Об энергобезопасности социальных объектов Удмуртской Республики
ЛОГИНОВ Вячеслав Васильевич
начальник Удмуртского территориального отдела по надзору в энергетике и котлонадзору
Номер журнала:
Рубрика:
В целом, работа была направлена на соблюдение государственных интересов, предупреждение и профилактику причин и условий возникновения технологических нарушений и травматизма, связанных с эксплуатацией электрических и тепловых энергоустановок, обеспечение безопасной и надежной эксплуатации объектов энергетики.
Основной целью работы государственных инспекторов отдела при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении поднадзорных организаций является обеспечение промышленной и энергетической безопасности, выявление и пресечение нарушений требований законодательства и другой нормативно-технической документации, определяющей условия безопасной эксплуатации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, объектов электро- и теплоэнергетики.
Особое внимание при составлении планов работы уделяется социально-значимым объектам и объектам жизнеобеспечения населения, в том числе объектам здравоохранения.
В 2010-2011 гг. инспекторским составом Удмуртского территориального отдела по надзору в энергетике и котлонадзору проведено 29 мероприятий по контролю в отношении учреждений здравоохранения. В результате проведенных проверок выявлено и предписано к устранению 257 нарушений требований законодательства в сфере промышленной и энергетической безопасности, привлечено к административной ответственности 13 должностных и 2 юридических лица.
При проведении проверок повышенное внимание уделяется соответствию фактической категории надежности электроснабжения требованиям действующих нормативных документов. Согласно Правилам устройства электроустановок, учреждения здравоохранения относятся к первой и второй категории. Выделяется еще особая группа электроприемников – это родильные, хирургические, операционные отделения, которые в нормальных режимах работы должны обеспечиваться электроэнергией от двух взаимно резервирующих источников питания. Перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Для данных электроприемников также должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого источника питания, например, резервной дизельной электростанции.
В результате проведенных проверок выявлено и предписано к устранению 257 нарушений требований законодательства в сфере промышленной и энергетической безопасности, привлечено к административной ответственности 13 должностных и 2 юридических лица.
Вопросы приведения фактической категории электроснабжения учреждений здравоохранения в соответствии требуемой постоянно контролируются должностными лицами управления, рассматриваются на совещаниях, проводимых с органами исполнительной власти Удмуртской Республики, органами местного самоуправления.
Второй немаловажный вопрос – регистрация опасных производственных объектов, к которым в нашем случае относится оборудование, работающее под давлением, и грузоподъемные механизмы, в Государственном реестре. Руководители учреждений здравоохранения, имеющих в собственности опасные производственные объекты, должны в обязательном порядке соблюдать требования Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других законодательных и нормативно-технических актов Российской Федерации, в том числе иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного оборудования или заключить договор аренды со специализированной организацией.
Анализируя итоги проведенной работы, следует отметить наиболее часто повторяющиеся нарушения, основными из которых являются:
- отсутствие подготовленного и аттестованного в установленном порядке в области промышленной и энергетической безопасности персонала;
- руководством учреждений не уделяется должного внимания обеспечению персонала защитными средствами;
- не обеспечено проведение профилактических испытаний электроустановок в соответствии с требованиями нормативно-технической документации;
- не проводятся планово-предупредительные ремонты оборудования;
- лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию оборудования, не обеспечивается безопасное производство работ в электроустановках обслуживающим персоналом;
- не проводится реконструкция, модернизация, техническое диагностирование морально и физически устаревшего оборудования.
Предписания органов государственного энергетического надзора должны исполняться неукоснительно и в установленные сроки. Необходимо отметить, что меры административного характера, применяемые должностными лицами управления к персоналу, допустившему нарушения требований норм и правил, имеют своей целью не оштрафовать, а понудить собственников соблюдать требования законодательства, действующих правил и норм. Только совместная и скоординированная работа позволит обеспечить безопасную и надежную работу эксплуатируемого оборудования, без технологических нарушений и аварий, предотвратить возникновение угрозы жизни и здоровью людей.
Также по результатам проверок с руководителями учреждений здравоохранения проводятся разъяснительные работы и выдаются рекомендации по поддержанию электрических и тепловых энергоустановок в исправном состоянии.
В настоящее время все большую актуальность приобрела тема энергосбережения, а повышение энергетической эффективности является одним из приоритетных направлений развития страны. Вопросы стимулирования и повышения энергетической эффективности определены Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это базовый документ, определяющий государственную политику в области энергосбережения. Согласно требованиям данного закона организации с участием государства или муниципального образования, к которым относится большинство учреждения здравоохранения, обязаны были принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 15 мая 2010 г. и в срок до 31 декабря 2012 г. обязаны провести энергетическое обследование.
К сожалению, как показывает практика, ответственными лицами не уделяется надлежащее внимание данным вопросам. Хотя несоблюдение требований по принятию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности уже влечет за собой административную ответственность.
В заключение хочется пожелать, чтобы руководителями и ответственными лицами уделялось должное внимание соблюдению в своих учреждениях требований энергетической и промышленной безопасности. Выявляются и достаточно часто случаи формального подхода к исполнению выданных предписаний, а также и к устранению выявленных нарушений.