Проблемы модернизации и кадровой подготовки являются барьером для обеспечения промышленной безопасности
Номер журнала:
Рубрика:
О прохождении энергетиками осенне-зимнего периода 2011-2012 гг. и подготовке к следующему отопительному периоду рассказал и.о. заместителя руководителя Западно-Уральского управления (Удмуртские территориальные отделы) Денисов Сергей Петрович.
На территории Удмуртской Республики эксплуатируется 171 энергоснабжающий объект, обеспечивающий эффективное прохождение осенне-зимнего отопительного периода, как для объектов жилищно-коммунального комплекса, так и социальной сферы. Специалистами Удмуртского территориального отдела были проверены более 1000 электро- и теплоснабжающих предприятий. По результатам контроля подписан 171 акт проверки готовности предприятий к работе в осенне-зимний период (100 % от общего числа). Также составлено 9 актов с особым мнением Ростехнадзора по причине неосознанной ответственности должностных лиц предприятий за надзорные мероприятия. Дополнительно было проведено 85 внеочередных проверок, выявлено и предписано к устранению 969 нарушений, привлечено к административной ответственности 65 должностных лиц и 4 юридических лица на общую сумму 124 тыс. рублей.
В период прохождения ОЗП 2011-2012 гг. в столице республики произошли две серьезные технические аварии – на ОАО «Ижнефтемаш» и ОАО «Буммаш». Авария на котельной ОАО «Ижнефтемаш» стала следствием недобросовестного исполнения обязанностей работников, ответственные за конкретные подразделения и недостаточный контроль руководства за работой оперативного персонала. Руководители ОАО «Ижнефтемаш» должным образом не подготовились к проведению осенне-зимнего периода, в итоге их нарушения вызвали негативные последствия.
Аналогичная авария произошла на котельной ОАО «Буммаш», причиной которой также стала недостаточная квалификация персонала. К сожалению, при подготовке и аттестации кадров, руководители не обращают внимания на нештатные ситуации, часто возникающие впоследствии износа оборудования. Каждый собственник должен обеспечить безопасность тех объектов, которые он эксплуатирует. Выработалась «некая привычка»: сначала создавать аварии, инциденты, ЧС и только после их решать силами МЧС. Решать вопросы необходимо начинать с себя, со своего рабочего места, со своих должностных обязанностей.
Таким образом, состояние энергетического комплекса республики характеризуется рядом проблем: значительным износом основного оборудования, несвоевременным проведением технических освидетельствований, низким уровнем подготовки кадров. Для решения данных проблем требуется усилить контроль над безопасностью в электро- и теплоснабжающих организациях, а также упрочить ответственность за исполнения руководства предприятий своих должностных обязанностей.
Особое внимание при подготовке к осенне-зимнему периоду 2012-2013 гг. необходимо уделить модернизации производства. Модернизация – действенный рычаг, обеспечивающий безопасность и эффективность работы производственных объектов. В прошлом году при подготовке к ОЗП проведена модернизация около 100 энерго- и теплоснабжающих объектов. Своевременное устранение сбоев, технических нарушений создает условия для безопасного прохождения осенне-зимнего периода.
Говоря о наиболее значимых сферах надзорной деятельности, Денисов Сергей Петрович подробно остановился на вопросах страхования опасных объектов. Он напомнил, что с 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон № 225-ФЗ от 27.07.2010 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», который регламентирует обязательное страхование риска гражданской ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда потерпевшим. Согласно Федеральному закону № 225-ФЗ Западно-Уральским управлением Ростехнадзора проделана адресная работа. Каждый владелец ОПО получил уведомление о наступлении времени страхования и ответственности за незастрахованные объекты. На 1 января 2012 г. на территории УР зафиксировано 2226 ОПО, на 16 мая 2012 г. в территориальные отделы Ростехнадзора представлено 1928 копий страховых полисов, что составляет 86,6 % от общего количества ОПО, подлежащих страхованию. Данные статистики превышают показатели по всем российским субъектам РФ.
С 1 января 2013 г. будут страховаться 762 объекта, которые являются государственным или муниципальным имуществом и финансирование эксплуатации, которых полностью или частично осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Несоблюдение требований Федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 20 тыс. рублей, на юридических лиц – от 300 до 500 тыс. рублей. На сегодняшний день подготовлены материалы по привлечению к административной ответственности владельцев ОПО, определена сумма административного штрафа в размере 500 тыс. рублей.
Вопросы состояния промышленной безопасности на поднадзорных объектах озвучил начальник Удмуртского территориального отдела по надзору за общепромышленной безопасностью Западно-Уральского управления Ростехнадзора Шапкин Борис Иванович.
За три месяца 2012 г. сотрудниками Ростехнадзора проведено 350 мероприятий по контролю и надзору за соблюдением эксплуатирующими ОПО предприятиями норм и правил промышленной безопасности. В ходе проверки выявлено 3,5 тыс. нарушений, которые могли бы быть источником возникновения аварий и травмирования персонала. В настоящее время большая часть (80 %) нарушений устранена, остальные (20 %) – с выданными предписаниями, срок исполнения которых еще не истек, находятся на контроле. За допущенные нарушения привлечено к административной ответственности 250 должностных лиц, общая сумма штрафов составила 1 млн 673 тыс. рублей.
Резонансным событием 2012 г. стала авария в РОАО «Удмуртгаз», филиале «Сарапулгаз». В г. Сарапуле при проведении земляных работ гидромолотом был поврежден газопровод высокого давления (0,4 МПа; 530 мм Х 7,5 мм), и произошла утечка газа. Органами Ростехнадзора было проведено специальное расследование аварии, в ходе которой были выяснены следующие причины:
- отсутствие должной эффективности осуществления производственного контроля;
- неудовлетворительная организация производства работ;
- отсутствие на месте производства работ представителя эксплуатационной организации.
Должностные лица, допустившие аварию, как со стороны МУП «Сарапульский водоканал», так и со стороны филиала РОАО «Удмуртгаз» г. Сарапула, привлечены к административной ответственности. Размер административного штрафа за нарушения требований промышленной безопасности согласно КоАП РФ в соответствии со ст. 9.1 на должностных лиц составляет от 20 до 30 тыс. рублей, на юридических – 200 до 300 тыс. рублей. Лица, допустившие нарушения, прошли внеочередную аттестацию в территориальной комиссии Ростехнадзора. Были разработаны мероприятия, которые позволят исключить возникновение аналогичных происшествий. Организации, производящие земляные работы, обеспечили соблюдение требований правил производств земляных работ в охранной зоне, как кабельных электросетей, так и систем газоснабжения.
Также прозвучала информация о состоянии лифтового хозяйства республики. В Удмуртии принята целевая программа по модернизации и замене лифтов, предусматривающая замену 1000 лифтов. В настоящее время из-за отсутствия финансирования она не реализуется. В Ижевске эксплуатируется 2875 лифтов. Согласно анализу и экспертизам лифтового хозяйства, к 2015 г. может быть приостановлено эксплуатация 350 лифтов. Если по требованиям Ростехнадзора эти лифты будут приостановлены, то ежедневно сотни тысяч людей не смогут пользоваться ими, что приведет к большому общественному резонансу. «Думаю, что мы этого не допустим, потому что вопрос находится под контролем Правительства УР и надзорных органов. Надеемся, что такое событие не наступит, но опасность есть», – отмечает Борис Иванович.
В целях исключения и снижения уровня рисков возможных аварий, травмирования персонала, граждан, руководителям предприятий, эксплуатирующих грузоподъемные механизмы, необходимо выполнять следующие мероприятия:
- обеспечить соблюдение требований законодательства, нормативно-правовых актов, нормативно-технических документов, определяющих правила безопасного введения работ;
- своевременно осуществлять ремонт и техническое обслуживание, экспертизы промышленной безопасности;
- комплектовать рабочие места квалифицированными кадрами.
«В целом, если говорить о показателях аварийности, 2011 г. был стабильным. Благодаря эффективной работе надзорных органов, соблюдению требований, установленных нормативными документами, на ОПО не допущено серьезных ЧС», – подчеркнул Борис Иванович.
Заместитель начальника Удмуртского территориального отдела по надзору в энергетике и котлонадзору Западно-Уральского управления Ростехнадзора Кузнецов Алексей Эдуардович подвел итоги надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. На территории региона находится более 1400 ГТС. Из них более 1200 прудов и водохранилищ площадью меньше 5 га не представляют опасности для объектов экономики, которые расположены в нижнем бьефе этих сооружений. Под надзором Западно-Уральского управления на территории Удмуртии находятся 223 ГТС площадью больше 5 га. Это объекты промышленности, энергетики и водохозяйственного комплекса.
За три месяца 2012 г. отделом проведено шесть проверок ГТС, по итогам которых два должностных лица привлечены к административной ответственности за нарушение в области безопасности гидротехнических сооружений. Весеннее половодье обошлось без ЧС.
В ходе пресс-конференции специалисты неоднократно актуализировали проблемы, отрицательно влияющие на уровень промышленной безопасности предприятий. Основные из них – низкие темпы модернизации оборудования, недостаточный уровень подготовки персонала. По озвученной информации, на территории республики ежегодно проводятся порядка 8,5 тыс. экспертиз оборудования, что свидетельствует о большом износе зданий, сооружений, технических устройств. Их средний износ – 60 %. Учитывая это, необходимо проводить мероприятия по модернизации производств, внедрять современные технологии. Немаловажную роль в обеспечении безопасности играет «человеческий фактор». Обслуживающий персонал, отметили специалисты, должен быть обучен и аттестован в соответствии с нормативными требованиями, управлять оборудованием, технологическими процессами, не нарушая производственные инструкции.
Важной составляющей в системе обеспечения промышленной безопасности является деятельность Ростехнадзора, подчеркнули специалисты. В ходе дальнейшего осуществления работы сотрудники Службы будут уделять повышенное внимание решению системных вопросов, влияющих на состояние промышленной безопасности поднадзорных объектов – в соответствии с нормативно-законодательной базой, регулирующей деятельность Ростехнадзора.