Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Лицензия или техрегламент: регулирование деятельности по экспертизе промбезопасности

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

В ноябре 2011 г. почти в полном объеме вступил в силу новый Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и утратил силу прежний одноименный Федеральный закон. Новый Федеральный закон, как и старый, признает экспертизу промышленной безопасности лицензируемым видом деятельности. По мнению многих экспертов, в новом документе положение о возможном прекращении лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, действительно, не содержит значимой правовой нормы. 

Методы регулирования
Оба федеральных закона содержат критерии определения лицензируемых видов деятельности, согласно которым экспертиза яв­ляется видом деятельности, осуществление которого может повлечь за собой нанесение ущерба и регулирование которого не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. По нормам старого Федерального закона никакого метода регулирования может не быть вообще, согласно новому Федеральному закону, экспертиза может регулироваться еще двумя методами. В соот­ветствии с п. 7 ст. 18 старого закона, лицензирование экспертизы должно было прекратиться со дня вступления в силу технического регламента, устанавливающего обязательные требования к этому виду деятельности.
В общем случае виды деятельнос­ти могли одновременно регулироваться и методом лицензирования, и техническими регламентами. Об этом говорят п. 1 ст. 14 старого закона, согласно которому лицензирую­щие органы обязаны предоставить соискателям лицензии или лицензиатам возможность ознакомиться с перечнем технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к этим видам деятельности. 
За время обсуждения вопросов, связанных с возможностью прекращения лицензирования, технический регламент принят не был, поэтому экспертиза продолжала лицензироваться. Согласно новому закону, лицензирование экспертизы прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования этого вида деятельности. Эта норма, конечно, вызывает ряд вопросов, но ей, как законодательному постулату, необходимо следовать. 
Законодательные изменения вносятся в сферу лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности достаточно системно. Цель Закона № 99-ФЗ, одна и, по сути, является ключевой в понимании предпринимаемых инициатив – введение единых правил лицензирования на всей территории России, развитие других способов контроля деятельнос­ти компаний – через саморегулируемые организации, страхование ответственности или с помощью технических регламентов.  

Центральные корректировки 
Точечно определим круг цент­ральных нововведений, внесенных новых документом. Закон № 99-ФЗ разграничивает полномочия органов исполнительной власти РФ и субъек­тов РФ в области лицензирования. Полномочия по лицензированию органами исполнительной власти субъектов РФ могут осуществляться только в случае делегирования им в установленном законом порядке полномочий РФ в этой сфере госрегулирования.
Одним из важных положений нового закона является дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Это связано с внедрением иных методов регулирования, в том числе аккредитации, аттестации специалистов, контроля и надзора над соблюдением требований технических рег­ламентов, включая обязательную сертификацию и декларирование соответствия продукции.
Закон № 99-ФЗ по-новому определяет наименование многих видов деятельности, подлежащих лицензированию. Некоторые самостоятельные виды объединены по сферам экономической деятельности, в наименовании укрупненных по сферам деятельности видах указываются составляющие их работы и услуги. Исчерпывающие перечни таких работ и услуг будут устанавливаться в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых Правительством РФ.
Таким образом, при сокращении общего числа лицензируемых видов деятельности расширяется возможность выбора хозяйствующим субъек­том конкретных работ и услуг, которые он планирует осуществлять при получении лицензии.
Соответственно сокращаются его издержки, связанные с необходимос­тью получения нескольких лицензий.
Закон вводит нормы, направленные на совершенствование процедур лицензирования. В частности, устанавливается бессрочное действие лицензии, что позволит исключить процедуру продления срока ее действия и, соответственно, снизить финансовые затраты лицензиатов. Действие лицензии может быть прекращено по заявлению лицензиата. 
Лицензии, полученные до вступ­ления в силу закона, по истечении срока их действия по заявлению лицензиата станут бессрочными.
Вводится определение «место осуществления лицензируемого вида дея­тельности». При отсутствии четкого определения такого объекта раньше в лицензию должны были быть вписаны все объекты, на которых или в которых осуществлялись лицензи­руемые виды деятельности.
Теперь в лицензию могут быть вписаны только объекты, принадлежащие лицензиату на любом законном основании и имеющие почтовый адрес, к ним должны быть установлены лицензионные требования.
Еще одно новшество: в новом законе предусмотрено, что соискатель лицензии и лицензиат вправе направлять в лицензирующий орган заявления и документы для получения и переоформления лицензии. Кроме того, они могут получать уведомления и другие документы в электронной форме, подписанной электронной цифровой подписью, в порядке, установленном Правительством РФ. Предусмотрено также осуществление в электронной форме некоторых процедур лицензирования (например, формирование реестра лицензий).

Контроль за лицензиатами
Согласно новому закону, в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся:
1) документарные проверки;
2) плановые проверки;
3) внеплановые выездные проверки.
Внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением их проведения по основанию, указанному в п. 2 ч. 10 названной статьи.
 Предметом проверок являются содержащиеся в документах лицензиата:
- сведения о его деятельности;
- информация о состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов; 
- данные о соответствии работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемых работах, оказываемых услугах, принимае­мых лицензиатом мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных их нарушений.
В ч. 9 ст. 19 указаны основания для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок:
1) истечение 1 года со дня принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии;
2) истечение 3 лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
3) истечение установленного Правительством РФ срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.
В ч. 11 поясняется, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается соответствующим положением. К таковым могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окру­жающей среде, объектам культурного наследия, а также угрозы ЧС техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, возникновение ЧС техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно ст. 20 нового закона действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях: 
1) привлечение лицензиата к адми­нистративной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством; 
2) назначение лицензиату адми­нистративного наказания в виде приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством.

Ответственность за 
деятельность без лицензии 

Статья 14.1 Кодекса РФ об адми­нистративных правонарушениях преду­сматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без госре­гистрации или без специального разрешения (лицензии).
Текст ч. 2-4 этой статьи:
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. руб­лей с конфис­кацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от 4 до 5 тыс. рублей с конфиска­цией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от 40 до 50 тыс. рублей с конфис­кацией изготовленной продукции, орудий произ­водства и сырья или без таковой.
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 2 тыс. рублей; на должностных лиц – от 3 до 4 тыс. руб­лей; на юридических лиц – от 30 до 40 тыс. рублей.
4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмот­ренных специальным разреше­нием (лицензией), влечет наложение адми­нистративного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4 до 5 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб­лей; на юридических лиц – от 40 до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Статья 9.1 КоАП РФ предусмат­ривает ответственность за нарушение требований промышленной безо­пасности или условий лицензий на осуществление видов деятель­ности в области промышленной безо­пасности опасных производст­венных объектов:
1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производст­венных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 3 тыс. рублей; на должностных лиц – от 20 до 30 тыс. руб­лей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц – от 200 до 300 тыс. рублей или адми­нистративное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, унич­тожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объек­тах влечет наложение адми­нистративного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет; на юридических лиц – от 300 до 400 тыс. руб­лей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производст­венных объектов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей или административное приостановление деятельнос­ти на срок до 90 суток. 

Все статьи рубрики