Разъяснение прав хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного надзора
КОНДРАТЬЕВ Максим Юрьевич
заместитель Нижегородского природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, советник юстиции
Номер журнала:
Рубрика:
Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления контрольных (надзорных) полномочий в отдельных сферах. В частности, им установлена иная периодичность проведения плановых проверок, определены дополнительные основания для согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, указаны проверочные мероприятия, нетребующие предварительного уведомления проверяемых лиц в отдельных сферах.
Разъясняем, что требования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ в полном объеме распространяются на следущие виды контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды и природопользования:
— государственный надзор и муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
— федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания);
— государственный земельный контроль;
— муниципальный земельный контроль (администрации муниципальных образований);
— государственный надзор в области обращения с отходами;
— государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
— федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
— государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
— федеральный государственный лесной контроль и муниципальный лесной контроль;
— федеральный государственный охотничий надзор;
— государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
— федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор;
— государственный ветеринарный надзор;
— государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Одним из оснований согласования проведения внеплановой выездной проверки прокурором является поступ-ление в лицензирующий орган информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.
Особое внимание обращаем на то, что законодательством Российской Федерации установлены особенности осуществления государственного контроля (надзора) в отдельных сферах:
— лицензионный контроль (лицензии на осуществление деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления) осуществляется Управлением Росприроднадзора в регионах. Данный вид контроля урегулирован Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 19).
Плановые проверки проводятся в том числе на следующем основании: истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформления лицензии.
Одним из оснований согласования проведения внеплановой выездной проверки прокурором является поступление в лицензирующий орган информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.
Не согласовываются с прокурором внеплановые выездные проверки, проведенные на основаниях, в том числе:
— истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
— наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
— федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений (осуществлется управлениями Ростехнадзора). Урегулирован Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (ст. 13).
Плановые проверки проводятся на следующих основаниях: истечение одного года со дня выдачи разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений; истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки.
Плановые проверки в периоды, неимеющие заранее определенных временных границ или представляющие повышенную оспасность для гидротехнических сооружений (периоды паводков, навигации), проводятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя органа государственного надзора, которым также устанавливается дата начала и окончания проведения проверки.
Проблема защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверочных мероприятий становится все более актуальной. В настоящее время распространены нарушения со стороны должностных лиц уполномоченных государственных органов при проведении проверок хозяйствующих субъектов. По данным Минэкономразвития России ущерб, наносимый малому бизнесу многочисленными проверками, доходит до 1,4 триллиона рублей в год.
Именно поэтому сокращение избыточных административных ограничений предпринимательской деятельности предусмотрено рядом нормативных правовых документов, посвященных регламентации стратегических направлений, проводимых в стране реформ.