Государственный надзор как инструмент обновления основных производственных фондов
ШАПКИН Борис Иванович
начальник Удмуртского территориального отдела по надзору за общепромышленной безопасностью Западно-Уральского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
«Объемы инвестиций в реальный сектор экономики, столь необходимые для обновления стареющих основных фондов, значительно сократились, если брать, к примеру, 90-е годы – в пять раз, – говорит Президент страны. – Сократились и средства, выделяемые на инновации, научно-исследовательские работы. Все это привело не только к количественному, но и к качественному отставанию России от ведущих государств. От того, насколько эффективно будет решен вопрос технологической модернизации, зависит ряд факторов, главные из которых – безопасность наших граждан, а также будущее российской экономики в целом».
Изношенность основных производственных фондов – это один из основных факторов, повышающих уровень техногенных рисков. Как отметил руководитель Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору Н.Г. Кутьин, государство и так позволило бизнесу практически 15 лет работать на том оборудовании, которое досталось в ходе приватизации, и дальнейшая его эксплуатация снижает конкурентоспособность выпускаемой продукции, повышает риски аварийности и тормозит развитие самого государства.
Проблема износа основных фондов и низкой инвестиционной активности хозяйствующих субъектов остается актуальной и для Удмуртской Республики. В среднем по региону показатель изношенности основных фондов превышает 60 %. Наблюдается низкий уровень проведения замены и модернизации оборудования, используемого на опасных производственных объектах и объектах электроэнергетики, отработавшего нормативный срок службы. Очевидно, что такая ситуация повышает риски аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, эксплуатируемых в Удмуртской Республике.
Для минимизации таких рисков специалистами Удмуртских территориальных отделов Западно-Уральского управления Ростехнадзора проводится системная работа, направленная на обеспечение нормативного состояния промышленной безопасности поднадзорных объектов, включая деятельность по обновлению и модернизации основных производственных фондов.
В целом можно отметить, что благодаря надзорным мерам, в целом той работе, которая ведется Удмуртскими территориальными отделами Западно-Уральского управления Ростехнадзора с хозяйствующими субъектами, наблюдается улучшение состояния промышленной безопасности на предприятиях Удмуртии. В частности, в сравнении с 2010 г. наблюдается снижение на 16 % количества нарушений, допускаемых поднадзорными организациями и предприятиями. На текущий момент при прохождении осенне-зимнего периода 2010-2011 гг. на энергоснабжающих предприятиях не допущено аварий и инцидентов, которые могли бы повлечь серьезные последствия.
Необходимо отметить тот факт, что в 2011 г. в Удмуртской Республике снизилось число проведенных Удмуртскими территориальными отделами Западно-Уральского управления Ростехнадзора обследований по всем видам надзора на 15,4 %. Это позитивный показатель, поскольку тенденция обусловлена, с одной стороны, повышением общей культуры производства на предприятиях региона, а с другой стороны, стремлением государства снизить административные барьеры для создания благоприятных условий для успешного развития реального сектора экономики.
Одним из ключевых направлений деятельности Удмуртских территориальных отделов Западно-Уральского управления Ростехнадзора является совместная работа с республиканскими органами власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами по реализации проектов и программ по модернизации и обновлению основных производственных фондов.
В частности, активно продолжается техническое перевооружение прокатного цеха № 30 ОАО «Ижсталь». Осуществляются проекты по модернизации газового оборудования с установкой и заменой систем автоматизации технологическими процессами в котельных ОАО «Ижевский автомобильный завод», ОАО «Ижевский завод нефтяного машиностроения», ФГУП «УСР № 602 при Спецстрое России».
В газовой отрасли с начала 2011 г. продолжается осуществление целевой программы «Газификация Удмуртской Республики на 2010-2014 годы» в целях повышения уровня газификации объектов коммунально-бытового назначения, предприятий и организаций сельского хозяйства. В рамках программы построены, реконструированы с внедрением систем автоматизации технологических процессов и введены в эксплуатацию 88 объектов.
В нефтяной отрасли успешно внедряются мультифазные насосные станции (МНС) которые позволяют снизить давление в системе нефтесбора, и, соответственно, возможных отказов трубопроводов, то есть повышается надежность работы опасных объектов. Кроме того, МНС позволяют на 100 % утилизировать попутный нефтяной газ без строительства дорогостоящих и громоздких сооружений типа центральных пунктов сбора (ЦПС) нефти, газа и воды, где происходит разделение продукции скважин для их последующей транспортировки и утилизации. Газ, как правило, на ЦПС подается на свечу рассеивания или на факел, что приводит к загрязнению атмосферы и земной поверхности углеводородами и окислами продуктов сгорания. За счет применения МНС вместо ЦПС снижается количество оборудования на опасных производственных объектах, и таким образом уменьшается вероятность его отказа, инцидента или аварии. Уменьшаются площади занимаемых земель под строительство ОПО. Проводятся работы по реконструкции и техническому перевооружению систем измерения количества и качества нефти. Проводится капитальный ремонт технологических резервуаров.
Все эти мероприятия позволили добиться в 2011 г. самого главного – на предприятиях Удмуртской Республики, поднадзорных Удмуртским территориальным отделам Западно-Уральского Управления, в 2011 г. не допущено ни одного несчастного случая со смертельным исходом.
Но несмотря на позитивные тенденции, проблема износа основных фондов остается системной. Ее масштабы могут привести к самым негативным последствиям – росту аварийности и производственного травматизма. В этой ситуации комплекс организационных и технических мер, которые проводят предприятия для обеспечения промышленной безопасности, необходимо ускоренно дополнять работой по замене технических устройств, модернизации производств.
Хотелось бы подробнее остановиться на том, какие меры должны приниматься для повышения уровня промышленной безопасности предприятий.
Первое: хозяйствующим субъектам необходимо разрабатывать целевые программы по замене, реконструкции, модернизации оборудования, не отвечающего современным требованиям, оборудования с отработавшим сроком эксплуатации, технологических процессов, оказывающих недопустимое негативное влияние на окружающую среду.
Второе: предприятия обязаны своевременно и в полном объеме, с привлечением специализированных организаций, осуществлять экспертизу технических устройств опасных производственных объектов. Целенаправленная работа в этой сфере позволяет с высокой точностью выявлять соответствия или несоответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности.
Третье: для обеспечения стабильной, надежной и безаварийной работы опасных производств предприятия должны более активно инвестировать в программы ремонта оборудования. Надлежащее проведение ремонтных мероприятий оказывает непосредственное влияние на надежность эксплуатации опасных производственных объектов.
Четвертое: существенным механизмом по стимулированию модернизации и обновления основных производственных фондов становится обязательное страхование гражданской ответственности владельцами ОПО. Руководитель Ростехнадзора Н.Г. Кутьин отмечает следующее: «Что касается предприятий, которые могут в случае аварии нанести ущерб третьим лицам, то уже с 2012 г. в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» № 225-ФЗ ими вплотную займутся страховые компании. Обязательное страхование опасных производственных объектов (ОПО) решает сразу несколько задач. Первая – страхование жизни и здоровья лиц, которые могут оказаться в зоне аварии. Вторая – экономическое стимулирование модернизации. Чем выше будут риски аварии на ОПО, тем дороже обойдется страховка. У предпринимателя есть выбор: или рисковать, но тогда придется дорого оплачивать страховку, или находить безопасные методы работы, модернизируя производство. Ясно, чем новее оборудование, чем безопаснее технологии, тем меньшие коэффициенты и тем, соответственно, дешевле страхование. Это гарантирует – не впрямую безопасность, безусловно, но существенное снижение рисков».
Необходимо особо подчеркнуть, что обеспечение промышленной безопасности, минимизация техногенных рисков, создание условий для безаварийной работы опасных объектов – это задача общегосударственной значимости. И потому ее важно решать в тесном взаимодействии надзорных и контрольных органов, территориальных органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Такое взаимодействие позволяет наиболее тесно скоординировать деятельность надзорных и контрольных органов в республике по совершенствованию промышленной, энергетической и экологической безопасности и оперативно решать вопросы по устранению предпосылок к возникновению аварийных ситуаций на поднадзорных предприятиях.