Ужесточаются требования обеспечения работников средствами индивидуальной защиты
Манжосова Татьяна Николаевна
начальник отдела охраны труда Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Номер журнала:
Рубрика:
С 6 октября 2009 г. вступили в силу измененные Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 01.07.2009 г. № 290 н (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 г. № 28н). Правила устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за средствами защиты и распространяются на всех работодателей.
Работник имеет право отказаться от выполнения трудовых обязанностей в случае необеспечения полагающимися средствами защиты, при этом работодатель не имеет права требовать от него исполнения им трудовых функций, а также обязан оплатить возникший по этой причине простой. Кроме того, стало возможным ведение электронной формы личной карточки по учету выдачи СИЗ, где вместо подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, в котором работником проставлена личная подпись.
Также необходимо отметить, что с 31 мая 2011 г. введен в действие приказ МЗСР РФ от 17.12.2010 г. № 1122 н, которым утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2009 г. № 1213 утвержден Технический регламент о безопасности средств индивидуальной защиты, который вступает в силу с 1 июля 2012 г.
Аттестация рабочих мест
Отдельно хотелось бы остановиться на вопросах обеспеченности работников средствами защиты при проведении процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда, которые в настоящее время проводятся согласно новому порядку, утвержденному приказом МЗСР России от 26.04.2011 г. № 342н.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя не только оценку санитарно-гигиенических условий на рабочем месте и оценку по фактору травмоопасности, но и учитывает обеспеченность средствами индивидуальной защиты, а также их эффективность.
В соответствии с порядком проведения аттестации рабочих мест оценку обеспеченности работников СИЗ проводят независимые по отношению к работодателю специалисты аттестующей организации, вошедшей в Реестр МЗСР РФ организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (в данном случае по проведению аттестации рабочих мест).
Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется путем сравнения фактически выданных средств с нормами бесплатной выдачи сертифицированной спецодежды, спецобуви, а также смывающих и обезвреживающих средств, на основании наличия личной карточки учета выдаваемых СИЗ работникам, в которой отражаются сведения о работнике, наименование профессии, нормы выдачи, количество, сроки носки и другие необходимые сведения. При оценке обеспеченности одновременно производится оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда, проверка порядка обеспечения работников СИЗ и проверка наличия сертификата соответствия СИЗ или подтверждается декларацией о соответствии.
Оценка обеспеченности СИЗ проводится на последнем этапе аттестации уже при наличии результатов гигиенической оценки условий труда и травмоопасности рабочего места. В этом случае сравниваются параметры условий труда с маркировкой СИЗ, то есть возможность обеспечения защиты работника от вредных факторов и оценка выдаваемых СИЗ в зависимости от защитных свойств, на основании классификатора.
Результаты оценки оформляются протоколом, в адресной части указываются сведения:
- о наименовании должности или профессии;
- о дате проведения оценки и номере протокола;
- о наименовании организации, в которой занят данный работник;
- об аттестующей организации, привлекаемой для проведения процедуры аттестации;
- в строке «основание для выдачи средств индивидуальной защиты работнику» средства защиты разделяются на обязательные и дополнительные (в ранее действующих документах этого условия не было):
- в подстроке «обязательные» отражаются наименование Типовых отраслевых норм, а также в данной подстроке рекомендуется указывать пункт, раздел, орган, утвердивший нормы, номер и дату утверждения;
- в подстроке «дополнительные» указываются средства защиты по результатам аттестации рабочих мест, которые закрепляются внутренним документом организации, например: коллективным договором, соглашением по охране труда, стандартом организации, менеджментом качества продукции и т.д. В данной подстроке могут быть указаны виды средств защиты, которые на основании аттестации рабочих мест были заменены на обеспечивающие более полную защиту от вредных факторов. Также в данную подстроку можно занести средства защиты, которые необходимы при работе на высоте, на строительных площадках, но не предусмотрены Типовыми отраслевыми нормами, хотя необходимы при выполнении своих должностных обязанностей и должны быть на рабочем месте (например предохранительные пояса, каски). Они могут выдаться как дежурные;
- в строке «результаты оценки СИЗ» отражаются перечни СИЗ, положенных работнику согласно действующим нормам, а также проводится сравнительный анализ об их наличии, соответствии СИЗ условиям труда, наличии сертификата или декларации соответствия с указанием номера и срока действия.
В протоколе отражается наличие заполненной в установленном порядке личной карточки учета СИЗ. Протокол не оформляется на те рабочие места, на которых средства защиты не предусмотрены Типовыми нормами и не требуются по фактическому состоянию условий труда.
Если на рабочем месте соблюдены все требования, то оно считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ. Если есть хотя бы один и более несоответствий, рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ (отсутствуют сертификаты, не в полном объеме выдаются средства защиты в соответствии с Типовыми нормами и т.д.).
Дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных СИЗ (экспертная оценка действующих в организации процессов и мер, направленных на использование сертифицированных СИЗ для предотвращения и (или) уменьшения уровней воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов). Это еще одно из направлений деятельности Минздравсоцразвития России, требующее определенных разработок в самое ближайшее время. Протокол обеспеченности работников СИЗ подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации. Сделанные выводы в протоколе оценки обеспеченности работников СИЗ переносятся в строку 030 карты аттестации рабочего места – «соответствует» или «не соответствует».
Выдача средств
индивидуальной защиты
В последнее время на уровне Правительства РФ принимаются новые Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных спецодежды, спецобуви и других СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особо температурных условиях или связанных с загрязнением, среди них:
- работникам организаций электроэнергетической промышленности от 25.04.2011 г. № 340 н (зарегистрирован в Минюсте РФ 24.05.2011 г. № 20834);
- работникам специфических профессий строительства метрополитенов, туннелей и других подземных сооружений специального назначения от 07.12.2010 г. № 1077н (зарегистрирован в Минюсте РФ 30.12.2010 г. № 19480);
- работникам, занятым на эксплуатации метрополитенов от 07.12.2010 г. № 1078н (зарегистрирован в Минюсте РФ 30.12.2010 г. № 19481);
- работникам нефтяной промышленности от 09.12.2009 г. № 970н (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.01.2010 г. № 16089);
- работникам автомобильного, морского, речного и внутризаводского железнодорожного транспорта от 22.06.2009 г. № 357н (зарегистрирован в Минюсте РФ 01.09.2009 г. № 14683);
- работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики от 01.10.2008 г. № 541н (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.10.2008 г. № 12499);
- работникам ЖКХ от 03.10.2008 г. № 543н (зарегистрирован в Минюсте РФ от 20.10.2008 г. № 12511);
- работникам сельского и водного хозяйства от 12.08.2008 г. № 416н (зарегистрирован в Минюсте РФ 05.09.2008 г. № 12229);
- работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах от 16.07.2007 г. № 477 (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.10.2007 г. № 10332);
- типовые нормы выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики от 20.04.2006 г. № 297.
Ответственность
работодателя
Минздравсоцразвитием РФ во исполнение поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ подготовлен законопроект по внесению изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и ст. 143 Уголовного кодекса РФ, в соответствии с которым предлагается дополнить Кодекс перечнем административных правонарушений в области охраны труда, обусловленных несоблюдением работодателями своих обязанностей, установленных ст. 212 Трудового кодекса РФ, с увеличением штрафных санкций за данные правонарушения. Также подготовлена новая редакция ст. 143 Уголовного кодекса РФ, устанавливающая ответственность за нарушения требований охраны труда, если они повлекли за собой по неосторожности гибель двух и более лиц.
В настоящее время нарушение законодательства о труде и об охране труда согласно ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 1 до 5 тыс. рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 до 5 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц – от 30 до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет.
Законопроект предусматривает предложения по выделению шести отдельных составов правонарушений в области охраны труда и устанавливает четкую градацию размера штрафных санкций в зависимости от тяжести последствий того или иного правонарушения, например:
- необеспечение работников СИЗ: от 100 до 200 тыс. рублей – за нарушения установленного порядка; от 300 до 500 тыс. рублей – за непроведение установленной процедуры вследствие полного игнорирования работодателем норм закона и от 500 до 600 тыс. рублей – за повторное (в течение года) аналогичное правонарушение;
- допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда, – от 100 до 600 тыс. рублей;
- неинформирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах – от 100 до 400 тыс. рублей и другие.
В заключение хотелось бы сказать о уже принятых изменениях в нормативной базе. Ст. 14.48 Кодекса об административных правонарушениях дополнена и изменена в части предоставления недостоверных результатов исследований (испытаний), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. рублей либо дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, а на юридических лиц – от 400 до 500 тыс. рублей.