Деятельность Волжско-Окского управления Ростехнадзора в рамках подсистемы РСЧС
Номер журнала:
Рубрика:
Основные мероприятия
в рамках подсистемы РСЧС
Деятельность Управления осуществляется в пределах полномочий, предусмотренных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласно «Положения о функциональной подсистеме контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18.10.2005 г. № 761.
Основными задачами функциональной подсистемы РСЧС являются:
- предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах;
- обеспечение готовности службы к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывоопасных объектах.
Деятельность в этой сфере осуществляется на основе планов проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При планировании надзорной и контрольной деятельности, предусматривается согласование действий с территориальными органами МЧС России и другими заинтересованными органами, как правило, для решения оперативных задач ФСБ, МВД, Прокуратуры, Полномочного представителя Президента. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах, органы управления и силы функциональной подсистемы РСЧС (Ростехнадзора) функционируют в режиме повседневной деятельности.
Основными мероприятиями, проводимыми Волжско-Окским управлением Ростехнадзора, в режиме повседневной деятельности являются:
- сбор, обработка и обмен, в установленном порядке, информацией о состоянии безопасности на химически опасных и взрывопожароопасных объектах на территории Нижегородской области;
- планирование действий органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧС, организация подготовки и обеспечения их действия;
- совершенствование подготовки органов управления службы к действиям при чрезвычайных ситуациях на химически опасных и взрывопожароопасных объектах, организация обучения работников службы методам защиты и действия при чрезвычайных ситуациях;
- ведение учета чрезвычайных ситуаций, участие в расследовании причин аварий.
В режиме повышенной готовности:
- усиление оперативной диспетчерской службы, при необходимости ведения круглосуточного дежурства должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧС;
- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам функциональной подсистемы РСЧС данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование сотрудников службы о приемах и способах защиты от них;
- уточнение планов действий (взаимодействия) и иных документов функциональной подсистемы РСЧС;
- восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для обеспечения работ по осуществления контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами;
- осуществление мер по обеспечению безопасности работников и их устойчивой деятельности.
В случае чрезвычайной ситуации:
- оповещение руководителя службы о возникших чрезвычайных ситуациях;
- организация работ по всестороннему обеспечению действий сил и средств функциональной подсистемы РСЧС;
- непрерывный сбор и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ликвидации;
- поддерживание взаимодействия органов управления и сил всех уровней функциональной подсистемы РСЧС органами МЧС России и другими заинтересованными органами и организациями;
- организация непрерывного контроля за реализацией эксплуатирующей организацией в полном объеме мероприятий по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также информирование населения;
- проведение мероприятий по обеспечению безопасности работников службы в районе чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы функциональной подсистемы РСЧС функционируют с учетом особого правого режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Предупреждение
чрезвычайных ситуаций
В целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах управлением в установленном порядке проводится работа. Так, к проектированию строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах допускаются организации имеющие соответствующие лицензии, разрешения, аккредитацию. Производится рассмотрение и утверждение (или отказ) экспертизы промышленной безопасности проектов, зданий и сооружений, технических устройств, деклараций и других документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов (ПЛАС, технические регламенты и другие документы). Осуществляется прием в эксплуатацию вновь вводимых объектов (при несоответствии требованиям промышленной безопасности – объектам проводится дополнительная экспертиза, устраняются выявленные нарушения). При осуществлении контрольной деятельности за эксплуатацией опасных производственных объектов производится проверка условий эксплуатации согласно требованиям действующих нормативно-технических документов, утвержденных в установленном порядке, в том числе проверяется готовность организаций к проведению локализации и ликвидации аварийной ситуации с объявлением учебных тревог как в будние дни, так и в выходные.
Итоги 2011 года
За 2011 г. в указанной сфере деятельности, в целях предупреждения аварийности, приняты соответствующие меры, в том числе, в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Выявлено и предписано к устранению 2588 нарушений, в 7 случаях применено административное приостановление деятельности. По объектам, подконтрольным газовому надзору предписано к устранению 2744 нарушения правил и норм. На объектах магистрального трубопроводного транспорта выявлено 107 нарушений требований промышленной безопасности.
В августе 2011 г. по инициативе Волжско-Окского управления Ростехнадзора, при поддержке Правительства Нижегородской области, Администрации г. Нижнего Новгорода, ГУ МЧС России по Нижегородской области были проведены мероприятия, связанные с предупреждением развития чрезвычайной ситуации в Нижнем Новгороде на аммиачной холодильной установке (АХУ) ООО «Нижегородский завод шампанских вин». ООО «НЗШВ» находится в состоянии банкротства, на предприятии осуществляется конкурсное управление, персонал АХУ ликвидирован. В ходе плановой проверки были выявлены неисправности оборудования АХУ, способствующие развитию ЧС в одном из центральных городских районов. При непосредственном участии руководителя и специалистов Управления инициированы мероприятия по привлечению средств из бюджета города на разработку проектной документации по ликвидационным действиям и обеспечению работы специализированной организацией. Работы проводились под контролем специалистов Управления. Окончание работ по предупреждению развития ЧС на АХУ подтверждено документально. В ходе проведенных мероприятий ликвидирована угроза токсического поражения населения г. Нижнего Новгорода.
Обеспечение противоаварийной
устойчивости объектов
В целях профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области необходимо решить целый ряд проблемных вопросов. Среди них такие, как вынос ГРС, находящихся в черте г. Нижнего Новгорода за его пределы, вопросы восстановления охранных зон и зон минимально допустимых расстояний до объектов магистрального трубопроводного транспорта, защита этих объектов от попыток хищения продуктов перекачки через несанкционированные врезки. Кроме того, от собственников опасных производственных объектов требуется активизировать работу по замене и капитальному ремонту морально и физически изношенного оборудования. Предприятия и организации обязаны иметь в котельных запасы резервного топлива, произвести закольцовку существующих тупиковых систем газораспределения, оснастить газорегуляторные пункты сигнализацией по параметрам давления газа и несанкционированного проникновения посторонних лиц, с выводом ее на центральный диспетчерский пункт.
Решение этих проблем позволит повысить безопасность эксплуатации наиболее важных производственных объектов, защитить население от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и аварий на объектах, поднадзорных Ростехнадзору. Достигнуть этого возможно только при совместных согласованных действиях федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, руководства Нижнего Новгорода и области, муниципальных образований.