Первые проблемы энергоаудита
Номер журнала:
Рубрика:
Напомним, закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ предусматривает, что проводить энергоаудит могут только члены саморегулируемых организаций в области энергоаудита. На СРО возложены функции по разработке стандартов и правил, регламентирующих порядок проведения энергетических обследований, оформления энергопаспорта, расчета потенциала энергосбережения и других документов, определяющих требования по контролю качества. Проблема в том, что для этого нужны квалифицированные кадры, а поскольку энергоэффективностью в России пока толком никто не занимался, таких кадров очень мало.
Хотя в законе и говорится, что энергетическое обследование проводится в общем случае в добровольном порядке, проведение его является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулирование деятельности, организаций, осуществляющих в производстве транспортировку воды и природного газа, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, нефтепродуктов, переработку природного газа, транспортировку нефти, нефтепродуктов, организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн рублей на календарный год. То есть в сферу проведения обязательных энергетических обследований попадают все значительные объекты экономики.
Работа организаций в области энергоаудита требует принятия подзаконных актов. В частности, определяющих, как будут обследоваться органы госвласти, режимные объекты, объекты атомной энергетики, объекты обороны. Что это будут за организации, как они будут объединяться в СРО? Все это требует уточнения в нормативной базе.
Основная цель энергоаудита – это получение объективных данных об объеме используемых ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережений, повышение энергетической эффективности, разработка перечня типовых доступных мероприятий по энергосбережению, повышение энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки. По результатам энергетического обследования обязательно составляется энергетический паспорт, который является официальным документом, содержащим информацию об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, объеме используемых энергетических ресурсов и его изменениях, показателях энергетической эффективности.
Проблема в том, что при оценке энергоэффективности обследуемого оборудования практически не учитывается его техническое состояние. В крайнем случае, энергоаудитор рассматривает работу по оценке технического состояния оборудования как дополнительную задачу, решаемую при энергетических обследованиях. В то же время одной из целей энергоаудита провозглашена оценка долей энергетических потерь, которые связаны с ухудшением технического состояния оборудования и систем, и эта задача может быть решена только в рамках работ по технической диагностике такого оборудования, проводимой конкретными специализированными экспертными организациями с использованием современной аппаратуры в неразрушающем контроле нормативно-технических документов и конструкторских документациях заводов-изготовителей.
Между тем, по данным Ростехнадзора, более 80 % энергоблоков, опасных производственных объектов тепло- и электроэнергетики отработали расчетный срок службы. К 2015 г. 90 электроблоков отработают уже парковый ресурс. В промышленной энергетике России 34000 агрегатов под надзором Ростехнадзора, 40 % из которых отработали нормативный срок службы.
Работа организаций в области энергоаудита требует принятия определенных подзаконных актов. В частности, как будут организации обследовать органы государственной власти, режимные объекты, объекты атомной энергетики, объекты обороны. Что это будут за организации, как они будут объединяться в СРО? Все это требует уточнения в нормативной базе.
И на решение всех этих проблем осталось немного времени. Напомним, что первое обязательное энергетическое обследование организации должно быть проведено до 31 декабря 2012 г., последующие – не меньше чем 1 раз в каждые 5 лет. То есть время для решения проблем, которые неизбежно возникнут в ходе этого процесса, ограничено законом.
Надзор
Приволжское управление Ростехнадзора осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований оснащенности приборами учета, используемых энергетических ресурсов. А при проведении проверок бюджетных организаций дополнительно осуществляется контроль и надзор за соблюдением требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок.
Проведенные контрольно-надзорные мероприятия в области энергетического надзора показывают, что необходимо усиление контроля за работой предприятий, сокращающих численность работников, в том числе энергетических служб с тем, чтобы не допустить снижения уровня безопасности работы энергетического оборудования. С целью повышения надежности энергоснабжения потребителей инспекторскому составу при проведении проверок необходимо усилить контроль за наличием на объектах систем резервирования энергообеспечения.