Вопрос-ответ: изменения законодательства в области промбезопасности
Номер журнала:
Рубрика:
Вопрос: Практика показывает, что Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» претерпевает постоянные изменения и внесение поправок. Разъясните – какие корректировки внесены в данный Федеральный закон за последнее время?
Ответ: Говоря о нововведениях законодательства в области промышленной безопасности, следует отметить следующее. В Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» за все время его действия поправки вносились 15 раз, в том числе 4 раза – в 2011 г. Последними поправками, в частности, предусмотрена возможность представления документов на получение лицензии в электронном виде; установлен порядок осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и дифференцированный подход к осуществлению надзорной деятельности; изменено наименование объектов экспертизы промышленной безопасности (документация на капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО).
Кроме того, изменен порядок введения в действие новых документов (федеральные нормативы и правила в области промышленной безопасности); раскрыт термин «технические устройства»; дано обоснование проведения плановой и внеплановой проверок, установления режима постоянного государственного надзора за особо опасными объектами.
Вопрос: Каковы основания для проведения плановых и внеплановых проверок опасных производственных объектов?
Ответ: На отдельных опасных производственных объектах (ОПО) может быть установлен режим постоянного государственного надзора. Перечень объектов, в отношении которых вводится этот режим, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Методы надзора также четко сформулированы законом. Это организация и проведение проверок, принятие предусмотренных законодательством мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений.
При осуществлении государственного надзора в области промышленной безопасности должностные лица Ростехнадзора имеют следующие права:
- запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать ОПО и проводить обследования, исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
- выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
- направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
- давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников.
Вопрос: В современной системе надзорной деятельности, курирующей вопросы промышленной безопасности при эксплуатации магистральных нефтегазопроводов, присутствуют так называемые «узкие места». Известно, что сегодня разрабатываются предложения Ростехнадзора по совершенствованию контроля в этой области. Обозначьте ключевые из них.
Ответ: Акцент в разрабатываемых законопроектах делается на систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований законодательства на период наблюдения и с учетом контроля исполнения выданных предписаний. Такой «тотальный», постоянный надзор необходим для оперативного принятия решения, когда требуется мгновенное реагирование инспектора на ситуацию, связанную с нарушением, в результате которого возможна авария или возникают угрозы для жизни людей. Систематическое наблюдение должно вестись за техническим состоянием оборудования, соблюдением производственной дисциплины, за порядком проведения газоопасных, огневых, опасных работ. В целом – за теми сферами, которые связаны с организацией деятельности как таковой, с соблюдением технологических процессов.
В этом случае особо стоит упомянуть требования Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В ст. 4 данного закона указаны полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор). А именно:
1. Определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
2. К полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), относятся:
1) разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;
2) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;
3) принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора);
4) организация и проведение мониторинга эффективности федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;
5) осуществление других предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий.
Статья 9 данного закона определяет организацию и проведение плановой проверки.
1. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
4. В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения:
1) наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.
5. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.
6. В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок с учетом положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Форма и содержание ежегодного сводного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
7. Генеральная прокуратура Российской Федерации размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года.
8. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
9. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
10. Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем 10 % общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.
11. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
13. В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.
14. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения плановой проверки.
В развитие технического регламента будет сформирован свод правил, куда войдет значительная часть уже принятых и существующих нормативно-правовых документов. Их исполнение потребует от территориальных управлений определенных изменений в рамках проводимой административной реформы.
Вопрос: Необходимо ли при работе по совместительству в нескольких организациях в каждой организации проходить аттестацию по электробезопасности?
Ответ: Если работник поступает на работу по совместительству в другую организацию для исполнения обязанностей ответственного за электрохозяйство, необходимо следовать п. 1.4.29 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6, зарегистрированных в Минюсте России 22 января 2003 г. № 4145.
В том случае, если работник поступает на работу как электротехнический специалист с правами оперативного, оперативно-ремонтного или ремонтного персонала, то ему необходимо пройти проверку знаний норм и правил работы в электроустановках того предприятия, в которое он устраивается по совместительству. Результаты проверки знаний оформляются в журнале, и работнику выдается удостоверение (Приложение 2, 6 Межотраслевых правил по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденных постановлением Минтруда России от 5 января 2001 г. № 3, приказом Минэнерго России от 27 декабря 2000 г. № 163) в каждом предприятии, куда он поступает на работу по совместительству.