Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Ростехнадзор является государственным инструментом для управления отраслевой безопасностью

 
ДЕНИСОВ  Сергей Петрович, и.о. заместителя руководителя  Западно-Уральского управления  Ростехнадзора (Удмуртские  территориальные отделы)

ДЕНИСОВ Сергей Петрович
и.о. заместителя руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора (Удмуртские территориальные отделы)

Номер журнала: 

Рубрика: 

Какие  долгосрочные цели составят приоритет новой управленческой политики, изменится ли стратегия надзорного менеджмента, насколько будут привнесены в работу Службы прогрессивно-инновационные факторы – об этом интервью с назначенным руководителем.

- Сергей Петрович, глава государства системно и последовательно лобби­рует идею приоритета выполнения властью своих со­циальных обязательств. Деятельность Ростехнадзора – это, по сути, один из индикаторов соблюдения соцгарантий, в части защиты об­щества от техногенных рисков. Какой, на Ваш взгляд, должна быть политика надзора, эффективно обеспечивающая защиту социума от аварий на опасных произ­водственных объектах? 
- По моему твердому убеждению, Ростехнадзор – это инструмент в руках Правительства для наведения порядка в области промышленной, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. Исходя из этого, становятся ясными приоритеты нашей работы. Деятельность Удмуртских территориальных отделов Западно-Уральского управления Ростехнадзора имеет единственную цель – создание надежной системы промышленной, энергетической и экологической безо­пасности. Речь идет об обеспечении должного уровня и повышении ка­чества жизни человека, его увереннос­ти в безопасности производственных процессов, в которых он задействован, дружественнос­ти окружающей среды, надежности энерго­обеспечения. 
Нередки случаи, когда хозяйствую­щие субъекты в целях повышения прибыли и снижения издержек производст­ва пытаются экономить на безопас­ности технологий, экологии, не занимаются обновлением произ­водства. Во многом благодаря деятельности Службы мировоззрение таких собст­венников и руководителей поднадзорных организаций и предприятий стало меняться. Постепенно приходит понимание того, что сию­минутная выгода не стоит здоровья и жизни людей. 
Благодаря мероприятиям, прово­димым инс­пекционным составом Удмуртских территориальных отделов, удалось добиться принятия крупнейшими предприятиями респуб­лики прог­рамм модернизации и обновления основных производственных фондов. 

- Любая составляющая в работе Службы является важной и ключевой. И все же – могли бы Вы определить центральные приоритеты надзорной деятель­ности?
- Важнейшей составляющей надзорной деятельности является конт­роль за надлежащим соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства, регулирующего область промышленной и экологической безо­пасности.  
С 1 января 2012 г. вступил в силу Закон № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Данный Федеральный закон от 27.07.2011 г. № 225-ФЗ (далее – Закон № 225-ФЗ) устанавли­вает правовые основы обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате произошедшей на объекте аварии (далее – обязательное страхование ответст­венности). Законом № 225-ФЗ определены опасные объек­ты, размеры страховых сумм и выплат потерпевшим, а также размеры компенсацион­ных выплат, требования к страховщикам и к заключаемым ими договорам обязательного страхования ответственности.
Контроль исполнения обязаннос­ти по страхованию осуществляется со стороны органов исполнительной влас­ти (ст. 27 Закона № 225-ФЗ): Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Подчеркну, что со своей стороны мы обеспечим жесткий и системный контроль исполнения обязан­ности по страхованию. 
Также одним из приоритетных направлений деятельности Удмуртских территориальных отделов является обеспечение эффективного надзора за противоаварийной устойчивостью теплоэнергетического оборудования, повышением надежности, своевременной подготовкой и бесперебойным прохождением отопительного зимнего периода. В результате принимаемых мер не допускается аварий и технологических нарушений в системе теп­лоснабжения населения. В этом году тепло­энергосистема республики в целом была подготовлена к отопительному сезону.
Еще одно важнейшее направление работы – обеспечение надеж­ности энергообеспечения социально-экономической сферы ре­гиона. Это государственная задача, для решения которой применяется и будет применяться весь комплекс предусмотренных полномочиями Ростехнадзора, направленных на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований по безопасности в установленной сфере деятельности.
С 2005 г. Управление принимает активное участие в реализации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». Выполнены необходимые мероприятия по экологической экспертизе, созданию сис­темы надзора и контроля в период строительства и эксплуа­тации объек­та по уничтожению химического оружия в Камбарке. Созданная сис­тема экологического контроля и мониторинга обес­печивает контроль безопас­ности деятельности объекта со стороны государст­ва и общества. В настоя­щее время ведется надзорная деятельность при строительстве объек­та по уничтожению химического оружия в Кизнере. На объекте имеется эксплуатационная и разрешительная документация на эксплуатацию опасных производственных объектов. За 2010 г. проведены 3 плановые проверки (1 комп­лексная, 2 предлицензионные на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных объек­тов). В 2011 г. плановых проверок по опасным производственным объек­там в Кизнере не проводилось. В рамках осуществления государственного строительного надзора на объекте унич­тожения химического оружия в Кизнере за период с 01.01.2010 г. по 26.09.2011 г. проведено 11 проверок. В результате проверок выявлены и уже устранены 182 нарушения требований промышленной безопасности и Градостроительного кодекса РФ.

- Входит ли в Ваши планы модернизация надзорной политики?
- Предваряя ответ на данный воп­рос, надо сказать, что на сегодняшний день состояние промышленной безо­пасности в Удмуртской Респуб­лике удовлетворительное. Уровень произ­водственной культуры, кадровый потенциал позволяют обеспечить безаварийную работу пред­приятий и безопасность людей. Следует отметить, что на поднадзорных Удмуртским территориальным отделам предприятиях и объектах за последние годы не зафиксировано случаев аварийности и травматизма со смертельным исходом.
В целом профилактические мероприятия превентивного характера, проводимые Управлением, свое­временное выявление и контроль за устранением нарушений позволили на опасных производственных объек­тах, поднадзорных Удмуртским террито­риальным отделам, не допус­тить аварий и несчастных случаев. Удалось добиться снижения количест­ва несчастных случаев, связанных с эксплуа­тацией электроустановок.
Но, конечно, все эти факторы – не повод для того, чтобы остановиться на достигнутом и не развивать, не модернизировать надзорную политику. Требует­ся постоянный контроль и внимание руководителей всех уровней к вопросам обеспечения промышленной безопасности и, в первую очередь, к вопросам замены и модернизации морально и физически устаревшего оборудования. Только совместными скоординированными усилиями всех органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций можно обес­печить безопасную эксплуатацию опасных производст­венных объектов и тем самым защитить людей от негативного техногенного воздействия. 
Еще раз повторю, что деятельность Ростехнадзора имеет единственную цель – создание надежной системы промышленной и экологической безопасности, снижение до минимума вероятности наступления аварийных ситуаций или несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями. И это возможно только при безусловном исполнении нормативов действующего законодательства в области промышленной, энергетической и экологической безо­пасности, как надзорными органами, так и поднадзорными предприятиями и организациями.  

- Каким Вы видите решение проб­лемы неготовности собственника эффективно и качественно заниматься вопросами промышленной безо­пасности? 
- Сегодня, действительно, наступает время, когда в сферах экономики существует в основном частная собст­венность. Мы, как представители государственной службы, должны добиваться, чтобы собственник понимал необходимость всех работ по обес­печению безопасности той или иной отрасли промышленности. В частной собственности главное – прибыль. И понятно, что собственник использует все возможности для того, чтобы обойти требования законодательства и как можно быстрее получить разрешительную документацию. Ему это сделать проще, и выгоднее, чем постоянно заниматься повыше­нием безопасности своего предприя­тия и безопасности труда на своем объекте, вкладывать в безопасность немалые деньги. И если с нашей стороны не будет обеспечена должная требовательность, опасные объекты с низким уровнем надежности будут по-прежнему эксплуатироваться, рано или поздно такая ситуация может привести к большой беде. Я не говорю, что мы будем останавливать или приостанавливать деятельность того или иного предприятия. Наша задача заключается совершенно в ином – всячески содействовать развитию экономики, росту ВВП, о чем неоднократно говорил Президент страны, но в то же время мы должны добиваться того, чтобы вопросы безопасности выходили на первый план.

- Какие еще проблемы Вы отмечаете в качестве первоочередных?
- Необходимо отметить несколько основных общих проблем и факторов, оказывающих негативное влия­ние на состояние промышленной, энергетической безопасности в Удмуртской Рес­публике. Это:
- высокая степень износа основных производственных фондов и низкая инвестиционная активность в промышленности и энергетике. По некоторым отраслям этот показатель достиг критической точки; 
- низкий уровень технологической дисциплины, не соответствующий степени опасности современных произ­водств;
- низкий уровень профессиональной подготовки персонала предприятий промышленности и энергетики;
- реорганизация предприятий при смене собственника и проведении других структурных изменений на уровне управления предприятия без учета необходимости обеспечения безопас­ности и противоаварийной устойчи­вости промышленных производств повышенной опасности;
- отсутствие законодательного урегулирования ответственности за соблюдение конкурсными управляю­щими требований по безопасности и противоаварийной устойчивости объектов организаций, признанных в соответст­вии с законодательством Российской Федерации банкротами.
Вышеуказанные проблемы и факторы риска необходимо учитывать при формировании и реа­лизации сис­темного подхода в осуществлении государственного контроля и надзора на опасных произ­водственных объек­тах, аварии на которых могут привести к чрезвычайным ситуа­циям техногенного характера, имею­щим долговременные негативные последст­вия и представляющим серьезную угрозу безо­пасности социальной сфере и экономической системе Удмуртской Республики. Комп­лексный подход к оценке безо­пасности опасных производственных объектов, объек­тов энергетики при осуществлении государственного контроля и надзора должен стимулировать эксплуатирую­щие организации и собственников к реконструкции и модернизации производств.

- Какие меры необходимо предпринимать для нейтрализации этих факторов риска?
- В первую очередь отмечу, что предприятиям необходимо разрабатывать целевые программы по замене, реконструкции, модернизации оборудования, не отвечающего современным требованиям, оборудования с отработавшим сроком эксплуа­тации, технологических процессов, оказываю­щих недопустимое негативное влияние на окружающую среду.
Главам муниципальных образований важно обеспечить контроль за регистрацией «бесхозных» газовых сетей за счет внесения объектов в государственный реестр опасных произ­водственных объектов.
На объектах химического надзора необходимо постоянно проводить работы по проведению экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций. 
Предприятиям-застройщикам и заказчикам необходимо своевременно представлять в Удмуртские территориальные отделы извещения о начале строительства, а также отработать механизм взаимодействия между нашими отделами и органом строительного надзора субъекта. Необходимо также определить порядок проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
В заключение хотелось бы сказать, что специалисты Удмуртских территориальных отделов Западно-Уральского управления Ростехнадзора в целях обеспечения промышленной, энергетической безопасности будут постоян­но требовать и добиваться от поднадзорных предприятий республики выполнения мероприятий по обновлению и модернизации дей­ствующего оборудования, замены изношенных основных произ­водственных фондов, выполнения законодательства в об­ласти охраны окружающей среды. 
Обеспечение промышленной, энергетической и экологической безо­пасности – это общегосударст­венная задача, и только совместными уси­лиями федеральных и территориальных органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов федерального надзора и конт­роля, заинтересованных предприятий и организаций возможно решить проб­лемы защищенности жизненно важных интересов личнос­ти и общества от аварий на опасных произ­водственных объектах и их последствий, предотвратить чрезвычайные ситуации, сократить уровень травматизма на произ­водстве. 

Все статьи рубрики