Меры борьбы с нарушителями законодательства по промышленной безопасности
НЕВОЛИНА Ирина Николаевна
и.о. заместителя руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
О том, в каком случае Ростехнадзор может приостановить эксплуатацию ОПО, а также о судебном оспаривании предписаний Ростехнадзора в интервью журналу «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда» рассказала и.о. заместителя руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора Неволина Ирина Николаевна.
- По представлению Ростехнадзора суд может приостановить эксплуатацию ОПО. В каких случаях Ростехнадзор идет на эту достаточно крайнюю меру? И какова судебная практика в этой области?
- В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное приостановление деятельности применяется в случаях, когда выявленные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан и угрозу причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Данная мера наказания назначается судебным органом. Исключением из этого правила являются случаи грубого нарушения требований промышленной безопасности ОПО или грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО. В этом случае в соответствии с ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ постановление выносится Ростехнадзором.
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.
Вот несколько примеров из практики Управления по приостановлению эксплуатации объектов.
Дисквалификация действительно является одним из жестких видов административного наказания в отношении должностных лиц. Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Так, при проведении плановой выездной проверки в отношении ФГКУ «Комбинат «Монтаж» Росрезерва» было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, на основании которого Балахнинским городским судом Нижегородской области была приостановлена деятельность площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов сроком на 20 суток. Основанием для принятия данного решения послужили: нарушение техники безопасности — отсутствие средств автоматики — при осуществлении процесса слива и налива нефтепродукта; отсутствие обученного и аттестованного руководящего персонала, а также отсутствие разработанных планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии и др.
При проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Кстовского молочного завода» на основании протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ Кстовским городским судом Нижегородской области были приостановлены два паровых котла сроком на 90 суток. В этом случае основанием явилось отсутствие достаточного количества обученных и аттестованных специалистов, а также лиц, обслуживающих оборудование; отсутствие работ по техническому освидетельствованию, техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту оборудования и др.
При проведении контрольных мероприятий в отношении ООО «ВКМ-Сталь» было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, и Пролетарским районным судом Республики Мордовия приостановлена деятельность технического устройства — мостового крана — сроком на 60 суток в связи с неисправностью его системы безопасности.
При проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО «Кулебакский завод металлических конструкций» Кулебакским городским судом приостановлена деятельность площадки кислородной станции сроком на 60 суток: на предприятии не была проведена экспертиза промышленной безопасности здания кислородной станции, здания цеха наполнения баллонов, компрессоров с целью определения срока службы; частично разрушено напольное покрытие в помещении компрессорной установки; отсутствовали планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии.
- Одна из достаточно жестких и действенных мер по работе со злостными нарушителями требований к промышленной безопасности – это дисквалификация должностных лиц. Принимать решение об этом могут не только суды, но и Ростехнадзор. Какова практика в этой сфере?
- Дисквалификация действительно является одним из жестких видов административного наказания в отношении должностных лиц. Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификация может быть применена только в том случае, если она предусмотрена в санкциях статей КоАП РФ. В частности, предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:
- нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ст. 9.1 КоАП РФ);
- невыполнение в установленный срок законного предписания органа Ростехнадзора об устранении нарушений законодательства (ч. 1, 11 ст. 19.5 КоАП РФ).
Волжско-Окское управление Ростехнадзора направляло протоколы об административных правонарушениях в отношении трех должностных лиц поднадзорных предприятий в суд с целью рассмотреть вопрос применения наказания в виде дисквалификации. По итогам рассмотрения материалов дел судом не было принято решение о дисквалификации, но были назначены наказания в виде административных штрафов.
- Часто ли предприятия и организации идут на судебное оспаривание предписаний Ростехнадзора и постановлений об административных правонарушениях? Какова судебная практика по этим делам?
- Если подвести итоги за девять месяцев 2016 года, организациями в судебном порядке было оспорено 32 решения административного органа, из которых три — это выданные предписания об устранении выявленных нарушений.
Итоги рассмотрения оспариваемых решений следующие: пять решений были отменены, из которых отменено лишь одно предписание. Причина отмены решений в привлечении к административной ответственности связана с истечением срока давности. На данный момент в Управлении проводится постоянный контроль над применением норм КоАП РФ, а также проводится работа по профилактике снижения оспариваемых решений, действий/бездействий работников управления, заключающаяся в четком применении норм действующего законодательства.