Правила разгрузки железнодорожных цистерн
СУСЛОВ Дмитрий Сергеевич
начальник химико-технологического отдела Волжско-Окского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденными Приказом Ростехнадзора № 96 от 11 марта 2013 года (п.п. 4.7.13, 4.7.1, 4.7.12) установлено следующее: слив из цистерн и налив в них СГГ, ЛВЖ и ГЖ должны осуществляться на специальных сливоналивных пунктах; устройство и размещение сливоналивных эстакад, резервуаров (сосудов) для хранения и транспортирования СГГ, ЛВЖ и ГЖ должны соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности и указанным выше правилам; не допускается использовать железнодорожные цистерны с СГГ, ЛВЖ и ГЖ, находящиеся на железнодорожных путях, в качестве стационарных, складских (расходных) емкостей.
Правила технической эксплуатации нефтебаз, утвержденные Минэнерго РФ приказом от 19 июня 2003 года № 232, определяют следующие требования к местам погрузки и выгрузки опасных веществ согласно указанным пунктам:
- п. 5.3. Прием и отпуск нефтепродуктов нефтебазой осуществляются через специальные сливоналивные устройства: в железнодорожные цистерны — на специальных эстакадах, через отдельные стояки или сливные установки; в автомобильные цистерны — на станциях налива, автомобильных эстакадах, через отдельные стояки;
- п. 5.35. Слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн должен осуществляться принудительным способом или самотеком в приемные резервуары;
- п. 5.104. Отпуск нефтепродуктов в автоцистерны производится через системы автоматизированного налива, автомобильные эстакады и одиночные стояки;
- п. 5.105. Для налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны, прицепы и полуприцепы должны применяться специальные, в том числе автоматизированные, устройства верхнего и нижнего налива.
Из вышеизложенного следует, что выгрузка из железнодорожных цистерн предусмотрена на железнодорожных сливоналивных эстакадах, оборудованных специальными устройствами в соответствии с проектами, а загрузка (залив) в автоцистерны — на станциях налива, автомобильных эстакадах. Также следует учитывать, что нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не предусмотрена выгрузка (слив) опасных веществ непосредственно из вагона-цистерны в автоцистерну.