Уникальный объект строительства – канатная дорога между городами Нижний Новгород и Бор пущена в эксплуатацию
Зосимов Евгений Александрович
начальник отдела государственного строительного надзора Волжско-Окского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Как все
начиналось
Строительство канатной дороги между Нижним Новгородом и Бором планировалось начать еще в 2005 г., но сроки реализации проекта неоднократно переносились по различным причинам. 21 декабря 2007 г. был подготовлен проект канатной дороги. В 2008 г. в соответствии с Поручением губернатора Нижегородской области было создано ОАО «Нижегородские канатные дороги» с целями организации строительства и дальнейшей эксплуатации пассажирской канатной дороги. В декабре 2009 г. получено разрешение на строительство канатной дороги на территории Борского района, а в январе 2010 г. – на территории Нижнего Новгорода.
В 2010 г. в Волжско-Окское управление Ростехнадзора поступило извещение о начале строительства объекта «Пассажирская канатная дорога гондольного типа между городами Нижний Новгород – Бор». Строительно-монтажные работы начались 20 января 2010 г. С тех пор инспекторским составом управления были проведены 43 проверки, в ходе которых было выявлено порядка 300 нарушений. Выявляемые при проверках дефекты и отклонения от проекта своевременно устранялись в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, проектной документации.
Единственная
в Европе
«Пассажирская канатная дорога гондольного типа между городами Нижний Новгород – Бор» – объект капитального строительства, безопасность которого контролировалась специалистами Волжско-Окского управления, – рассказывает начальник отдела государственного строительного надзора управления Евгений Александрович Зосимов. – Это действительно уникальный объект по многим показателям, в том числе, это самая большая по протяженности и по высоте двух опор (95 м) одноканатная дорога в Европе с двумя пролетами над судоходной рекой с их общей длиной около 1400 м. Кроме того, большинство опор размещены в сложных геологических зонах, поэтому при строительстве такого объекта мы предъявляли жесткие требования по соблюдению требований проектной документации и законодательства в области градостроительной деятельности при выполнении строительно-монтажных работ».
Фирма «РОМА» и группа компаний «Горимпекс» занимались проектированием и монтажом оборудования канатной дороги «Нижний Новгород – Бор». Фирма «РОМА» построила больше тысячи подобных объектов по всему миру, и за более чем 75-летнюю историю работы компании не было зарегистрировано ни одного несчастного случая. По сообщению вице-губернатора Нижегородской области Владимира Иванова: «Компания «РОМА» традиционно продолжает курировать свои дороги на протяжении всего срока их работы. И если специалисты фирмы разрабатывают какие-то новшества, усовершенствования, то внедряют их на всех объектах. Так, уже в этом году они дополнительно и совершенно бесплатно оборудуют дорогу «Нижний Новгород – Бор» резервной системой беспроводного управления».
Проблемные
моменты
В сентябре 2010 г. начались работы по возведению натяжной станции и опоры Т10 в оползневой зоне склона по ул. Казанская набережная, при этом заказчик не организовал планово-высотную сеть геодезических знаков и не вел предусмотренный проектной документацией геотехнический мониторинг положения склона и опоры Т10. По причине этого приостановили производство работ в потенциально опасной зоне. На начальном этапе мероприятия по ведению геотехнического мониторинга осуществлялись по временной схеме с помощью ручных геодезических приборов. В дальнейшем заказчиком были выполнены необходимые мероприятия по подключению системы, и заключен договор со специализированной организацией на осуществление геотехнического мониторинга в соответствии с требованиями проекта.
Также по предложению Ростехнадзора были разработаны и внесены в рабочую документацию дополнительные решения по устройству замыкающего контура дренажа с юго-западной стороны натяжной станции для обеспечения условий проекта по предотвращению замачивания грунтов склона.
Завершение строительства
В январе 2012 г. Волжско-Окское управление Ростехнадзора провело итоговую проверку объекта капитального строительства «Пассажирская подвесная канатная дорога гондольного типа между городами Нижний Новгород – Бор». В ходе проверки установлено, что строительно-монтажные работы выполнены в соответствии с требованиями норм и правил. Такие выводы специалисты сделали на основании рассмотрения исполнительной документации по выполненным работам, материалов авторского, строительного контроля, государственного строительного надзора, а также заключения экспертизы промышленной безопасности, выполненной специалистами ООО «Центр Профи». По результатам проверки 7 февраля 2012 г. было оформлено и выдано ОАО «Нижегородские канатные дороги» заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. А уже 9 февраля в 14:30 канатная дорога перевезла первых пассажиров из Бора в Нижний Новгород.
Канатная дорога сейчас
По мнению городских и областных властей, пассажирская канатная дорога между двумя городами станет не только альтернативным видом пассажирского транспорта, но и привлекательным объектом туристской инфраструктуры.
Для подвижного состава используются 8-местные гондолы с двумя 4-местными сидениями для пассажиров. В настоящее время установлено 28 кабинок вместительностью по восемь человек каждая. Таким образом, за один час канатная дорога способна перевезти 500 человек. В будущем планируется увеличить число гондол до 56 и перевозить ежечасно до тысячи человек. Все кабинки оснащены радиосвязью и автоматическим освещением салона.
Стоимость проезда сопоставима с ценой билета на автобус – 50 рублей. Для студентов установлены льготы – 50 %. В том случае, если пассажиропоток превысит 15 тыс. человек в день, стоимость проезда будет снижена.
По сообщению пресс-службы Правительства Нижегородской области, общая сумма вложений в строительство канатной подвесной дороги составила около 900 млн рублей. Половина этой суммы – за счет уставного капитала (65 % – бюджет области, 35 % – бюджет города), остальные средства – заемные. Окупаемость канатной дороги, по оценкам специалистов, составит от 4 до 5,5 лет.
«Сейчас канатная дорога зарегистрирована в реестре опасных производственных объектов, и Волжско-Окское управление Ростехнадзора будет осуществлять контроль и надзор уже за эксплуатацией этого нового для нашего города вида транспорта», – отмечает Евгений Зосимов.
Справка
Технические характеристики объекта капитального строительства «Пассажирская подвесная канатная дорога гондольного типа между городами Нижний Новгород – Бор»:
Горизонтальная длина – 3661 м.
Перепад высот – 62 м.
Средний уклон трассы – 2 %.
Максимальная пропускная способность – 1000 чел./час.
Ширина колеи – 6,1-7,3 м
Количество опор – 10 шт.
Количество кабин – 28 шт. для 500 чел/час.
Скорость max – 5 м/с.
Скорость подвижного состава на станциях – до 0,3 м/с.
Диаметр несуще-тягового каната – 54 мм.
Максимальная скорость ветра – до 20 м/с.
Минимальная температура – минус 30 °С.
Скорость при работе аварийного привода – 0,5-1,1 м/с.