Электрооборудование: особенности безопасной эксплуатации
МИХАЙЛИН Михаил Петрович
исполняющий обязанности руководителя Средне-Поволжского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Об особенностях безопасной эксплуатации электрооборудования, о нарушениях, выявляемых в ходе проверок инспекторским составом Средне-Поволжского управления Ростехнадзора на предприятиях электроэнергетики Самарской области, редакции журнала рассказал Михаил Петрович Михайлин, исполняющий обязанности руководителя Средне-Поволжского управления Ростехнадзора.
- В чем кроются особенности безопасной эксплуатации электрооборудования?
- Особенности безопасной эксплуатации электрооборудования состоят в четком соблюдении норм и правил, действующих в электроэнергетике:
- Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда России от 24 июля 2013 года № 328н, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ 12 декабря 2013 года № 30593;
- Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115, зарегистрированных Минюстом России от 2 апреля 2003 года № 4358;
- Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 30 июня 2003 года № 261 и др. НТД.
- Какие изменения законодательства за последнее время произошли в сфере безопасной эксплуатации оборудования? На что нужно обратить внимание предприятиям?
- Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и ряд других законодательных документов.
Вышеназванный федеральный закон направлен на: укрепление платежной дисциплины в отношении потребленных энергоресурсов; ужесточение административной ответственности для случаев самовольного подключения (присоединения) к сетям электро-, тепло-, нефте- и газоснабжения, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния; увеличение ответственности в случае нарушения режима ограничения потребления энергоресурсов.
Действие норм (статей) закона № 307-ФЗ распространяется на все категории потребителей (в том числе независимо от организационно-правовой формы) — промышленные потребители, население, исполнители коммунальных услуг с учетом особенностей, предусмотренных для каждой из указанных групп.
В связи с внесением изменений в ст. 29.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» с 1 января 2016 года федеральному государственному энергетическому надзору подлежат кроме субъектов энергетики потребители электрической энергии, кроме потребителей, имеющих электроустановки мощностью до 150 кВт и осуществляющих электроснабжение по одному вводу.
С 29 октября 2015 года действует Постановление Правительства РФ от 17 октября 2015 года № 1114 «О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении и о признании утратившими силу отдельных положений Правил расследования причин аварий в электроэнергетике».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 года № 1044 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому уп-равлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».
- Каковы основные нарушения, выявляенные в ходе проверок инспекторским составом Средне-Поволжского управления Ростехнадзора на предприятиях электроэнергетики Самарской области в 2015 году?
- Основными нарушениями, выявленными инспекторским составом при проведении проверок предприятий электроэнергетики, являются: непроведение технического освидетельствования оборудования, отработавшего нормативный срок эксплуатации; несвоевременный и в неполной мере осуществляемый капитальный ремонт поднадзорных объектов, эксплуатация физически и морально устаревшего оборудования; несвоевременное и не в полном объеме оформление технической документации по эксплуатации энергоустановок; нарушение периодичности проведения испытаний и диагностики энергооборудования.
Основными нарушениями, выявленными инспекторским составом при проведении проверок предприятий потребителей электрической энергии являются: неукомплектованность квалифицированным персоналом для обслуживания энергоустановок; отсутствие распорядительных документов по предприятию о назначении лиц, ответственных за исправное техническое состояние и безопасную эксплуатацию электроустановок; несвоевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования; проведение не в полном объеме необходимых испытаний электрооборудования; моральный и физический износ энергооборудования, непроведение его реконструкции или модернизации ввиду недостаточного финансирования; недостаточное внимание руководства подконтрольных предприятий и организаций к вопросам электробезопасности; отсутствие в полном объёме необходимой при эксплуатации технической документации.
- Кто понес ответственность за нарушения на предприятиях электроэнергетики и каким образом?
- За нарушения в сфере энергетической безопасности установлена административная ответственность в соответствии со ст. 9.11. КоАП РФ.
Нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 2 до 4 тысяч рублей; на юридических лиц — от 20 до 40 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
При проведении плановых и внеплановых проверок в отношении предприятий электроэнергетики государственными инспекторами, осуществляющими федеральный государственный энергетический надзор, в случае выявления нарушений правил и норм в электроэнергетике к виновным должностным и юридическим лицам применяются меры административного воздействия в соответствии с КоАП РФ
- Какие рекомендации Вы могли бы дать руководителям предприятий электроэнергетики?
- Руководителям предприятий необходимо уделять особое внимание: организации и проведению работы с персоналом, повышению его квалификации, соблюдению персоналом правил охраны труда и эксплуатации электроустановок; укомплектованию электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом; проведению необходимого ремонта и испытаний электрооборудования.