Сергей Фефилов: «Безопасный труд должен стать действительно безопасным»
ФЕФИЛОВ Сергей Самонович
заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики
Номер журнала:
Рубрика:
В своем интервью Сергей Самонович Фефилов, заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики, рассказал о том, какие мероприятия проводятся в регионе в сфере повышения культуры труда.
- Как бы Вы определили основные риски на рынке труда и в области безопасного труда в Удмуртской Республике?
- Основные риски, безусловно, связаны с экономическими проблемами. В связи с этим ряд предприятий переходит на режим работы неполного рабочего времени. Некоторые компании сокращают трудовые ресурсы. Вместе с тем на уровне России принят документ, который предполагает дополнительную материальную поддержку организаций в целях поддержания занятости населения. Первый транш для Удмуртии, который мы подготовили, составляет 174 млн рублей. Эти средства предназначены для поддержки предприятий, которые в свое время сформировали пакет предложений по сохранению трудовых ресурсов. Среди них есть такие моменты, как перепрофилирование персонала, повышение квалификации. Но федеральный центр не считает ситуацию в Удмуртии напряженной и средства не выделяет.
Что касается безопасного труда, то это часть трудовых отношений, которая находится в обязательном порядке на контроле у государства и работодателей. В Трудовом кодексе определен следующий принцип: на первом месте стоят безопасные условия труда, и только на втором месте — его результаты, то есть сам бизнес. Прежде чем ждать экономической отдачи от рабочего места, необходимо обеспечить его безопасность. Это должны помнить все, кто занят организацией труда и рабочих мест. Многие формы деятельности правительства республики направлены на повышение уровня безопасности труда. Но в основном речь идет о мотивационных мероприятиях. В частности, правительством республики проводится смотр-конкурс на лучшую организацию в сфере охраны труда, на лучшее муниципальное образование. Его итоги подводятся на ежегодном республиканском совещании руководителей и специалистов по охране труда.
- Существует ли в Удмуртии «черный» и «белый» списки предприятий по охране труда?
- «Белый список» — это, во-первых, те предприятия, которые заняли первые места в нашем смотре-конкурсе, в федеральных конкурсах. У Государственной инспекции труда есть своя форма работы с предприятиями по поддержке добросовестных работодателей. Это «Сертификат доверия», который предполагает отсутствие проверок до тех пор, пока не случились аварии, несчастные случаи и прочее. Предприятия и организации, получившие его, тоже можно отнести к «белому списку». Нельзя сказать, что остальные предприятия находятся в «черном списке», но есть компании, которые действительно пользуются большим доверием со стороны государства, чем другие. Поэтому, когда к нам обращаются предприятия на тему, нельзя ли сделать так, чтобы их меньше проверяли, мы говорим о том, что у Инспекции существует положение о «Сертификате доверия» и нужно соответствовать ему.
- К конкурсам многие относятся как к формальности, сомневаются в их полезности. Что дает предприятиям и организациям участие в них?
- На самом деле многие предприятия и муниципалитеты отказываются участвовать в конкурсах даже не из-за этого. Они знают, что у них не все в порядке, есть травматизм, и понимают, что не готовы к конкурсу. Я считаю, что это в корне неверная позиция. И вот почему. Уже на стадии заполнения конкурсной документации к ним приходит понимание того, что надо делать, чтобы снизить травматизм и повысить культуру труда. До этого они всего лишь констатируют факт: у нас все плохо. Но почему это происходит, такого вопроса не возникает до тех пор, пока не начинаешь заниматься этой проблемой.
Многие участники и победители наших конкурсов на самом деле начинали с отрицательной статистике по несчастным случаям, с низкого уровня соблюдения трудовых прав. Ситуация у них кардинально изменилась после того, как они включились в наш конкурс.
Безопасный труд должен быть действительно безопасным. Считаю, что в таком ключе у нас сложился очень эффективный тандем с Государственной инспекцией труда.
- Республиканское совещание, о которым Вы говорили выше, в этом году проводилось не впервые. Как выполняются решения, которые были приняты на них?
- Решения, как правило, всегда выполняются. Мы не ставим перед собой отвлеченных и невыполнимых задач. В результате проводимая совместно с нашими коллегами из федеральных структур работа обеспечила снижение производственного травматизма с 2001 года в три раза: с 2587 до 826 случаев травматизма.
По моему мнению, одним из показателей интереса к этому совещанию и к этой теме является рост желающих принять в нем участие. В первое время их было 100-150. Сейчас около 600 представителей министерств и ведомств республики, надзорных органов, а также профсоюзы, организации, оказывающие услуги в сфере охраны труда. Было бы больше, но количество участников ограничено вместимостью зала.
Мы не ограничиваемся только такой формой работы. Все новые нормативно-правовые материалы в области охраны труда и трудового права, какие-то актуальные вопросы обсуждаются в ходе дней охраны труда в муниципальных районах и городах республики, которые проводятся Министерством труда и миграционной политики УР. За год мы объезжаем всю республику, встречаясь со специалистами. И в таком режиме мы работаем уже более 15 лет.
Важно, чтобы, получив травму, человек получил все инструменты в своей реабилитации и чтобы его рабочее место было реабилитирующим. И чтобы человек в ходе трудовой деятельности не усугублял травму, а, наоборот, реабилитировался, восстанавливался. Наверное, это больше забота государства. Для работодателя это, скорее, расходно. Но если это добросовестный работодатель, по вине которого произошла травма, то его моральная обязанность — сделать все, чтобы реабилитировать сотрудника.
- Работник получил производственную травму. Работодателя наказали. Работнику выплатили какие-то компенсаци. Но проблема заключается в том, как этому человеку вернуть здоровье, вернуть трудоспособность. А многие травмы, может, даже несущественные, проявляются в совершенно неожиданной форме через много лет. В виде психических заболеваний или потери трудоспособности. Как решить эту проблему, как создать эффективный механизм реабилитации пострадавшего работника?
- Проблема на самом деле очень важная. Человек сам по себе ценность, а в условиях кадрового дефицита каждый специалист действительно имеет колоссальную ценность для общества. Человеческий капитал становится невосполнимым.
Поэтому цикл от фиксации факта получения производственной травмы до реабилитации и последующих профилактических мероприятий должен быть под контролем государства. В Удмуртии создана правильная система, когда весь социально-трудовой блок выделен в отдельное направление, находящееся в данный момент под моим руководством. В работе нашего блока участвуют все: и федеральные, и республиканские ведомства, включая Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики, МСЭК, ФСС, ПФ. Создана специальная рабочая группа. Важно, чтобы у человека, получившего производственную травму, были все возможности для реабилитации, вплоть до щадящих рабочих условий труда, чтобы в ходе дальнейшей трудовой деятельности он не усугублял травму. Наверное, это в большей степени забота государства, потому что работодатель видит в реабилитации дополнительные расходы. Хотя я считаю, что это моральная обязанность бизнеса — сделать все, чтобы работник, получивший травму, полностью восстановил свою работоспособность. Сегодня государством предусмотрено финансирование создания рабочих мест для инвалидов, и важно, чтобы это рабочее место было не для абстрактного, а конкретного инвалида в соответствии с его реабилитационным паспортом.
В Удмуртии относительно высок уровень инвалидизации. Надо понять, почему это происходит — объективный ли это процесс, или реабилитации лиц, получивших производственные травмы, неэффективна? Возможно, речь идет о профессиональных заболевания, которые не выявляются.
- В ФСС предусмотрены средства для профилактики травматизма и реабилитации пострадавших. Как работает этот механизм в республике?
- Одной из задач ФСС является обязательное социальное страхование профессиональных рисков. По сути, Фонд является государственным инструментом экономического стимулирования работодателей в их работе по охране и улучшению условий труда. В тех случаях, когда вредные и опасные условия труда не устранимы, работодатели могут воспользоваться специальной программой, предусматривающей финансирование Фондом мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. Размер такого финансирования может составлять до 20 % сумм страховых взносов, начисленных работодателю за предшествующий календарный год. Перечень мероприятий включает в себя проведение специальной оценки условий труда, периодических медицинских осмотров, санаторно-курортное лечение, приобретение средств индивидуальной защиты и приборов контроля, аптечек, обучение по охране труда.
В 2014 году разрешение на финансирование предупредительных мер в Удмуртии получила 691 организация, где трудится около 210 тысяч работников. Из них 111 тысяч работают во вредных и (или) опасных условиях труда. В целом по республике это составляет 66,5 % от общего числа работников, занятых во вредных условиях труда. Осуществление предупредительных мер за счет средств страховых взносов получило наиболее широкое распространение в следующих отраслях республики и составило: машиностроение (40 %), металлургическое производство (8 %), сельское хозяйство (5,5 %), строительство (5 %), аренда машин и оборудования (4,4 %), производство аппаратуры (4 %), производство пластмасс (3,7 %), транспорт (3,6 %), нефтегазовая промышленность (3,2 %), здравоохранение (2,1 %), образование (1,9 %).
Воспользоваться возможностью направить выделяемые Фондом средства на улучшение условий труда может каждый работодатель, обратившись с заявлением на финансирование предупредительных мер до 1 августа отчетного года. В соответствии с законодательством страховые взносы уплачиваются работодателем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Они с 2012 года рассчитываются по итогам работы страхователя за три года и устанавливаются с учетом состояния охраны труда, включая уровень производственного травматизма и временной нетрудоспособности, аттестацию рабочих мест по условиям труда и проведение периодических медицинских осмотров работников. При этом скидка к страховому тарифу не может быть установлена при наступлении несчастного случая со смертельным исходом, и, конечно, своевременной уплаты страховых взносов.
На 2015 год скидки установлены 105 страхователям, из них «нулевые скидки» установлены 76, «реальные» скидки установлены 29 страхователям. Стоит отметить, что для некоторых организаций были установлены надбавки. Таковых у нас в республике в 2015 году 223 организации.
Конечной целью является переход к системе индивидуальных страховых тарифов для каждого страхователя, который бы учитывал и состояние условий труда, и работу по специальной оценке условий труда, и степень занятости работников во вредных и неблагоприятных условиях труда.
- Существует проблема кадрового дефицита. Не хватает технических специалистов. Миграционные эффекты непредсказуемы. Как строится в этом направлении работа государственной власти в Удмуртии?
- Стратегическая задача — это подготовка специалистов для реального сектора экономики в соответствии с потребностями рынка труда. В свое время, когда мы начали обсуждать эту проблему, нас откровенно не понимали. Тогда был высокий уровень безработицы, как скрытой, так и открытой. То есть проблемы дефицита кадров, на первый взгляд, не существовало. Тем более, в тот период времени даже крупные работодатели не могли ответить на вопрос — какие специалисты им будут нужны хотя бы в среднесрочной перспективе?
Но мы понимали, что это временное явление, поскольку изучаем рынок труда более двух десятков лет. И нам было очевидно, что сами предприятия не всегда могут определиться с тем, что им нужно. На рынке многое зависит от заказов, и если они краткосрочные, серьезной кадровой стратегии выстроить не удастся. И у учебных заведений нет возможности сделать серьезный анализ потребности в кадрах на долгосрочный период. Более того, даже с учетом такого прогноза сложно переориентировать учебный процесс. Нужны люди, программы, материальная база. Но даже это на фоне рисков и неопределенности на рынке труда не сможет стопроцентно обеспечить высокий результат по подготовке именно тех кадров, которые действительно нужны рынку труда.
Поэтому мы пошли по пути создания стройной системы, которая включает в себя подготовку кадров с учетом анализа информации министерств и ведомств, работодателей и учебных заведений. Тем самым наши прогнозы проходят как экспертную, так и общественную оценку. Нами создано девять отраслевых групп, которые занимаются оценкой квалификации выпускников по направлениям: строительство, легкая промышленность, машиностроение, нефтяная отрасль и т.д. Определяем тот комплекс теоретических знаний и практических навыков, которые необходимы молодому специалисту на определенном рабочем месте. В России в настоящее время создаются стандарты для конкретной профессии. Важно, чтобы и наши предприятия участвовали в этом.
Существует еще один фактор. Государство финансирует образование, и как инвестор ожидает результат от вложенных средств в виде специалистов, востребованных экономикой. В свою очередь, и для человека важно, чтобы его усилия, направленные на получение образования, не были бы потрачены зря. Необходимо, чтобы люди знали и понимали, какие перспективы у той или иной профессии. Это вопросы профориентации, которая в контексте Вашего вопроса также остается государственной задачей.
В случае, когда вредные и опасные условия труда не всегда устранимы, работодатели могут воспользоваться специальной программой, предусматривающей финансирование Фондом социального страхования ряда мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами в размере до 20 % сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год.
- В 2014 году появилась спецоценка условий труда. Даже по прошествии года после вступления в силу соответствующих законов не все работодатели знают, что им делать. Как будет строиться государственная политика в этой сфере в Удмуртской Республике?
- Трудовое законодательство в сфере охраны труда претерпело значительные изменения. Оно стало жестче. Что касается СОУТ, то надзор в этой сфере осуществляется Прокуратурой и Государственной инспекцией труда.
Правительство Удмуртии в первую очередь сконцентрировано на организационных мероприятиях, в том числе и по информированию работодателей.
Необходимо понимать, что СОУТ — это не только качество рабочего места, это еще и частичное реформирование пенсионной системы. Предприятия должны сами финансировать профессиональные пенсии в тех случаях, когда работники по первому и второму спискам досрочно уходят на пенсию. Или создать такие условия труда, когда они не могут считаться вредными. Раньше, когда большинство предприятий было государственным, было правильно и логично, что именно государство финансировала эти пенсии.
Спецоценкой должно быть охвачено почти 100 % рабочих мест. Мы понимаем, что в одночасье это не произойдет, даже несмотря на то, что для рабочих мест, где очевидно нет вредных факторов, предусмотрено декларирование. Государство предоставило на эти изменения пять лет. Для того чтобы процесс был постоянным, каждому предприятию необходимо охватить спецоценкой ежегодно, как минимум, 20 %рабочих мест.