Для обеспечения 95 % утилизации ПНГ компаниям потребуется еще не один год
МОКШАНОВ Иван Владимирович
заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
По итогам проверок в отношении предприятий-нарушителей возбуждено семь административных дел по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ касательно должностных и юридических лиц. Сумма наложенных штрафов сос-тавила 1 млн 540 тыс. руб. Данным предприятиям выданы предписания.
Приоритетным направлением охраны атмосферного воздуха является выполнение обязательств по достижению максимального уровня утилизации попутного нефтяного газа. Предприятиями нефтедобывающей отрасли внедряются технологии по использованию попутного нефтяного газа, например, часть его используется в печах в процессе подготовки нефти. Однако для выхода нефтедобывающими предприятиями региона на целевой показатель использования ПНГ в 95 % потребуется еще не один год.
С января 2012 года введены в эксплуатацию узлы учета количества попутного нефтяного газа в ОАО «Удмуртнефть» и ОАО «Белкамнефть». При расчете нормативной платы с 1 января 2012 года применяется дополнительный коэффициент, равный 4,5, стимулирующий хозяйствующие субъекты к сокращению загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания ПНГ на факельных установках. При отсутствии средств измерения и учета, подтверждающих фактический объем образования, использования и сжигания на факельных установках попутного нефтяного газа, значение коэффициента принимается равным шести.
Особое внимание проблеме сжигания попутного нефтяного газа уделено в Послании Федеральному собранию РФ от 12 ноября 2009 года Президента РФ. Глава государства назвал сжигание попутного газа вопиющим примером неэффективного использования энергоресурсов и отметил, что действовать нужно быс-тро и решительно, не принимая отговорок от добывающих компаний.
В 2011 году Управлением Рос-природнадзора по УР все плановые проверки нефтедобывающих предприятий проведены с независимым аналитическим контролем для выяснения достоверности данных, представляемых в расчетах платы в части выбросов в атмосферный воздух.
В целях исполнения Постановления Правительства РФ от 8 января 2009 года № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания ПНГ на факельных установках» Управлением в 2011 году проведена большая работа.
В рамках плановой комплексной проверки ОАО «Удмуртнефть» был осуществлен полный контроль количественного состава компонентов попутного нефтяного газа (ПНГ) на всех факелах и свечах рассеивания (44 источника).
Согласно полученным результатам компонентный состав ПНГ соответствует данным проектов нормативов ПДВ по НГДУ «Воткинск» и НГДУ «Гремиха», кроме имеющихся отклонений по ДНС-Л и УПН «Мишкино» (НГДУ «Воткинск»). Установлено несоответствие примененных исходных данных, использованных при разработке проектов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в проектах нормативов предельно допустимых выбросов заг-рязняющих веществ ДНС-Л и УПН «Мишкино» (НГДУ «Воткинск»). Выдано предписание о проведении корректировки проекта предельно допустимых выбросов в соответствии с фактическим компонентным составом попутного нефтяного газа.
В связи с установленным несоответствием компонентного состава ПНГ в инвентаризации источников выбросов в атмосферный воздух в проектах ПДВ протоколами химических анализов, проведено административное расследовании по ст. 8.1 КоАП РФ. По его результатам ОАО «Удмуртнефть» вынесено предупреждение, а также рекомендовано организовать выполнение мониторинга компонентного состава ПНГ, поступающего на все факельные установки, начиная с 1 января 2012 года в целях обеспечения достовернос-ти данных по компонентному составу ПНГ.
Основными причинами сжигания ПНГ в факелах при разработке месторождений является нерентабельность многих мероприятий по использованию газа и отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы. Высокие затраты на обустройство месторождений по использованию ПНГ на территории Удмуртии вызваны следующими причинами:
- наличие небольшого объема ПНГ на малых месторождениях при значительном их количестве и разбросанности требует создания разветвленной сети сбора газа;
- значительное отличие количественных и качественных показателей ПНГ по месторождениям требует индивидуальных технико-экономических решений по подготовке и утилизации газа по каждому месторождению;
− низкие давления ПНГ по ступеням сепарации не позволяют транспортировать их без компримирования;
− высокое содержание тяжелых углеводородов, сернистых соединений удорожает строительство объектов подготовки и транспорта газа;
- низкая калорийность газа некоторых месторождений из-за высокого содержания азота не позволяет использовать газ в качестве топлива.
Чаще всего ПНГ используется в котельных для собственных производственных нужд предприятий, отопления бытовых помещений на месторождениях. Однако с точки зрения экологии, сжигание ПНГ в энергогенерирующих установках ничем не отличается от сжигания ПНГ на факелах. На территории УР имеется большое количество участков недр, на которых требования о достижении утилизации попутного газа в 95 % невыполнимо, поскольку добыча осуществляется одиночными скважинами, а система нефтепроводов отсутствует.
Кроме того, попутный газ на месторождениях, разрабатываемых ОАО «Удмуртнефть» и ОАО «Белкамнефть» характеризуется высоким содержанием азота (до 90 %), малым количеством метана (3,5-32 %) и низкой теп-лотворной способностью (2300-5000 ккал/м3), при этом являясь некондиционным.
Для достижения максимального уровня утилизации ПНГ на нефтедобывающих предприятиях разработаны долгосрочные прог-раммы попутно добываемого нефтяного газа. Анализ возможных способов переработки ПНГ с учетом современного состояния и спе-цифики развития нефтяной и газовой отраслей позволяет выделить следующие технологии использования ПНГ:
- подготовка к транспорту и подача газа потребителю;
- использование газа на собственные нужды месторождения;
− выработка тепловой энергии, в том числе для подогрева нефти, инфракрасного обогрева и др.;
− выработка электроэнергии;
− использование в качестве топлива для приводов насосов и компрессоров;
- закачка в пласт с целью повышения нгефтеотдачи или подземного хранения газа;
- переработка ПНГ на промысле с получением сжиженного нефтяного газа (пропан-бутан) или ШФЛУ, стабильного газового бензина и др.;
- глубокая переработка с использованием процессов газохимии и получением синтетического жидкого топлива (GTL-технологии), метанола и др.
Большая часть перечисленных подходов требует значительного сжатия газа, а значит дорогостоящих установок для его компримирования.
ОАО «Белкаменфть» в рамках реализации госпрограммы по утилизации ПНГ после реконструкции ввело в эксплуатацию асфальтобетонный завод (АБЗ) на УПСВ «Вятка», работающий на попутном нефтяном газе. Благодаря отказу от использования товарной нефти, удалось не только повысить уровень экологической безопасности нефтедобычи, но и добиться значительного экономического эффекта.
В данной компании накоплен богатый опыт эффективного использования попутного газа. Этот вид топ-лива эффективно используется для собственных технологических и производственных нужд, также и на других объектах предприятия. Всего на реализацию экологических прог-рамм в 2012 году ОАО «Белкамнефть» планирует направить более 800 млн рублей.
Еще одна важная проблема, которой занимается Управление Росприроднадзора по УР — это утилизация отходов добычи нефти. Нередко буровой шлам, образовавшийся при обустройстве эксплуатационных скважин для добычи нефти, остается без обезвреживания в шламовых амбарах. Повсеместно происходит несанкционированное размещение бурового шлама. При этом ни нефтедобывающими компаниями, ни организациями, осуществляющими строительство скважин по договорам подряда с нефтедобывающими предприятиями не вносятся платежи за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты РФ, УР и ОМС.
Подобная ситуация сложилась в связи с отсутствием в Федеральном законе четких положений о том, кто является собственником отходов, а также отсутствием понятия «несанкционированное размещение отходов» и нормы, увеличивающей размер платы за негативное воздействие на окружающую среду в целях стимулирования обезвреживания и размещения отходов на специализированных объектах. Ситуация усугубляется и отсутствием в перечне таких объектов размещения отходов, как шламовые амбары. Часть специализированных организаций, которые должны заниматься обезвреживанием буровых отходов, фактически их не обезвреживают, а в крайнем случае перевозят их с одного места на другое, загрязняя окружающую среду за пределами неф-тяных месторождений.
Многие хозяйствующие субъекты при разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предусматривают передачу отходов в собственность других лиц с момента их образования. Поэтому вопросы использования, обезвреживания и размещения переданных отходов их не интересуют.
В 2011 году в результате контрольных мероприятий на территории Игринского района Удмуртской Республики Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике выявлен факт грубого нарушения требований в облас-ти обращения с отходами бурения и добычи нефти.
ЗАО «Энергия Иж» в результате нарушения проектных требований по переработке и нейтрализации нефтешлама допустило сброс отходов бурения и добычи нефти на почву, в результате чего ущерб по факту несанкционированного размещения отходов на почву составил 105,8 млн рублей. По данному факту ЗАО «Энергия Иж» привлечено Управлением к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, сумма наложенного штрафа составила 250 тыс. рублей.
За грубые нарушения требований в области охраны окружающей среды, повлекшие за собой загрязнение почвы отходами производства, Управлением приняты меры по приостановлению хозяйственной деятельности ЗАО «Энергия Иж» на 90 суток.
В июне 2011 года в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Удмуртской Республике были направлены материалы административного дела по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в отношении ЗАО «Энергия Иж» по факту порчи земель — загрязнение почв опасными веществами в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления (нефтесодержащими отходами). Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Удмуртской Республике 24 августа 2011 года возбуждено уголовное дело № 01/31 по ч. 2 ст. 247 УК РФ.
Одной из приоритетных задач органов Росприроднадзора является решение острых экологических проблем На сегодняшний день по многих направлениям достигнуты положительные результаты: один из таких примеров — территория Камбарской Нефтебазы ОАО «Удмурт-нефтепродукт».
В результате комплексной проверки Камбарской Нефтебазы ОАО «Удмуртнефтепродукт» было установлено, что ее эксплуатация (с 1931 года) привела к крупномасштабному загрязнению прилегающей территории и грунтовых вод на глубину до 8 м. Общая площадь загрязненных земель составила 38,7 га, в том числе земли лесного фонда — 29 га. По данным геоэкологических исследований, проведенных с использованием космических технологий, источником загрязнения является наливочная эстакада, эксплуатируемая с грубейшими нарушениями норм и правил, установленных к этой категории объектов.
Управлением был рассчитан и предъявлен иск о взыскании с ОАО «Удмуртнефтепродукт» ущерба на сумму 396,3 млн рублей, причиненного загрязнением земель нефтепродуктами.
Также предприятию выдано предписание о ликвидации грунтовых загрязнений. В ходе рассмотрения дела в арбитражном суде компания была реорганизована сначала в ООО «Удмуртнефтепродукт», а затем присоединена к ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», с которым Управлением было достигнуто мировое соглашение о добровольном выполнении комплекса работ по ликвидации источника загрязнения и его последствий. Проект мирового соглашения был одобрен руководством ОАО «ЛУКОЙЛ», в соответствии с которым ответчик обязался в срок до 31 декабря 2010 года разработать программу рекультивации загрязненных земель в квартале № 360 ГУ «Камбарское лесничество, а к 31 декабря 2015 года выполнить необходимый комплекс работ по ликвидации источника загрязнения и его последствий.
Общий объем затрат предварительно оценивается в несколько миллиардов рублей. В настоящее время ОАО «ЛУКОЙЛ» утвержден лимит затрат на проектные и предпроектные работы на сумму 100 млн руб., а также принято решение о реконструкции наливочной эстакады Камбарской нефтебазы на сумму капитальных затрат около 1,5 млрд рублей.
При исполнении мирового соглашения в 2010 году ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» и его правопреемник ООО «ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза» провели мероприятия по восстановлению на сумму 6 млн 279 тыс. руб. В 2011 году затраты предприятия на рекультивационные работы составили 25 млн руб. Таким образом, результатом работ по контролю стало решение крупномасштабной экологической проблемы.