Обращения граждан могут стать механизмом воздействия на экологически безответственный бизнес
НАЗАРОВ Андрей Иванович
прокурор Республики Башкортостан
Номер журнала:
Рубрика:
Форма взаимодействия «гражданин-государство» имеет множество ресурсов для решения острозначимых вопросов, относящихся в том числе к сфере защиты прав на благоприятную окружающую среду, техногенную безопасность. Однако этот потенциал, расширенный сегодня за счет принципов Открытого Правительства, используется в ограниченном режиме. По большей части это связано с правовой неграмотностью граждан, которые при наличии возможности обращения в органы власти — для решения проблем — не используют имеющийся и весьма эффективный рычаг.
Говоря о порядке, касающемся рассмотрения обращений граждан, важно отметить следующее. Каждое обращение должно получить своевременное, объективное и окончательное разрешение в городской (районной), специализированной прокуратуре, к компетенции которой относится решение вопроса. Прокуроры на местах несут персональную ответственность за организацию работы с обращениями и приемом граждан, должностных лиц и представителей юридических лиц. Непосредственные исполнители несут ответственность при разрешении конкретных обращений.
Первичные жалобы и заявления граждан рассматриваются, как правило, прокурорами районов (городов) по территориальному принципу.
Действующим законодательством установлены основные требования к обращениям. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Жалобы, заявления и обращения могут быть поданы самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Решение, принятое территориальной (специализированной) прокуратурой, может быть обжаловано в прокуратуре Республики Башкортостан (г. Уфа, ул. Крупской, д. 19).
Весьма показателен пример восстановления права граждан на благоприятную окружающую среду — по обращению, направленному в Башкирскую природоохранную межрайонную прокуратуру. Орджоникидзевский районный суд г. Уфы удовлетворил требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к одной из генерирующих компаний об обязании разработать и осуществить мероприятия по снижению уровня шума от сбросного канала ТЭЦ, расположенного в районе водного объекта.
Основанием для обращения в суд послужили результаты прокурорской проверки по жалобе жителя г. Уфы, которой было установлено, что генерирующая компания сбрасывает сточные воды прямоточной системы охлаждения ТЭЦ через водосбросное сооружение в озеро, сопровождающиеся сильным шумом. Жилой дом, в котором проживает заявитель, находится на расстоянии 70 метров от места сброса.
Измерение уровня шума показало превышение допустимых значений. В связи с этим природоохранная прокуратура направила в суд заявление с требованием обязать предприятие разработать и провести мероприятия по снижению уровня шума от сбросного канала ТЭЦ. Суд согласился с требованиями прокурора и удовлетворил их в полном объеме.
В Республике Башкирия во многом благодаря обращениям граждан решаются такие значимые вопросы, как соблюдение крупнейшими предприятиями нефтехимического комплекса законодательства об охране атмосферного воздуха. На основе поступающих жалоб о химическом запахе в местах жительства проводятся проверки, к работе привлекаются аналитические лаборатории, фиксирующие нарушения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере.
Проводимая работа стимулирует предприятия нефтехимического комплекса к внедрению проектов, минимизирующих негативное воздействие производств на атмосферный воздух.
Важно, чтобы в перспективе граждане изменили свое отношение к взаимодействию с контрольно-надзорными структурами по важным природоохранным вопросам, более активно применяли механизм обращений соответствующие структуры и службы. Очевидно, что это повысит эффективность воздействия на экологически безответственный бизнес. Кроме того, обеспечит обращениям граждан характер традиционной модели решения проблем — пока же эта форма работы носит репутацию прецедента.