Лицензия или техрегламент: регулирование деятельности по экспертизе промбезопасности
Номер журнала:
Рубрика:
В ноябре 2011 г. почти в полном объеме вступил в силу новый Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и утратил силу прежний одноименный Федеральный закон. Новый Федеральный закон, как и старый, признает экспертизу промышленной безопасности лицензируемым видом деятельности. По мнению многих экспертов, в новом документе положение о возможном прекращении лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, действительно, не содержит значимой правовой нормы.
Методы регулирования
Оба федеральных закона содержат критерии определения лицензируемых видов деятельности, согласно которым экспертиза является видом деятельности, осуществление которого может повлечь за собой нанесение ущерба и регулирование которого не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. По нормам старого Федерального закона никакого метода регулирования может не быть вообще, согласно новому Федеральному закону, экспертиза может регулироваться еще двумя методами. В соответствии с п. 7 ст. 18 старого закона, лицензирование экспертизы должно было прекратиться со дня вступления в силу технического регламента, устанавливающего обязательные требования к этому виду деятельности.
В общем случае виды деятельности могли одновременно регулироваться и методом лицензирования, и техническими регламентами. Об этом говорят п. 1 ст. 14 старого закона, согласно которому лицензирующие органы обязаны предоставить соискателям лицензии или лицензиатам возможность ознакомиться с перечнем технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к этим видам деятельности.
За время обсуждения вопросов, связанных с возможностью прекращения лицензирования, технический регламент принят не был, поэтому экспертиза продолжала лицензироваться. Согласно новому закону, лицензирование экспертизы прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования этого вида деятельности. Эта норма, конечно, вызывает ряд вопросов, но ей, как законодательному постулату, необходимо следовать.
Законодательные изменения вносятся в сферу лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности достаточно системно. Цель Закона № 99-ФЗ, одна и, по сути, является ключевой в понимании предпринимаемых инициатив – введение единых правил лицензирования на всей территории России, развитие других способов контроля деятельности компаний – через саморегулируемые организации, страхование ответственности или с помощью технических регламентов.
Центральные корректировки
Точечно определим круг центральных нововведений, внесенных новых документом. Закон № 99-ФЗ разграничивает полномочия органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ в области лицензирования. Полномочия по лицензированию органами исполнительной власти субъектов РФ могут осуществляться только в случае делегирования им в установленном законом порядке полномочий РФ в этой сфере госрегулирования.
Одним из важных положений нового закона является дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Это связано с внедрением иных методов регулирования, в том числе аккредитации, аттестации специалистов, контроля и надзора над соблюдением требований технических регламентов, включая обязательную сертификацию и декларирование соответствия продукции.
Закон № 99-ФЗ по-новому определяет наименование многих видов деятельности, подлежащих лицензированию. Некоторые самостоятельные виды объединены по сферам экономической деятельности, в наименовании укрупненных по сферам деятельности видах указываются составляющие их работы и услуги. Исчерпывающие перечни таких работ и услуг будут устанавливаться в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых Правительством РФ.
Таким образом, при сокращении общего числа лицензируемых видов деятельности расширяется возможность выбора хозяйствующим субъектом конкретных работ и услуг, которые он планирует осуществлять при получении лицензии.
Соответственно сокращаются его издержки, связанные с необходимостью получения нескольких лицензий.
Закон вводит нормы, направленные на совершенствование процедур лицензирования. В частности, устанавливается бессрочное действие лицензии, что позволит исключить процедуру продления срока ее действия и, соответственно, снизить финансовые затраты лицензиатов. Действие лицензии может быть прекращено по заявлению лицензиата.
Лицензии, полученные до вступления в силу закона, по истечении срока их действия по заявлению лицензиата станут бессрочными.
Вводится определение «место осуществления лицензируемого вида деятельности». При отсутствии четкого определения такого объекта раньше в лицензию должны были быть вписаны все объекты, на которых или в которых осуществлялись лицензируемые виды деятельности.
Теперь в лицензию могут быть вписаны только объекты, принадлежащие лицензиату на любом законном основании и имеющие почтовый адрес, к ним должны быть установлены лицензионные требования.
Еще одно новшество: в новом законе предусмотрено, что соискатель лицензии и лицензиат вправе направлять в лицензирующий орган заявления и документы для получения и переоформления лицензии. Кроме того, они могут получать уведомления и другие документы в электронной форме, подписанной электронной цифровой подписью, в порядке, установленном Правительством РФ. Предусмотрено также осуществление в электронной форме некоторых процедур лицензирования (например, формирование реестра лицензий).
Контроль за лицензиатами
Согласно новому закону, в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся:
1) документарные проверки;
2) плановые проверки;
3) внеплановые выездные проверки.
Внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением их проведения по основанию, указанному в п. 2 ч. 10 названной статьи.
Предметом проверок являются содержащиеся в документах лицензиата:
- сведения о его деятельности;
- информация о состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов;
- данные о соответствии работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемых работах, оказываемых услугах, принимаемых лицензиатом мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных их нарушений.
В ч. 9 ст. 19 указаны основания для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок:
1) истечение 1 года со дня принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии;
2) истечение 3 лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
3) истечение установленного Правительством РФ срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.
В ч. 11 поясняется, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается соответствующим положением. К таковым могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угрозы ЧС техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, возникновение ЧС техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно ст. 20 нового закона действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:
1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством;
2) назначение лицензиату административного наказания в виде приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством.
Ответственность за
деятельность без лицензии
Статья 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации или без специального разрешения (лицензии).
Текст ч. 2-4 этой статьи:
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от 4 до 5 тыс. рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от 40 до 50 тыс. рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 2 тыс. рублей; на должностных лиц – от 3 до 4 тыс. рублей; на юридических лиц – от 30 до 40 тыс. рублей.
4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4 до 5 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на должностных лиц – от 4 до 5 тыс. рублей; на юридических лиц – от 40 до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Статья 9.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов:
1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 3 тыс. рублей; на должностных лиц – от 20 до 30 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц – от 200 до 300 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет; на юридических лиц – от 300 до 400 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.