Экспертиза запасов: экономически обоснованная и без бюрократических атавизмов
ШПУРОВ Игорь Викторович
генеральный директор ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых»
Номер журнала:
Рубрика:
Игорь Викторович Шпуров, генеральный директор ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых», рассказал журналу «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда» о том, какие возможности появились у государства и недропользователей в связи с вступившими в 2016 г. изменениями в области государственной экспертизы запасов и проектно-технической документации.
- Игорь Викторович, уже более года в России действует новая классификация. В свое время она прошла апробацию. Но хотелось бы понять, что изменилось для недропользователей, которым приходится работать в уже действительно новой реальности в части подготовки запасов и проектно-технической документации к проведению государственной экспертизы, согласованию их в ЦКР?
- Во-первых, появилась большое количество новых актуализированных нормативных правовых актов и методических рекомендаций по подсчету запасов и подготовке проектно-технических документов, которые соответствуют современным требованиям и мировым тенденциям. В частности, при расчете извлекаемых запасов учитываются экономические показатели, что позволяет осуществить разделение двух видов извлекаемых запасов: технологических, предусматривающих полную разработку месторождения и рентабельных, то есть извлекаемых за период рентабельной эксплуатации месторождения. Фактически создан механизм, позволяющий показывать и выявлять низкорентабельные запасы на основании обоснованных и понятных экономических критериев.
Во-вторых, в связи с вводом новой классификации исчез такой атавизм, как подсчет извлекаемых запасов нефти на основе технико-экономического обоснования коэффициента извлечения нефти (ТЭО КИН). Вместо этого извлекаемые запасы рассчитываются на основании технологического проекта на разработку месторождений. В результате недропользователи избавлены от подготовки совершенно формальных и ненужных в современных условиях документов.
В-третьих, утверждены Правила разработки месторождений углеводородного сырья, благодаря которым систематизирована деятельность недропользователей в части представления освоения месторождений УВС. Речь идет о большом количестве новшеств, которые оказались полезными как для недропользователей, так и для государства. Благодаря им, с одной стороны, были сняты многие административные барьеры, а с другой стороны, определены понятные и однозначные принципы взаимодействия государства и бизнеса без какого-либо двойного толкования действующих норм и правил.
- Недропользователи ощущают эту полезность? Иногда бывает так, что изменения вроде бы направлены на снижение административных барьеров, а в результате получается совсем наоборот.
- Опыт прошлого года свидетельствует о положительной оценке со стороны предприятий, осуществляющих эксплуатацию месторождений. Благодаря тому, что из оборота были исключены многие, как я уже говорил, формальные и совершенно искусственные документы, финансовые затраты недропользователей в части подсчета запасов и проектирования разработки снижены на 8 %. Это подтверждают и сами компании, и наши расчеты. К примеру, на первый взгляд элементарное уменьшение обязательного количества экземпляров отчетов, предоставляемых в ГКЗ на бумажных носителях, приводит к серьезной экономии.
- Какие тенденции выявлены за время действия новой классификации?
- Результаты в целом соответствуют тем тенденциям, который были выявлены в 2015 году в ходе апробации новой классификации, которая коснулась более 4 % всей сырьевой базы Российской Федерации. Около 65-70 % извлекаемых запасов, как мы и предполагали, являются рентабельными.
Поскольку был создан эффективный механизм государственной экспертизы, выяснилось, что качество проектных документов не такое, как хотелось бы. С появлением госэкспертизы у нас обгаружилась возможность выявлять недостатки, анализировать и работать над их устранением, совершенствуя эту деятельность. Отмечу, что и сами недропользователи оценивают данный момент как положительный.
- Говоря о том, что качество проектной документации не такое, как хотелось бы, что Вы имели в виду? Иногда можно услышать мнение, что их готовят чуть ли не студенты-дипломники.
- Это в любом случае преувеличение. Ситуация не такая критическая, особенно если речь идет о месторождениях углеводородного сырья. Тем не менее, действительно, в ряде случаев отмечается очень низкое качество проектной документации, особенно по разработке месторождений твердых полезных ископаемых на удаленных территориях.
На самом деле, все недропользователи тесно взаимодействуют с экспертами ГКЗ, работают над устранением выявленных недостатков. Низкое качество ряда проектов, конечно, связано с недостаточной квалификацией горных инженеров, геологов, разработчиков, потерей преемственности поколений и зачастую недостаточной ответственностью недропользователей за взятые на себя обязательства по исполнению лицензионных обязательств и рациональному использованию недр. Не самую положительную роль сыграл и отказ от системы аккредитации проектных организаций.
Вместе с тем, я полагаю, должна быть создана создана система независимой оценки научных и проектных организаций, осуществляющих подсчет запасов и проектирование разработки месторождений полезных ископаемых. Именно с этой целью, совместно с нашим журналом «Недропользование XXI век» мы предполагаем на регулярной основе составлять независимый рейтинг таких организаций .
- В СМИ прозвучала Ваша фраза о том, что материалы по геологическим и извлекаемым запасам в ГКЗ и ЦКР будут рассматриваться одновременно, причем при проектировании и разработке будет использована та же геологическая модель, что и при подсчете запасов по принципу «в одно окно». Удалось ли ее реализовать, и как она работает?
- Да, нам удалось реализовать эту схему. В настоящее время в случае, если геологическая модель не меняется, то при предоставлении проектного документа в обязательном порядке делается справка о достоверности геологической модели геологическим и извлекаемым запасам. Эта справка и является основой для проведения экспертизы извлекаемых запасов, рассчитанных в рамках проекта разработки. При этом при проектировании разработки используется та же геологическая модель, что и при подсчете запасов. Тем самым технологический проект становится тем документом, который определяет технологические решения по разработке и является частью процесса экспертизы запасов.
В случае, если будет выявлено, что геологические запасы подсчитаны неправильно, то вначале происходит их перерасчет, и только после этого недропользователь может выходить на экспертизу и ЦКР с проектным документом. Все это реализовано в рамках единого окна, единого механизма и совместной работы ГКЗ и ЦКР. Раньше эти процессы были разделены, хотя следует признать, что разделение было совершенно по формальным признакам. Недропользователю же практически приходилось лавировать между двумя комиссиями и различными группами экспертов, решая, по сути, дублирующие задачи.
- Решена ли проблема по внесению оперативных изменений в проектные решения ПТД?
- Определенно, да. В настоящее время существует такой документ, как Дополнение к технологической схеме разработки по упрощенной схеме. В соответствии с ним в случае возникновения изменений по какому-то одному объекту месторождения возможно выполнение расчетов и технологической схемы только по этому объекту. Этим многие сейчас пользуются.
- Вы говорили о том, что у недропользователей появился механизм, позволяющий показывать и выявлять низкорентабельные запасы. Это облегчит ситуацию по их вовлечению в активную разработку?
- На самом деле нефтегазодобывающие компании всегда занимались поиском технологий и различных налоговых механизмов вовлечения таких запасов в разработку. Дело в другом. По сути, то, что сейчас происходит в отрасли в связи с изменениями в классификации, можно назвать инвентаризацией запасов. Мы знали, где у нас и сколько запасов, но не имели информации о финансовой стороне вопроса, о том, насколько легко или сложно вовлечь их в разработку. Сейчас мы такую информацию получаем из проектов разработки и формируем аналитическую базу, которая поможет государству принимать объективные и обоснованные управленческие и административные решения, позволяющие вовлечь в разработку те или иные трудноизвлекаемые запасы.
- В журнале «Недропользование XXI век», в Вашей статье «Ключевые решения новой классификации запасов и ресурсов нефти и газа и результаты ее апробации», был озвучен ряд ключевых проблем в недропользовании, которые требуют скорейшего решения. Какие-то из них мы обсудили выше, в частности, оперативное внесение изменений в проектную документацию. Хотелось бы узнать, что происходит в части расширения возможностей для недропользователей по подбору эффективных технологий по разработке трудноизвлекаемых запасов, упрощения схемы утверждения запасов и проектирования для мелких и очень мелких месторождений? Эти проблемы решены?
- То что касается упрощенной системы утверждения запасов для мелких и очень мелких месторождений, снятия административного давления на недпропользователей, то определенно да. То, что касается расширения возможностей для недропользователей по подбору эффективных технологий по разработке месторождений, то ограничений никогда не было. Единственное, что было и остается важным для нас — это то, насколько та или иная технология адаптирована под данное месторождение, и существует ли опыт ее применения в соответствующих условиях. Если такового опыта нет, то недропользователю может быть предложено выделить в рамках месторождения участок опытно-промышленной разработки для апробации технологии.
Миссией ГКЗ является не только определение и экспертиза достоверности запасов, представленных для постановки на государственный баланс, но и способствование инновационному развитию недропользования, применению новых технологий по извлечению углеводородного сырья, рациональному использованию недр. Это не менее важная функция для нас. Поэтому мы всячески поддерживаем недропользователей, если они выходят с инновационными идеями. При ФБУ «ГКЗ» создан экспертно-технический совет, который рассматривает ранее неапробированные технологии на предмет их эффективности и возможности рекомендации для широкого применения, то есть по сути популяризации наиболее эффективных технологий поиска, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых в целом и углеводородного сырья в частности.
- Имеет ли место обратный процесс, когда идея о применении той или иной новой технологии идет от ГКЗ к недропользователю?
- У нас много предложений. Практически все они описаны в журнале «Недропользование XXI век». Если речь идет об углеводородном сырье, то мы в настоящее время занимаемся двумя крупными проектами. Первый связан с разработкой методики подсчета запасов сланцевой нефти. Это серьезная и сложная работа, в которой принимают участие ведущие ученые страны. Сложность в первую очередь связана с наличием огромного количества полярных мнений и оценок. Но это и хорошо. В любом случае эта работа будет сделана. Второе направление — развитие инфраструктуры высокопроизводительных вычислений в недропользовании, определение единых принципов геолого-экономического моделирования. Это необходимо для того, чтобы систематизировать и унифицировать применение программных продуктов при подсчете запасов и проектировании разработки. Необходимо оптимизировать расчетные схемы так, чтобы упростить моделирование на простых геологических объектах и повысить детализацию расчетов для более сложных месторождений.
- Как Вы оцениваете качество работы экспертов, которые принимают участие в экспертизе запасов, проектной документации?
- На самом деле, повышение квалификации, авторитета экспертов, структуризация их компетенций — это один из важнейший вопросов. Одной из основных наших задач сегодня является снижение субъективности в экспертных определениях. Решением ее может стать создание профессиональной общественной организации, которая бы не только сплотила специалистов, но и могла:
- ранжировать их по степени квалификации и областям знаний;
- на регулярной основе заниматься обучением и проверкой качества знаний экспертов;
- воспитывала бы новые поколения экспертов.
Возможно основой для нее станет Евразийский союз экспертов по недропользованию, созданный по поручению Евразийского горно-геологического форума, прошедшего в 2015 году в Минске. В настоящее время это быстрорастущая профессиональная организация экспертов, уже имеющая свои представительства во всех основных регионах страны.
Идут интенсивные переговоры с вузами, университетами по созданию платформы для непрерывного профессионального образования в этой сфере. Достигнута договоренность о совестной работе с Санкт-Петербургским государственным университетом. Но важно понимать тот факт, что нам необходимо обеспечить не просто непрерывное профессиональное образование экспертов, но и разработать систему ранжирования и контроля их квалификации, поскольку в условиях сегодняшних темпов научно-технического прогресса, не преумножая ежедневно свои знания, квалификацию можно очень легко потерять. А этого допустить нельзя, потому что от квалификации эксперта, в конечном итоге, зависит и уровень представляемых решений по разработке месторождений полезных ископаемых, и, как следствие, рациональная и эффективная разработка недр.