Аварийность ОПО объясняется старением основных фондов и снижением квалификации персонала
ПЕТРОВА Елена Владимировна
начальник отдела лицензирования и разрешительной деятельности Волжско-Окского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Кроме того, в 2011 г. деятельность управления была направлена на повышение эффективности государственного надзора и контроля, на реализацию задач социально-экономического развития России, поставленных на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 г.».
Выполнение плана
Соблюдались периодичность и целенаправленность выполнения обследований и проверок с обсуждением их итогов на расширенных совещаниях с коллективами производств, руководителями и специалистами предприятий. При проведении обследований уделялось внимание вопросам обеспечения состояния технологической и производственной дисциплины, выполнение программ, мероприятий по приведению опасных производственных объектов к требованиям нормативно-технической документации, графиков по диагностированию основного оборудования по определению ресурса дальнейшей эксплуатации, соблюдению условий действия лицензий и лицензионных требований. По результатам проверок давалась оценка состояния по всем основным вопросам безопасности, оценка работы руководителей подконтрольных предприятий, организаций, служб и участков, отдельных должностных лиц по вопросам обеспечения безопасности производства работ, указывались основные причины выявленных нарушений, недостатки в деятельности подконтрольных предприятий и организаций, их служб и участков по вопросам безопасности.
Уменьшилось количество проверок на 20 %, количество выявленных нарушений – на 14 %. Вместе с тем, шире применяется административное приостановление деятельности – на 83 %.
За отчетный период в силу введения в действие Федерального закона от 28.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» уменьшилось количество проверок на 20 %, количество выявленных нарушений – на 14 %. Вместе с тем, шире применяется административное приостановление деятельности – на 83 %. Несколько уменьшилось количество наложенных административных штрафов (на 23 %), но из-за увеличения суммы штрафов и большего привлечения к ответственности юридических лиц значительно выросла сумма наложенных штрафов – на 195 %.
В соответствии с основными задачами Ростехнадзора управлением осуществлялась работа по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций:
- для исключения представления заявителем значительного количества документов от других органов, предоставляющих государственные услуги, внедрена и используется в работе система межведомственного электронного взаимодействия;
- введены в работу территориальные сегменты ведомственной системы передачи данных, куда подключены локальные сети управления;
- для уменьшения надзорной нагрузки на бизнес и предотвращения необоснованного наложения мер административного воздействия, разработаны и постоянно актуализируются Методические рекомендации по проведению проверок и ведению административного производства;
- изменения в законодательстве, касающиеся организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной и энергетической безопасности, оперативно размещаются на сайте Управления и на информационных стендах.
Во исполнение приказа Службы от 15.08.2011 г. № 470 принят к исполнению план мероприятий по стимулированию модернизации производственных мощностей подконтрольными организациями при осуществлении надзорной и контрольной деятельности органами Ростехнадзора от 15.08.2011г. На основании информации, полученной при проведении контрольных проверок, начато формирование баз данных о состоянии технических устройств, основного оборудования, зданий и сооружений в поднадзорных организациях для осуществления мониторинга модернизации.
Ведется работа по передаче в собственность бесхозяйных опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений новым владельцам, шире реализуются полномочия по административному приостановлению деятельности в случае грубых нарушений владельцем требований безопасности.
Взаимодействие
с органами власти
Руководители управления регулярно участвуют в совещаниях при полномочном представителе Президента Российской Федерации, в том числе по темам «О ходе реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от угроз техногенного и природного характера в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа», «О мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с паводками, и готовности сил и средств РСЧС Приволжского федерального округа к пропуску весеннего половодья 2011 г.», по вопросам подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2011-2012 гг., по готовности образовательных учреждений к 2011-2012 учебному году.
Представители надзора участвовали в зональных совещаниях, проводимых Министерством топливно-энергетического комплекса по Нижегородской области, на которых докладывалось о состоянии дел по подготовке котельных города и области к предстоящему отопительному сезону, а также еженедельных областных селекторных совещаниях по работе служб жизнеобеспечения населения Нижегородской области.
На основании писем УФСБ России по Нижегородской области, писем прокуратуры Нижегородской области, прокуратуры Республики Мордовия и Военной прокуратуры Нижегородского гарнизона сотрудники управления привлекались в качестве специалистов при проведении 9 проверок состояния промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов. Также проведено 6 проверок по поручению вышеуказанных органов.
Показатели аварийности
и смертельного травматизма
По показателям аварийности в области промышленной безопасности с 2004 г. наблюдается тенденция в сторону увеличения, что объясняется как старением основных фондов, так и снижением квалификации персонала. В области энергетического надзора произошло значительное увеличение количества аварий, связанных с нарушением режима работы средств диспетчерского и технологического управления (СДТУ): 2 аварии в 2010 г. и 6 аварий в 2011 г. По показателям травматизма с 2004 г. не наблюдаются тенденции ни к уменьшению, ни к увеличению.
В 2012 г. в основу дальнейшей работы Волжско-Окского управления Ростехнадзора будет положен контроль за выполнением подконтрольными предприятиями мероприятий по предупреждению аварийности и травматизма, а также надзор за эффективностью функционирования систем управления промышленной и энергетической безопасностью и производственного контроля в организациях, находящихся на территории Нижегородской области и Республики Мордовия.