Необходимые силы и средства для тушения пожаров предусмотрены
Пономарев Александр Николаевич
заместитель главного государственного инспектора Нижегородской области по пожарному надзору
Номер журнала:
Рубрика:
Готова ли Нижегородская область к этому непростому периоду? Редакция журнала обратилась с вопросами в ГУ МЧС России по Нижегородской области.
- Александр Николаевич, как в Нижегородской области проходит подготовка к пожароопасному сезону 2017 года? Во взаимодействии с какими структурами исполнительной власти она ведется? Каким образом в ней принимают участие промышленные предприятия и энергетические компании?
- Необходимо отметить, что подготовка к предстоящему пожароопасному сезону начата еще в конце прошлого года. Все организационные меры, направленные на обеспечение готовности к пожароопасному сезону, обозначены на совещаниях различного уровня, в том числе при подведении итогов деятельности территориальной подсистемы РСЧС за 2016 год, которое состоялось под председательством губернатора Нижегородской области 18 января текущего года.
Что касается всего необходимого комплекса мер, то уже с начала февраля спланированы и реализуются мероприятия как организационного, так и профилактического характера.
С этой целью Правительством области приняты все необходимые документы, регламентирующие подготовку к пожароопасному сезону, создана межведомственная рабочая группа, в рамках работы которой сделана предварительная оценка готовности региона к пожароопасному сезону. Разработаны и утверждены сводный план и план предупреждения и ликвидации ЧС, связанных с природными пожарами, которые предусматривают необходимую группировку сил и средств для их тушения и ликвидации, заключены соответствующие соглашения и т.д.
На основании принятых Распоряжений Правительства Нижегородской области от 16.03.2017 г. № 281-р «О паспортизации населенных пунктов в области пожарной безопасности» и от 17.03.2017 г. № 294-р «О подготовке объектов и населенных пунктов к весенне-летнему пожароопасному периоду 2017 года» главам администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области совместно с администрациями объектов и гражданами рекомендовано проведение в установленные сроки основных подготовительных мероприятий, в том числе:
- устройство минерализованных защитных полос, очистка территорий населенных пунктов и земель, прилегающих к лесным массивам от сухой растительности и сгораемого мусора;
- проверка исправности и приспособленности для забора воды источников наружного противопожарного водоснабжения;
- организация работы межведомственных рабочих групп по оценке готовности муниципальных образований к пожароопасному сезону;
- разработка и актуализация паспортов пожарной безопасности на все населенные пункты вне зависимости от категории их подверженности лесным пожарам;
- проверка готовности муниципальных противопожарных формирований;
- проверка наличия и исправности телефонной связи и звуковой системы оповещения населения при пожаре;
- предусмотреть автотранспортное обеспечение эвакуационных мероприятий, а также готовность пунктов временного размещения населения;
- обучение населения мерам пожарной безопасности.
Для оказания методической помощи в адрес глав администраций, а также министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области были направлены соответствующие рекомендации по подготовке и эксплуатации населенных пунктов и подведомственных объектов в этот период.
- Какие изменения в норма-тивно-правовых документах в области подготовки к пожароопасному сезону появились в 2017 году?
- Во всех распорядительных документах как Правительства Российской Федерации, так и Нижегородской области в текущем году уделяется большое внимание организации контроля за выполнением вновь введенного требования пожарной безопасности, а именно п. 72 (3) Правил противопожарного режима в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 18.08.2016 г. № 807), согласно которому в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. Данное требование вступило в законную силу с 1 марта текущего года.
Необходимо отметить, что аналогичное требование включено в Правила пожарной безопасности в лесах. Таким образом, эта норма должна выполняться на всех категориях земель.
Если раньше мы сталкивались с проблемой, когда грунт еще мерзлый и опашку провести не представляется возможным, то теперь есть альтернатива — полоса шириной не менее 10 метров, очищенная от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов.
- Какие уроки прошлого 2016 года были учтены при подготовке к предстоящему сезону? С какими проблемами пришлось столкнутся?
- В прошлом году согласно информации, отраженной в паспортах пожарной безопасности, разрабатываемых главами администраций муниципальных образований в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, из 109 населенных пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, не готовыми к весенне-летнему пожароопасному периоду были признаны семь (6,5 %) населенных пунктов, из них два — в городском округе г. Дзержинска (п. Гавриловка и п. Пыра) и пять — в Володарском районе
(г. Володарск, п. Ильино, п. Смолино,
р.п. Решетиха и р.п. Юганец).
Однако в ходе проведенных в соответствии с поручением Правительства РФ органами государственного пожарного надзора проверок территорий выявлено 187 нарушений требований пожарной безопасности в 48 населенных пунктах указанной категории. Наибольшее количество нарушений требований пожарной безопасности выявлено в Автозаводском, Московском, Сормовском и Нижегородском районах г. Нижнего Новгорода, а также в городских округах г. Дзержинска, г. Выксы и г. Бора.
Это говорит о том, что ряд руководителей органов местного самоуправления не владеют достоверной информацией о реальном состоянии их территорий либо умышленно не отражают имеющиеся недостатки в паспортах, а следовательно делают ложные выводы о готовности к пожароопасному сезону, вследствие чего необходимых мер пожарной безопасности не предпринимается.
Согласно актуализированному перечню на территории Нижегородской области количество населенных пунктов указанной категории по сравнению с прошлым годом увеличилось на 16 % или на 21 населенный пункт (со 109 до 130).
Основными причинами увеличения количества указанных населенных пунктов сыграло заростание в течение последних нескольких лет молодыми деревьями хвойных пород противопожарных разрывов, а также выделение органами местного самоуправления земельных участков в собственность гражданам или самозахват территорий, расположенных вблизи лесных массивов.
В текущем году со стороны органов государственного пожарного надзора данному вопросу будет уделено особое внимание.
- Есть ли прогнозы погоды на предстоящее лето, и учитываете ли Вы их при подготовке к пожароопасному периоду?
- Анализ среднемноголетних наблюдений позволяет сделать вывод, что основные параметры пожарной опасности в 2017 году на территории Нижегородской области ожидаются в пределах среднемноголетних значений. Вместе с тем следует отметить, что существенную роль на начало пожароопасного периода окажет скорость схода снежного покрова. Как следствие, планируемая дата установления сухой теплой погоды — 15 апреля, а дождливой осенней погоды — 26 сентября.
Необходимо отметить, что проведенный значительный комплекс мероприятий позволил ликвидировать в прошлом году все очаги лесных пожаров в течение первых суток с момента их обнаружения, не допустить дальнейшего их распространения на большие площади и переходов огня на жилые строения.
В текущем году на территории региона также предусмотрены все необходимые силы и средства для оперативного реагирования на складывающуюся пожарную обстановку.
- Что еще предстоит сделать до наступления пожароопасного сезона?
- В настоящее время мы ожидаем утверждения на региональном уровне проекта Постановления об утверждении перечня объектов и населенных пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров. В последующем отработка указанных объектов, населенных пунктов будет осуществляться как в рамках реализации ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и плана проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на 2017 год, так и в ходе профилактических мероприятий.
- Какие нововведения появились при подготовке к пожароопасному сезону?
- В целях реализации вновь введенного п. 72 (3) Правил противопожарного режима и Перечня поручений Российской Федерации от 20.12.2016 г. № АХ-П9-7784 Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области в адрес глав администраций муниципальных районов и городских округов направлено соответствующее письмо о разработке и утверждении совместных с территориальными органами МЧС России и МВД России графиков патрулирования прилегающих территорий и подверженных угрозе распространения лесных пожаров. С нашей стороны предложена форма данного графика.
Кроме того, в текущем году будет уделено особое внимание организации взаимодействия с территориальными подразделениями Управления Россреестра по Нижегородской области, Департамента Росприроднадзора по ПФО, Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл и органами местного самоуправления в части обмена информацией о нарушениях требований пожарной безопасности, выявляемых ими в рамках исполнения возложенных функций по осуществлению земельного контроля.