Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Алексей Алешин: «В России упало качество экспертизы промышленной безопасности»

 
АЛЕШИН Алексей Владиславович, руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

АЛЕШИН Алексей Владиславович
руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Номер журнала: 

Рубрика: 

Руководитель Ростехнадзора Алексей Алешин рассказал в интервью «Интерфаксу», как все эти нововведения отразились на работе ведомства, а также какие меры принимает служба для обеспечения безопасной работы производств с учетом поставленной Президентом в послании Федеральному собранию задачи — максимально снять ограничения с бизнеса и «избавить его от навязчивого надзора и контроля».

- Алексей Владиславович, в 2014 году в полном объеме вступил в силу закон о промышленной безопасности. Расскажите, как это повлияет на работу российских промпредприятий и облегчит ли работу сотрудникам Ростехнадзора?

- С 1 января 2014 года контрольная и разрешительная деятельность Ростехнадзора дифференцирована с учетом степени риска и масштаба возможных последствий аварий на опасных производственных объектах (ОПО). Общее количество проверок, проводимых в рамках федерального государственного надзора в области промбезопасности, сократилось почти на 30 %. Ресурсы, которые освободились, направлены на повышение эффективности режима постоянного государственного надзора. Проведена перерегистрация ОПО с присвоением классов опасности, при которой широко использованы современные формы электронного взаимодействия с эксплуатирующими организациями. Количество зарегистрированных ОПО в соответствии с изменившимися критериями сократилось на 47 %.  
Часто складывается впечатление, что Ростехнадзор мешает бизнесу своими бесконечными проверками. Это не так. Хочу отметить, что у Ростехнадзора нет одинакового подхода ко всем предприятиям, а проверки проводятся с учетом степени опасности объектов. Напомню, что ОПО в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на I, II, III и IV классы опасности.

Часто складывается впечатление, что Ростехнадзор мешает бизнесу своими бесконечными проверками. Это не так. Хочу отметить, что у Рос­технадзора нет одинакового подхода ко всем предприятиям, а проверки проводятся с учетом степени опасности объектов. Напомню, что ОПО в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на I, II, III и IV классы опасности.

В отношении ОПО I или II класса, а это объекты чрезвычайно высокой и высокой опасности, установлен режим постоянного государственного надзора. Но на ОПО III класса — это объекты средней опасности — наши инспекторы приходят с проверкой не чаще чем один раз в течение трех лет. В отношении ОПО IV класса опасности плановые проверки Ростехнадзором вовсе не проводятся. Кроме того, создан правовой режим, при котором проектировщик строящегося или реконструируемого опасного производственного объекта может заложить индивидуальные для конкретного объекта требования по его безопасной эксплуатации, обосновав их с помощью анализа риска аварии. 
Для бизнеса реализация этих новаций стала серьезным снижением «административного» пресса. Существенно сократились и коррупционные риски во взаимодействии со службой. 
Если говорить о динамике аварийности и смертельного травматизма в области промбезопасности, то она характеризуется в целом стабильными показателями. Так, количество аварий на поднадзорных ОПО за девять месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года сократилось на 13 %, количество несчастных случаев со смертельным исходом — почти на 20 %. 
Мы внимательно следим за ситуацией и по результатам мониторинга готовим ряд предложений по настройке системы государственного регулирования. Так, например, перерегистрация ОПО выявила неоднозначность используемых в законе о промышленной безопасности критериев идентификации газовых сетей в качестве ОПО. В этой связи Ростехнадзором прорабатывается ряд «точечных» корректив законодательного плана.
 

- В связи с этим какие подзаконные акты надо дополнительно принять, чтобы закон о промышленности заработал на 100 %? Когда это произойдет?

- Закон работает в полной мере. Для его реализации утверждено девять постановлений правительства РФ, 24 федеральные нормы и правила в области промышбезопасности. В плановом режиме ведется корректировка ряда технических и организационных требований промбезопасности с учетом развития технологий, с одной стороны, и уроков происходящих аварий — с другой.
Необходимо отметить, что Рос­технадзором совместно с бизнес-сообществом и научными организациями ведется разработка методологической базы анализа риска. По состоянию на сегодняшний день утверждены две методики в формате руководства по безопасности — методика оценки риска аварий на ОПО нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности и методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на ОПО магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, готовятся к утверждению еще девять методик. 

В настоящее время на крупных предприятиях существуют системы удаленного контроля. Ростехнадзор намерен получать только ту информацию, которая касается его функций. Кроме того, такая система позволит снизить и коррупционную составляющую: инспектор не будет приходить на эти предприятия. Получается, что непрерывный дистанционный надзор выгоден всем. 

 

- Ростехнадзор с 2014 года перестал утверждать заключения промбезопасности. Не приведет ли это к снижению уровня экспертиз и техногенным авариям? Какие меры предпринимает Ростехнадзор, чтобы бороться с безответственными посредниками, которые активно начали занимать нишу для утверждения заключения промбезопасности?

- Действительно, Ростехнадзор с 1 января 2014 года не утверждает заключения экспертизы промбезопасности, а регистрирует в уведомительном порядке. При этом вопросы подтверждения надлежащей компетентности экспертов и экспертных организаций до настоящего времени не решены. Мы сталкивается с тем, что качество проведения экспертизы промбезопасности значительно ухудшилось. 
Система экспертизы промбезопасности была создана в конце 80-х годов прошлого века, когда в стране сложилась тяжелая экономическая ситуация, вынуждавшая промышленные предприятия использовать устаревшее и изношенное оборудование, пренебрегать вопросами безопасности. Проведение экспертизы позволило избежать возникновения большинства аварийных ситуаций, способных привести к риску для здоровья и жизни людей, а также серьезным материальным потерям.
Государственное регулирование экспертизы уже более 20 лет осуществляется путем лицензирования Ростехнадзором деятельности экспертных организаций. За эти годы трижды в сторону снижения менялись лицензионные требования к соискателю лицензии. Если первоначально соискатель был обязан представить документы, подтверждающие наличие у него соответствующей материально-технической базы, специалистов, лаборатории неразрушающего контроля, нормативно-методической базы, то в настоящее время — достаточно подтвердить лишь наличие одного аттестованного эксперта. Причем это касается даже тех экспертных организаций, которые занимаются исключительно диагностированием технических устройств, применяемых на ОПО. Столь низких требований для допуска на рынок нет ни в одной иной области оценки соответствия.
Низкие требования способствовали появлению на рынке экспертизы большого количества непрофессиональных, некомпетентных, а попросту мошеннических компаний, которые не имеют ни диагностического оборудования, ни соответствующих специалистов, но берутся проводить экспертизу самой высокой степени сложности. По самым скромным оценкам таких организаций на рынке экспертизы не менее 30 %. Честно работать на рынке экспертизы стало невыгодно. Зачем покупать дорогостоящее диагностическое оборудование, платить достойную зарплату экспертам, тратиться на командировочные расходы, если действующая система регулирования позволяет взять аналогичное заключение и продать его заказчику?
Отмечу, что низкое качество экспертизы в условиях роста роли этого института в обеспечении промбезопасности формирует крайне негативный тренд. Формальное оформление бумаг без реальной диагностики и анализа чревато резким «всплеском» аварийности. Ключом к решению этих проблем Ростехнадзор видит создание качественно новой системы аттестации экспертов и повышение лицензионных требований к экспертным организациям.
К первостепенным задачам по реформированию системы экспертизы, требующим немедленного решения, следует отнести разработку новой и актуализацию существующей нормативно-методической базы экспертизы с учетом отраслевой специфики объектов экспертизы; создание механизмов очистки рынка экспертизы от недобросовестных участников, установление порядка аттестации экспертов.

Методологическая база анализа риска аварий на ОПО

В настоящее время Рос­технадзор разрабатывает следующие руководства по безопасности: Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО; Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ; Методика оценки риска аварий на линейных объектах, транспортирующих взрывопожароопасные газы; Методика оценки риска аварий на линейных объектах, транспортирующих взрывопожароопасные жидкости; Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей; Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах; 
Методы обоснования взрывоустойчивости зданий и сооружений при 
взрывах топливно-воздушных смесей на ОПО.

- Ростехнадзор в прошлом году выступил с инициативой проекта дистанционного надзора на опасных нефтегазовых объектах. Сейчас речь идет о введении такого надзора только в нефтегазовом секторе? Расскажите об этом подробнее.

- Вы затронули весьма актуальную и перспективную тему. Напомню, что, выступая перед Федеральным собранием, Президент РФ Владимир Путин отметил, что проверки бизнеса надзорными органами должны быть публичными. Он особо подчеркнул, что в нынешних условиях необходимо максимально снять ограничения для бизнеса, избавить от навязчивого надзора и контроля. Система удаленного контроля, которую мы хотим внедрить, это именно то, о чем говорил Президент. Можно сказать, что мы одни из первых ведомств уже заранее приступили к реализации послания.

 

Принимая во внимание реальную потребность в создании непрерывного действенного процесса организации надзора за ОПО, нами начата соответствующая работа по внедрению в практику применения в своей работе систем дистанционного надзора. Руководствуясь этими соображениями, а также исходя из реальной необходимости повышения параметров промбезопасности ОПО Ростехнадзор в 2014 году приступил к формированию концепции системы непрерывного дистанционного надзора за опасными объектами нефтегазового комплекса с применением современных средств информационно-коммуникационных технологий. В результате чего административное давление на бизнес снизится, что полностью соответствует тому, что говорил Президент РФ в послании Федеральному собранию. Предполагается, что информационная система мониторинга промбезопасности будет состоять из нескольких блоков: документарный, контрольно-технологический, контрольно-визуальный.
Документарный блок должен включить в себя проверку документов и документации, большая часть которой может производиться дистанционно. В его рамках может быть организована работа с документами, которые формируются с участием частных контрагентов поднадзорных организаций: экспертами в области промбезопасности, страховыми компаниями, поставщиками технологического оборудования.  Контрольно-технологический блок заключается в онлайн-мониторинге ключевых технологических параметров, который в режиме реального времени позволит фиксировать отклонения от штатного режима эксплуатации и обнаруживать инциденты, потенциально ведущие к развитию аварийных ситуаций, на самой ранней стадии в момент их появления. Хочу особо отметить, что это не требует дополнительных финансовых затрат. В настоящее время на крупных предприятиях уже существуют системы удаленного контроля, мы просто хотим подключиться к той части, которая относится к нашей компетенции. Еще раз повторю: мы хотим получать только ту информацию, которая касается наших функций. Такая система позволит снизить и коррупционную составляющую: инспектор не будет приходить на эти предприятия. Получается, что непрерывный дистанционный надзор выгоден всем. Одновременно готовим изменения в законодательные и правовые акты, регулирующие промбезопасность и  процедуры надзорной деятельности. Мы надеемся, что в последующем эта система будет развиваться и в отношении других ОПО. Внедрение современных механизмов позволит перейти на качественно новый уровень взаимодействия с эксплуатирующими организациями, повысить прозрачность в системе надзорный орган — эксплуатирующая организация, а также сделать надзорную деятельность Ростехнадзора более аналитической, направленной и эффективной.

- Раз мы затронули нефтегазовый комплекс, давайте поговорим о том, что 2014 год стал не совсем благоприятным для этой отрасли. Произошло много аварий на нефтехимических заводах, и Ростехнадзор обещал проанализировать причины и навести порядок. Расскажите, каковы причины участившихся аварий на неф­техимических заводах?
- Действительно, в 2014 году на объектах нефтехимии и нефтепереработки зафиксирован рост аварий. По состоянию на 1 декабря 2014 года, зарегистрировано 17 аварий, это на три аварии больше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Эти аварии характеризовались тяжелыми материальными ущербами и гибелью людей. На длительный срок были полностью остановлены производства на ООО «Ставролен», ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания», ОАО «ТАИФ-НК» и ОАО «Ачинский НПЗ». Комиссиями Ростехнадзора проведены расследования и установлены технические причины аварий. По-прежнему основные из них — отказы и разгерметизация оборудования из-за коррозии. Следует отметить, что коррозионный износ оборудования и трубопроводов стал системной проблемой в отрасли. Такие проблемы в настоящее время существуют на ООО «ПО «КИНЕФ», ЗАО «Рязанская НПК» и др.
В целях принятия профилактических мер, направленных на снижение аварийности и травматизма на объектах неф­тегазового комплекса, аналитическая информация доведена Ростехнадзором до руководителей нефтяных компаний. Информация о текущем состоянии аварийности и результатах технических расследований ежеквартально обновляется на официальном сайте Ростехнадзора в подразделе «Уроки, извлеченные из аварий» раздела «Надзор за объектами нефтегазового комплекса». По поручению руководства Ростехнадзора проведены 33 внеплановые выездные проверки нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств и объектов, по результатам которых выявлено и предупреждено 1938 нарушений обязательных требований промбезопасности. Привлечены к административной ответственности 132 юридических и должностных лица. Общая сумма штрафов составила 10 млн рублей. 

Необходимо отметить, что Ростехнадзором совместно с бизнес-сообществом и научными организациями ведется разработка методологической базы анализа риска. По состоянию на сегодняшний день утверждены две методики в формате руководства по безопасности.

Интервью для размещения в журнале "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда" взято с сайта http://www.interfax.ru/

Все статьи рубрики