Тупиковые упоры кранового пути
ООО «Энергокран»:
ЙОВЕНКО Р.В., директор, эксперт в области промышленной безопасности; Аникин Д.И., инженер-строитель; ЮРКИН А.А., эксперт в области подъемных сооружений; ТИХОНОВ А.А., эксперт в области подъемных сооружений; ООО «Норма»: ЗЕЛЕНИН С.Л., директор, эксперт в области промышленной безопасности
Номер журнала:
Рубрика:
Документ устанавливает: требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации тупиковых упоров; программу и методику испытаний тупиковых упоров. Каждый крановый путь должен быть оборудован четырьмя тупиковыми упорами, установленными на расстоянии не менее 500 мм от концов направляющих или края опорных элементов. В случае ограничения рабочей зоны перемещения крана на участке кранового пути устанавливаются дополнительные упоры аналогичного типа. Поэтому для каждого типа, грузоподъемности и конструкции крана должен устанавливаться свой тупиковый упор с соответствующими им параметрами. Не допускается устанавливать упоры, не предусмотренные для данного типа крана.
Проектирование
Проектированием тупиковых упоров должна заниматься специализированная организация, имеющая в своем составе аттестованных специалистов. Проектирование осуществляется с учетом всех невыгодных сочетаний нагрузок и дополнительных факторов, таких как уклон пути, ветровая нагрузка, работа привода.
Изготовление
Тупиковые упоры имеют право изготовлять по рабочим чертежам и техническим условиям заводы-изготовители подъемных сооружений, а также специализированные организации, имеющие разрешение на единичное изготовление подъемных сооружений, их узлов, механизмов, устройств с обязательным авторским надзором проектной организации.
Комплект тупиковых упоров (4 шт.) должен снабжаться паспортом, разработанным предприятием-изготовителем. Форма и содержание паспорта приведены в данном РД. Каждый тупиковый упор должен иметь сбоку клеймо или табличку с указанием предприятия-изготовителя, заводского номера, даты выпуска и клейма ОТК. Упоры окрашиваются в красный цвет. Срок службы упоров не менее 10 лет. Перед запуском упоров в серийное производство организация-изготовитель должна провести приемо-сдаточные и периодические испытания. Приемо-сдаточные испытания упоров включают в себя: внешний осмотр; проверку на соответствие проекту; проверку комплектности; проверку присоединительных размеров. Периодическим испытаниям подвергают один комплект из партии 100 комплектов упоров. Периоди-ческие испытания проводятся организацией-изготовителем в соответствии с программой и методикой с привлечением представителей Ростехнадзора и проектной организации. Испытания проводят на крановых путях с соответствующим краном. По результатам испытаний составляется акт пригодности.
Эксплуатация
Владелец обязан после монтажа упоров на своем крановом пути провести проверку их установки и испытать на работоспособность наездами крана с включенными двигателями с расстояния 250 и 500 метров для проверки гашения остаточной скорости. Результаты испытаний заносятся в акт сдачи пути в эксплуатацию.
Для обеспечения безопасной эксплуатации тупиковых упоров владелец должен проводить плановые проверки: ежемесячный осмотр проводит ответственный за работоспособное состояние ГПМ; один раз в год проводится техобслуживание и освидетельствование ответственным за работоспособное состояние ГПМ; один раз в три года проводится техобслуживание ответственным за работоспособное состояние ГПМ и полное техническое освидетельствование с детальной разборкой силами специализированной организации.
Каждый крановый путь должен быть оборудован четырьмя тупиковыми упорами, установленными на расстоянии не менее 500 мм от концов направляющих, или края опорных элементов. В случае ограничения рабочей зоны перемещения крана на участке кранового пути устанавливаются дополнительные упоры.