Экологическая чистка: транспортная отрасль перейдет на природоохранное топливо
Губернатором
Нижегородской области В.П. Шанцевым проведено совещание на базе одной из АГНКС г. Н.Новгорода, где обсуждались вопросы расширения масштабов использования природного газа в качестве моторного топлива. По итогам работы даны соответствующие поручения заинтересованным органам исполнительный власти Нижегородской области.
Номер журнала:
Рубрика:
С точки зрения наносимого экологического ущерба автотранспорт лидирует во всех видах негативного воздействия. Загрязнение воздуха от автомобилей в крупных городах составляет более 90 % от всех источников загрязнения. Один автомобиль на традиционных видах топлива ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т кислорода, выбрасывая при этом с отработанными газами примерно 800 кг угарного газа, 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеродов, а также огромное количество канцерогенных веществ. Во многих странах мира в вопросе экологизации автотранспорта основной упор делается на перевод автотранспорта на работу на газомоторном топливе.
Газ как моторное топливо представлен двумя основными разновидностями:
- компримированный природный газ (KПГ) — метан, реализуется на автогазонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС);
- сжиженный углеводородный газ (СУГ) — смесь пропана и бутана, продукт переработки попутного нефтяного газа, реализуется через сеть автогазозаправочных станций (АГЗС).
КПГ как топливо имеет целый ряд преимуществ, в том числе и перед пропан-бутаном: он дешевле традиционного топлива, и даже дешевле пропан-бутана. При одинаковом расходе на 100 км пути стоимость КПГ в два-три раза ниже стоимости бензина или дизельного топлива. КПГ легче воздуха, и в случае аварийного разлива быстро испаряется в отличие от более тяжелого пропан-бутана, накапливающегося в естественных и искусственных углублениях и создающего опасность взрыва. Низкая температура кипения гарантирует полное испарение природного газа при самых низких температурах окружающего воздуха. Объем выброса окиси углерода в атмосферу у КПГ в 3,2 раза ниже, чем у бензина, и в 2,2 раза ниже, чем у дизельного топлива. Компримированный природный газ сгорает практически полностью и не оставляет копоти, ухудшающей экологию и снижающей КПД. Он нетоксичен в малых концентрациях, не вызывает коррозии металлов. Эксплуатационные затраты на обслуживание оборудования на КПГ ниже, чем на традиционных видах топлива.
Среднее октановое число природного газа — 105 — недостижимо для любых марок бензина. Поэтому при работе двигателя не возникает детонации в цилиндрах, что существенно снижает нагрузку на элементы и узлы цилиндро-поршневой группы. При работе двигателя не смывается масляная пленка со стенок цилиндров, не происходит отложения углерода на головке блока цилиндров, не закоксовываются поршневые кольца, из-за которых изнашиваются элементы двигателя.
В природном газе отсутствует свинец, что увеличивает ресурс свечей зажигания в два-три раза. В связи с этим ресурс двигателя увеличивается на 35-40 %, межремонтный пробег двигателя — в полтора раза. Исключается возможность недобросовестного использования газового топлива.
Главный минус, который можно отнести к КПГ, — неразвитость сети заправок. В настоящее время на территории Нижегородской области имеется 70 АГЗС и 22 многотопливных автозаправочных станции, на которых производится заправка автомобилей пропан-бутаном. При этом имеется всего три АГНКС для заправки автомобилей КПГ (две в г. Нижнем Новгороде и одна в г. Дзержинске), которые были введены в эксплуатацию в 80-х годах прошлого столетия. В результате перевода автотранспорта целого ряда предприятий на компримированный природный газ в начале 90-х годов данные АГНКС были загружены на полную мощность. Однако в последующий период процесс экологизации автотранспорта и широкого использования природного газа в качестве моторного топлива приостановился. Загрузка вышеуказанных АГНКС в Нижегородской области снизилась до 12,5 %.
В наши дни развитие рынка природного газа в качестве моторного топлива рассматривается Правительством РФ как одна из важных государственных задач. Реализация комплекса мероприятий в данном направлении предусмотрена Перечнем поручений Президента РФ от 11 июня 2013 года № Пр-1298 по итогам совещания по вопросу расширения использования природного газа в качестве моторного топлива 14 мая 2013 года и Распоряжением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 767-р. 29 августа 2013 года губернатором Нижегородской области В.П. Шанцевым проведено совещание на базе одной из АГНКС в г. Нижнем Новгороде по вопросу расширения использования природного газа в качестве моторного топлива, на котором даны соответствующие поручения заинтересованным органам исполнительный власти Нижегородской области.
В настоящее время идет процесс заключения соглашения между Правительством Нижегородской области и ООО «Газпром газомоторное топливо» о взаимодействии по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива. Основная цель взаимодействия — активизация процесса развития рынка газомоторного топлива на территории Нижегородской области и синхронизация создания инфраструктуры для использования КПГ с процессом перевода автотранспорта на данный вид топлива.
ООО «Газпром газомоторное топливо» принята инвестиционная программа по созданию указанной инфраструктуры с общим объемом финансирования 13,8 млрд рублей. В рамках данной программы предусмотрено строительство в субъектах РФ сети АГНКС, в том числе одна — в г. Нижнем Новгороде. Выделение земельного участка для строительства АГНКС в г. Нижнем Новгороде согласовано с городской администрацией. Станция будет построена на территории, прилегающей к одному из автобусных парков (НПАП № 2) муниципального предприятия города «Нижегородпассажиравтотранс», что позволит в комплексе решить вопрос использования данного вида топлива. Потенциальный объем потребления компримированного природного газа (метана) автобусами НПАП № 2 при условии закупки 250 газомоторных автобусов составит более 10 000 тыс. м3 в год.
Кроме того, в ООО «Газпром газомоторное топливо» направлены предложения департамента транспорта Нижегородской области о дополнении перечня объектов газомоторной инфраструктуры, включенной в инвестиционную программу данной организации, строительством одной АГНКС в г. Арзамасе.
Также в настоящее время Правительством Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления осуществляется проработка вопросов выбора мест под размещение АГНКС и в других крупных городах Нижегородской области.