Саморегулирование в энергетике
Габидуллин Ахат Габдулхаевич
директор некоммерческого партнерства «Содействие в области ТЭР»
Номер журнала:
Рубрика:
Саморегулируемая организация (далее – СРО) разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО.
Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами СРО в области энергетического обследования.
Партнерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях», Федеральными законами № 315-ФЗ от 01.12.2007 г. «О саморегулируемых организациях», № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», иными нормативно-правовыми актами РФ.
Контроль деятельности СРО
На основании Постановления Правительства РФ от 20.03.2010 г. № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», контроль за деятельностью СРО в области энергетического обследования возложен на Министерство энергетики РФ.
Законодательно прописаны следующие требования: по итогам энергетического обследования должна быть сделана оценка потенциала энергоэффективности, должны быть разработаны мероприятия по повышению энергоэффективности и энергетический паспорт объекта энергоаудита.
Преимущества СРО
Во-первых, СРО открывает возможности для конструктивного сотрудничества и взаимодействия между членами организации, государственными органами и органами местного самоуправления.
Во-вторых, участие в СРО обеспечивает сотрудникам компаний-участниц профессиональный рост, повышение уровня квалификации. Организации – члены некоммерческих партнерств участвуют в тематических выставках, семинарах, конференциях, тем самым расширяя свой кругозор и налаживая деловые связи.
В-третьих, саморегулирование призвано повысить безопасность и качество работ по энергетическому обследованию, внедрению мероприятий, направленных на энерго-, ресурсосбережение. Таким образом, круг ответственности энергоаудиторских организаций четко определен. Для выполнения обязательств перед третьими лицами формируется компенсационный фонд, также проводится личностное или общее страхование гражданской ответственности.
Кроме того, СРО избавляет отрасль от фирм-однодневок, которые ранее представляли внушительную долю рынка.
Стоит также отметить, что заказчики охотнее отдают работу членам надежных СРО, поскольку они гарантируют: энергетическое обследование будет проведено качественно, в соответствии с действующим законодательством, нормативными документами и будет соответствовать всем пунктам, которые указаны в контракте. В случае нанесения ущерба, заказчик (или иные пострадавшие лица) получает выплату из компенсационного фонда или из средств страховой компании.
Контроль за деятельностью членов СРО
Контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности проводится саморегулируемой организацией путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Предметом плановой проверки является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил данной саморегулируемой организации, условий членства в ней. Продолжительность плановой проверки устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.
Основанием для проведения внеплановой проверки может являться направленная в СРО жалоба на нарушение ее членом требований стандартов и правил СРО.
Член СРО обязан предоставить для проведения проверки необходимую информацию по запросу СРО в порядке, определяемом СРО.
В случае выявления нарушения членом СРО требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в ней материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия.
Некоммерческое партнерство «Содействие в области энергосбережения и энергоэффективности топливно-энергетических ресурсов» проводит подобные проверки, в ходе которых иногда вскрываются нарушения требований саморегулирования. По результатам проверок членам Партнерства выдается соответствующий акт, в котором отображены материалы проверки, выявленные нарушения и предлагается в установленные сроки устранить замечания. Информация о результатах проверки направляется в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия.
Перспективы развития
Энергетическое обследование всегда было начальным, базовым звеном при разработке проектов по энергоэффективности. Однако в современных условиях требования к энергетическому обследованию и к тем, кто его проводит, существенно изменились. Новшества связаны с изменением действующего законодательства, а также определены документами федерального Министерства энергетики. В первую очередь это коснулось правового статуса энергоаудиторских организаций, которые должны являться членами СРО в области энергетического обследования. Именно на СРО возложены функции контроля за соблюдением требований, предъявляемых к энергоаудиторским организациям со стороны государства.
В частности, законодательно прописаны следующие требования: по итогам энергетического обследования должна быть сделана оценка потенциала энергоэффективности, должны быть разработаны мероприятия по повышению энергоэффективности и энергетический паспорт объекта энергоаудита.
Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами СРО в области энергетического обследования.
Результаты энергетического обследования дают возможность дальше оценивать работу данного предприятия по эффективности конкретных энергосберегающих мероприятий. Надо иметь в виду, что, в соответствии с законом, с 2010 г. предусмотрено в течение ближайших пяти лет обязательное снижение уровня энергопотребления каждой бюджетной организацией на 15 %. Таким образом, проводя энергетическое обследование, мы фактически фиксируем начальную позицию, от которой имеем возможность оценивать работу предприятия по повышению энергоэффективности.
Законом определен достаточно большой перечень тех предприятий, которые обязаны проводить энергетическое обследование: здесь и муниципальные предприятия, и предприятия с частью государственной собственности, и организации с регулируемыми видами деятельности.
Бесспорно, частные организации заинтересованы в повышении конкурентной способности своей продукции. Закон не обязывает их проводить энергетическое обследование, но конкуренция на рынке, рост тарифов, а значит, и рост энергетической составляющей в себестоимости продукции заставляет эти предприятия искать действия, которые позволят компенсировать или хотя бы уменьшить влияние роста тарифов на энергоносители. Если мы посмотрим на динамику роста тарифов, то увидим их ежегодное повышение на 10-15 %. И прогнозы показывают, что эта тенденция в ближайшие годы сохранится. Вот почему любые предприятия, если они заинтересованы в развитии и устойчивой позиции на рынке, обязаны заниматься энергосбережением. Сейчас большинство крупных предприятий при формировании инвестиционных программ выстраивают их приоритеты с учетом реализации долгосрочных программ по энергосбережению. Понятно, что денег потребуется много, при этом надо понимать, что в энергосбережение сегодня выгодно вкладывать, здесь есть серьезные ресурсы, и значительно снижаются риски при финансировании проектов.
Минэнерго России разработало комплексный план мер по реализации политики энергосбережения и повышению энергоэффективности российской экономики. План включает пять основных направлений:
- разработка современной нормативно-правовой базы;
- формирование организационных структур;
- государственная поддержка и создание благоприятного инвестиционного климата;
- взаимодействие с бизнес-сообществом и финансовыми институтами на основе частно-государственного партнерства;
- информационная и образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
По каждому из указанных направлений разработаны конкретные меры, начат процесс их реализации.
Разработка современной нормативно-правовой базы является основным условием развития энергосбережения и энергоэффективности в стране.
Перспективы развития
Энергетическое обследование всегда было начальным, базовым звеном при разработке проектов по энергоэффективности. Однако в современных условиях требования к энергетическому обследованию и к тем, кто его проводит, существенно изменились. Новшества связаны с изменением действующего законодательства, а также определены документами федерального Министерства энергетики. В первую очередь это коснулось правового статуса энергоаудиторских организаций, которые должны являться членами СРО в области энергетического обследования. Именно на СРО возложены функции контроля за соблюдением требований, предъявляемых к энергоаудиторским организациям со стороны государства.
В частности, законодательно прописаны следующие требования: по итогам энергетического обследования должна быть сделана оценка потенциала энергоэффективности, должны быть разработаны мероприятия по повышению энергоэффективности и энергетический паспорт объекта энергоаудита.
Результаты энергетического обследования дают возможность дальше оценивать работу данного предприятия по эффективности конкретных энергосберегающих мероприятий. Надо иметь в виду, что, в соответствии с законом, с 2010 г. предусмотрено в течение ближайших пяти лет обязательное снижение уровня энергопотребления каждой бюджетной организацией на 15 %. Таким образом, проводя энергетическое обследование, мы фактически фиксируем начальную позицию, от которой имеем возможность оценивать работу предприятия по повышению энергоэффективности.
Законом определен достаточно большой перечень тех предприятий, которые обязаны проводить энергетическое обследование: здесь и муниципальные предприятия, и предприятия с частью государственной собственности, и организации с регулируемыми видами деятельности.
Бесспорно, частные организации заинтересованы в повышении конкурентной способности своей продукции. Закон не обязывает их проводить энергетическое обследование, но конкуренция на рынке, рост тарифов, а значит,