Ростехнадзор является государственным инструментом для управления отраслевой безопасностью
ДЕНИСОВ Сергей Петрович
и.о. заместителя руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора (Удмуртские территориальные отделы)
Номер журнала:
Рубрика:
Какие долгосрочные цели составят приоритет новой управленческой политики, изменится ли стратегия надзорного менеджмента, насколько будут привнесены в работу Службы прогрессивно-инновационные факторы – об этом интервью с назначенным руководителем.
- Сергей Петрович, глава государства системно и последовательно лоббирует идею приоритета выполнения властью своих социальных обязательств. Деятельность Ростехнадзора – это, по сути, один из индикаторов соблюдения соцгарантий, в части защиты общества от техногенных рисков. Какой, на Ваш взгляд, должна быть политика надзора, эффективно обеспечивающая защиту социума от аварий на опасных производственных объектах?
- По моему твердому убеждению, Ростехнадзор – это инструмент в руках Правительства для наведения порядка в области промышленной, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. Исходя из этого, становятся ясными приоритеты нашей работы. Деятельность Удмуртских территориальных отделов Западно-Уральского управления Ростехнадзора имеет единственную цель – создание надежной системы промышленной, энергетической и экологической безопасности. Речь идет об обеспечении должного уровня и повышении качества жизни человека, его уверенности в безопасности производственных процессов, в которых он задействован, дружественности окружающей среды, надежности энергообеспечения.
Нередки случаи, когда хозяйствующие субъекты в целях повышения прибыли и снижения издержек производства пытаются экономить на безопасности технологий, экологии, не занимаются обновлением производства. Во многом благодаря деятельности Службы мировоззрение таких собственников и руководителей поднадзорных организаций и предприятий стало меняться. Постепенно приходит понимание того, что сиюминутная выгода не стоит здоровья и жизни людей.
Благодаря мероприятиям, проводимым инспекционным составом Удмуртских территориальных отделов, удалось добиться принятия крупнейшими предприятиями республики программ модернизации и обновления основных производственных фондов.
- Любая составляющая в работе Службы является важной и ключевой. И все же – могли бы Вы определить центральные приоритеты надзорной деятельности?
- Важнейшей составляющей надзорной деятельности является контроль за надлежащим соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства, регулирующего область промышленной и экологической безопасности.
С 1 января 2012 г. вступил в силу Закон № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Данный Федеральный закон от 27.07.2011 г. № 225-ФЗ (далее – Закон № 225-ФЗ) устанавливает правовые основы обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате произошедшей на объекте аварии (далее – обязательное страхование ответственности). Законом № 225-ФЗ определены опасные объекты, размеры страховых сумм и выплат потерпевшим, а также размеры компенсационных выплат, требования к страховщикам и к заключаемым ими договорам обязательного страхования ответственности.
Контроль исполнения обязанности по страхованию осуществляется со стороны органов исполнительной власти (ст. 27 Закона № 225-ФЗ): Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Подчеркну, что со своей стороны мы обеспечим жесткий и системный контроль исполнения обязанности по страхованию.
Также одним из приоритетных направлений деятельности Удмуртских территориальных отделов является обеспечение эффективного надзора за противоаварийной устойчивостью теплоэнергетического оборудования, повышением надежности, своевременной подготовкой и бесперебойным прохождением отопительного зимнего периода. В результате принимаемых мер не допускается аварий и технологических нарушений в системе теплоснабжения населения. В этом году теплоэнергосистема республики в целом была подготовлена к отопительному сезону.
Еще одно важнейшее направление работы – обеспечение надежности энергообеспечения социально-экономической сферы региона. Это государственная задача, для решения которой применяется и будет применяться весь комплекс предусмотренных полномочиями Ростехнадзора, направленных на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований по безопасности в установленной сфере деятельности.
С 2005 г. Управление принимает активное участие в реализации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». Выполнены необходимые мероприятия по экологической экспертизе, созданию системы надзора и контроля в период строительства и эксплуатации объекта по уничтожению химического оружия в Камбарке. Созданная система экологического контроля и мониторинга обеспечивает контроль безопасности деятельности объекта со стороны государства и общества. В настоящее время ведется надзорная деятельность при строительстве объекта по уничтожению химического оружия в Кизнере. На объекте имеется эксплуатационная и разрешительная документация на эксплуатацию опасных производственных объектов. За 2010 г. проведены 3 плановые проверки (1 комплексная, 2 предлицензионные на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных объектов). В 2011 г. плановых проверок по опасным производственным объектам в Кизнере не проводилось. В рамках осуществления государственного строительного надзора на объекте уничтожения химического оружия в Кизнере за период с 01.01.2010 г. по 26.09.2011 г. проведено 11 проверок. В результате проверок выявлены и уже устранены 182 нарушения требований промышленной безопасности и Градостроительного кодекса РФ.
- Входит ли в Ваши планы модернизация надзорной политики?
- Предваряя ответ на данный вопрос, надо сказать, что на сегодняшний день состояние промышленной безопасности в Удмуртской Республике удовлетворительное. Уровень производственной культуры, кадровый потенциал позволяют обеспечить безаварийную работу предприятий и безопасность людей. Следует отметить, что на поднадзорных Удмуртским территориальным отделам предприятиях и объектах за последние годы не зафиксировано случаев аварийности и травматизма со смертельным исходом.
В целом профилактические мероприятия превентивного характера, проводимые Управлением, своевременное выявление и контроль за устранением нарушений позволили на опасных производственных объектах, поднадзорных Удмуртским территориальным отделам, не допустить аварий и несчастных случаев. Удалось добиться снижения количества несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электроустановок.
Но, конечно, все эти факторы – не повод для того, чтобы остановиться на достигнутом и не развивать, не модернизировать надзорную политику. Требуется постоянный контроль и внимание руководителей всех уровней к вопросам обеспечения промышленной безопасности и, в первую очередь, к вопросам замены и модернизации морально и физически устаревшего оборудования. Только совместными скоординированными усилиями всех органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций можно обеспечить безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов и тем самым защитить людей от негативного техногенного воздействия.
Еще раз повторю, что деятельность Ростехнадзора имеет единственную цель – создание надежной системы промышленной и экологической безопасности, снижение до минимума вероятности наступления аварийных ситуаций или несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями. И это возможно только при безусловном исполнении нормативов действующего законодательства в области промышленной, энергетической и экологической безопасности, как надзорными органами, так и поднадзорными предприятиями и организациями.
- Каким Вы видите решение проблемы неготовности собственника эффективно и качественно заниматься вопросами промышленной безопасности?
- Сегодня, действительно, наступает время, когда в сферах экономики существует в основном частная собственность. Мы, как представители государственной службы, должны добиваться, чтобы собственник понимал необходимость всех работ по обеспечению безопасности той или иной отрасли промышленности. В частной собственности главное – прибыль. И понятно, что собственник использует все возможности для того, чтобы обойти требования законодательства и как можно быстрее получить разрешительную документацию. Ему это сделать проще, и выгоднее, чем постоянно заниматься повышением безопасности своего предприятия и безопасности труда на своем объекте, вкладывать в безопасность немалые деньги. И если с нашей стороны не будет обеспечена должная требовательность, опасные объекты с низким уровнем надежности будут по-прежнему эксплуатироваться, рано или поздно такая ситуация может привести к большой беде. Я не говорю, что мы будем останавливать или приостанавливать деятельность того или иного предприятия. Наша задача заключается совершенно в ином – всячески содействовать развитию экономики, росту ВВП, о чем неоднократно говорил Президент страны, но в то же время мы должны добиваться того, чтобы вопросы безопасности выходили на первый план.
- Какие еще проблемы Вы отмечаете в качестве первоочередных?
- Необходимо отметить несколько основных общих проблем и факторов, оказывающих негативное влияние на состояние промышленной, энергетической безопасности в Удмуртской Республике. Это:
- высокая степень износа основных производственных фондов и низкая инвестиционная активность в промышленности и энергетике. По некоторым отраслям этот показатель достиг критической точки;
- низкий уровень технологической дисциплины, не соответствующий степени опасности современных производств;
- низкий уровень профессиональной подготовки персонала предприятий промышленности и энергетики;
- реорганизация предприятий при смене собственника и проведении других структурных изменений на уровне управления предприятия без учета необходимости обеспечения безопасности и противоаварийной устойчивости промышленных производств повышенной опасности;
- отсутствие законодательного урегулирования ответственности за соблюдение конкурсными управляющими требований по безопасности и противоаварийной устойчивости объектов организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами.
Вышеуказанные проблемы и факторы риска необходимо учитывать при формировании и реализации системного подхода в осуществлении государственного контроля и надзора на опасных производственных объектах, аварии на которых могут привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера, имеющим долговременные негативные последствия и представляющим серьезную угрозу безопасности социальной сфере и экономической системе Удмуртской Республики. Комплексный подход к оценке безопасности опасных производственных объектов, объектов энергетики при осуществлении государственного контроля и надзора должен стимулировать эксплуатирующие организации и собственников к реконструкции и модернизации производств.
- Какие меры необходимо предпринимать для нейтрализации этих факторов риска?
- В первую очередь отмечу, что предприятиям необходимо разрабатывать целевые программы по замене, реконструкции, модернизации оборудования, не отвечающего современным требованиям, оборудования с отработавшим сроком эксплуатации, технологических процессов, оказывающих недопустимое негативное влияние на окружающую среду.
Главам муниципальных образований важно обеспечить контроль за регистрацией «бесхозных» газовых сетей за счет внесения объектов в государственный реестр опасных производственных объектов.
На объектах химического надзора необходимо постоянно проводить работы по проведению экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
Предприятиям-застройщикам и заказчикам необходимо своевременно представлять в Удмуртские территориальные отделы извещения о начале строительства, а также отработать механизм взаимодействия между нашими отделами и органом строительного надзора субъекта. Необходимо также определить порядок проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
В заключение хотелось бы сказать, что специалисты Удмуртских территориальных отделов Западно-Уральского управления Ростехнадзора в целях обеспечения промышленной, энергетической безопасности будут постоянно требовать и добиваться от поднадзорных предприятий республики выполнения мероприятий по обновлению и модернизации действующего оборудования, замены изношенных основных производственных фондов, выполнения законодательства в области охраны окружающей среды.
Обеспечение промышленной, энергетической и экологической безопасности – это общегосударственная задача, и только совместными усилиями федеральных и территориальных органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов федерального надзора и контроля, заинтересованных предприятий и организаций возможно решить проблемы защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и их последствий, предотвратить чрезвычайные ситуации, сократить уровень травматизма на производстве.