооружения и др.