Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Технический износ ГТС снижает уровень безопасности в водохозяйственном комплексе

 
ЛОГИНОВ Вячеслав Васильевич, начальник Удмуртского территориального отдела по надзору в энергетике и котлонадзору Западно-Уральского управления Ростехнадзора

ЛОГИНОВ Вячеслав Васильевич
начальник Удмуртского территориального отдела по надзору в энергетике и котлонадзору Западно-Уральского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

Кроме того, ГТС должны удовлетворять нормативной документации по устойчивости, прочнос­ти, долговечности. Сооружения и конст­рукции, находящиеся под напором воды, а также их основания и примыкания должны соот­ветствовать нормативным (проектным) показателям водонепроницае­мости и фильтрационной прочности.
Гидротехнические сооружения должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Повреждения должны быть своевременно устранены.
Все напорные гидротехнические сооружения, находящиеся в эксплуатации более 25 лет, независимо от их состояния должны периодически подвергаться многофакторному исследованию с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности с привлечением специализированных организаций.
По результатам исследований должны быть приняты меры к обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений и их безопасности.

Обеспечение безо­пасности гидротехнических сооружений являет­ся обязанностью собст­венника этого сооружения и эксплуатирующей организации.

На законодательном
уровне 

В 1997 г. введен в действие Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений». Главная цель введения закона – обеспечение защиты жизни, здоровья и имущества граждан, а также имущества предприятий, предотвращение разрушения зданий и сооружений, размыва почвы, опасных изменений уровня подземных вод и нанесения иного вреда вследствие аварий гид­ротехнических сооружений.
Действие Федерального закона распрост­раняется на все гидротехнические сооружения, аварии которых могут создать чрезвычайные ситуации, сопровож­дающиеся угрозой жизни и здоровью людей, наруше­нием условий их труда и жизнедеятельности.
Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений является обязанностью собственника этого сооружения и эксплуатирующей организации. Основные требования к обеспечению безопас­ности сооружений и важнейшие обязанности собственников и эксплуатирующих организаций.
Обязательным условием утверждения проекта гидротехнического сооружения, ввода сооружения в эксплуатацию, эксплуатации и вывода его из эксплуатации является декларирование безопасности.
Понятие «декларирование» включает разработку декларации безопасности гидротехнического сооружения, представление их в органы государственного надзора для проведения государственной экспертизы декларации безопасности и ее утверждения. Дек­ларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответст­вие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуа­тации.
Основными причинами аварий гидротехнических сооружений являются: неустойчивость основания, недостаточная пропускная способность водосбросов, недостаточная прочность различных конструктивных элементов, фильтрация воды через тело грунтовых сооружений.
Иногда повреждения и аварии гидротехнических сооружений возникают в начальный период их эксплуатации вследствие незавершенности строительных работ: на это обстоятельство обращено особое внимание при приемке гидротехнических сооружений в эксплуатацию. Известны случаи аварий гидротехнических сооружений через 30 лет и более после окончания строительства, когда сооружение, казалось бы, подтвердило полностью свою надежность.
Федеральный закон «О безо­пасности гидротехнических соору­жений» и ПТЭ требуют, чтобы гид­ротехнические сооружения соот­ветствовали критериям безо­пасности, нормативным (проектным) показателям по устойчивости, прочности, долговечности, а также водонепроницаемости и фильтрационной прочности.
Задача эксплуатационного персонала заключается в поддержании гидротехнических сооружений в работоспособном состоянии в течение всего срока службы; при этом необходимо своевременно заменять или реконструировать отдельные конструкции и системы с учетом объективных оценок их физического и морального износа.
Как показывает опыт эксплуатации гидротехнических сооружений в нашей стране, по истечении определенного периода (в среднем 25 лет) процессы старения на ряде сооружений могут приобретать интенсивный характер, что в свою очередь может привести сооружение к полному разрушению. 
Преобладающими аварийными дефектами являются полное разрушение отдельных элементов сооружений, образование дефектов, нарушающих нормальную работу конструкции сооружения; нарушение стыковых соединений, а также разрушение зон опирания, замковой части. 
Опасными дефектами, вызывающими ухудшение эксплуатационных свойств в элементах конструкции гидротехнических сооружений, являются образующиеся трещины, размеры которых превышают предельно допустимые значения, установленные СНиП, отслоение защитного слоя бетона, коррозия бетона арматуры в виде высолов и ржавых потеков. 
Можно сделать вывод, что нарушения стыковых соединений сборных элементов, разрывы и проломы стенок в различных зонах, трещины, сдвижка и просадка элементов относительно друг друга приводят к нарушению нормальной работы гидротехнических сооружений. Отсюда возникают такие проблемы, как потеря дефицитной поливной воды, подъем уровня грунтовых вод, заболачивание и засоление орошаемых земель. Решение данных проблем должно быть основано на обязательном учете требований надежности при проектировании, строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений.
В отдельных случаях для оценки состоя­ния сооружений необходимо привлекать специализированные организации для определения напряженно-деформированного состояния напорного сооружения, состоя­ния и прочности бетона, динамических и сейсмических воздействий на сооружение. 
Проведение ремонтных и восстановительных работ, а при необходимости и реконструкции должно осуществляться на основе специальных проектов.

Потенциальные
риски

На территории Удмуртской Республики под надзором Западно-Уральского управления находятся 223 гидротехнических соору­жения, объекты промышленности, энергетики и водохозяйственного комплекса площадью более 5 га. Многие из них являются объектами повышенного риска, поскольку эксплуатируются без ремонта более 50 лет. 
Из 219 гидротехнических сооружений водохозяйственного комплекса 6 ГТС – федерального значения, 10 ГТС находятся на балансе Удмуртской Республики, 167 – на балансе муниципальных образований респуб­лики, 36 ГТС являются бесхозяйными. Износ бесхозяйных ГТС составляет более 70 %, что представляет потенциальную опасность для объек­тов экономики, расположенных в нижнем бьефе, на 22 ГТС из них – пониженный уровень безопасности, на 14 – неудовлетворительный.
В настоящее время по результатам ви­зуальной инвентаризации большинство гид­ротехнических сооружений находится в состоянии, требующем капитального ремонта. Средний возраст подпорных дамб, плотин и других гидротехнических сооружений составляет 30-40 лет, а в ряде случаев превышает.

Преобладающими аварийными дефектами являются полное разрушение отдельных элементов сооружений, образование дефектов, нарушающих нормальную работу конструкции сооружения; нарушение стыковых соединений, а также разрушение зон опирания, замковой части. 

Практика же показывает, что по прошест­вии этого промежутка времени сооружения продолжают работать, не заменяясь новыми, а иногда даже без основательной ре­конструкции, необходимо восстановить и реконструировать имеющиеся сооружения на базе появившихся новых, а также ранее используемых надежных технологий.
Сейчас полным ходом ведется работа по обеспечению безаварийного пропуска весеннего половодья. На основании распоряжения Ростехнадзора проведены совместные с органами прокуратуры выездные проверки по вопросам безопасной эксплуа­тации ГТС.
По результатам проверок прокуратура Удмуртской Республики возбуждает иски в суде о понуждении собственников, Администраций муниципальных образований по принятию мер, обеспечивающих безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений.
В Удмуртской Республике создана межведомственная комиссия по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, председателем которой является заместитель председателя Правительства Удмуртской Рес­публики Ильдар Ильшатович Бикбулатов.
В состав межведомственной комиссии вошли представители Правительства Удмуртской Республики, отдела водных ресурсов Камского БВУ по Удмуртской Рес­публике, Главного Управления МЧС России по Удмуртской Республике и Западно-Уральского управления Ростехнадзора. Комиссией утвержден план проведения кустовых совещаний по вопросам безопасности гидротехнических сооружений и безаварийному пропуску весеннего половодья 2012 г. Данный план утвержден с главами адми­нистраций муниципальных образований районов Удмуртской Республики.
В повестку совещаний вошли следующие вопросы:
1. Доклад о работе, проводимой в муниципальных образованиях районов Удмуртской Республики, по закреплению за собст­венниками бесхозяйных гидротехнических соору­жений и назначению ответственных за их безопасность.
2. О подготовке к обеспечению безаварийного пропуска предстоящего весеннего половодья 2012 г. через гидротехнические сооружения, расположенные на террито­риях муниципальных образований Удмуртской Республики. 

Все статьи рубрики