Человек − основа компании
НАГУМАНОВ Марат Мирсатович
директор ООО НПФ «Пакер»
Номер журнала:
Рубрика:
Можно не сомневаться: научно-производ-ственная фирма «Пакер» (НПФ «Пакер»), расположенная в городе Октябрьском Республики Башкортостан, прочно войдет в историю отечественного машиностроения. Поскольку производственная система, выстраиваемая Маратом Нагумановым и его единомышленниками, пытается создать новый рабочий класс — поколение специалистов с лидерскими качествами, способных самостоятельно формировать процесс непрерывных улучшений.
Убедиться в создании особой производственной системы можно непосредственно на самом предприятии. На проходной посетителям в плохую погоду вежливо предлагают взять зонтики — здесь для них установлена специальная стойка. Кажется, что это мелочь. Но именно из таких мелочей и складывается культура — неважно, идет ли речь о предприятии, семье, стране. В холле установлена интерактивная доска с приветствиями прибывшим делегациям (в день может приехать несколько делегаций), кругом — чистота и порядок.
Приятно удивляет посетителей и культура сотрудников: здесь принято здороваться с гостями. Такое отношение можно увидеть не в каждой организации. Создается впечатление, что находишься с визитом на заводе западного концерна с мировым именем. Но западные практики построения производственной культуры, применяемые в НПФ «Пакер», органично сочетаются с российской ментальностью. Чистота, порядок, вежливость и внимание к деталям — это Запад. А неподдельная теплота и искренность работающих здесь людей, начиная с директора и заканчивая токарями и слесарями, — это Россия. Возникающая ассоциация с концерном мирового масштаба неслучайна.
«НПФ «Пакер» стремится к тому, чтобы стать одной из лучших самообучающихся, саморазвивающихся и быстродействующих компаний в мире, потому что здесь работает лучший персонал. И самообучающийся, саморазвивающийся директор. Пока мы достигли от этой цели 0,24 %, и у нас еще все впереди», — отмечает директор предприятия Марат Нагуманов.
Научно-производственная фирма «Пакер», основанная более 20 лет назад, зарекомендовала себя как надежный поставщик пакерно-якорного оборудования и скважинных компоновок для 400 нефтегазодобывающих и сервисных предприятий России и стран СНГ. В числе одного из крупнейших заказчиков — ОАО «Татнефть». Оборудование, производимое компанией, работает при очень больших перепадах давления (до 100 МПа). Фирма производит практически всю номенклатуру оборудования, необходимого при проведении комплекса мероприятий по повышению добычи нефти. Качество оборудования, выпускаемого НПФ «Пакер», заслужило признание как в Республике Башкортостан, так и в Российской Федерации. Компания сертифицирована на соответствие системы менеджмента качества требованиям стандарта ISO 9001:2000, обладает наградами в области качества республиканского и российского уровня, а также занимает топовые строчки в различных рейтингах. Так, в 2013 году Марат Нагуманов вошел в XIV ежегодный рейтинг ведущих менеджеров России, составленный Ассоциацией менеджеров и ИД «Коммерсантъ». А по итогам 2013 года НПФ «Пакер» стала лауреатом конкурса на соискание премий Правительства Республики Татарстан за качество.
Социальная программа
В самом городе Октябрьский НПФ «Пакер» — работодатель-легенда. Сотрудники компании рассказывают, что земляки относятся к ним с большим уважением, потому что работать в фирме престижно, хотя и сложно. Высокие требования, предъявляемые к работникам, выдерживают не все. Те, кто выдерживают, остаются с «Пакером» на десятилетия.
По словам руководителя кадровой службы НПФ «Пакер» Васимы Халиловой, которая работает в компании уже 10 лет, текучесть кадров — минимальная. Несмотря на это, в компании разработана целая система по привлечению специалистов — каждый желающий может заполнить анкету либо на сайте компании, либо на проходной. Таким образом формируется база соискателей. Кроме того, НПФ «Пакер» активно сотрудничает с колледжем и вузами.
«У нас серьезная социальная программа и стабильная зарплата. Предприятие предоставляет работникам бесплатное питание — мы платим только 13 % налога на доходы физических лиц. Что касается медицинского обслуживания, то наш медицинский кабинет заменяет маленькую поликлинику. Сотрудники могут получить санаторно-курортное лечение, оплату стоматологических услуг, абонементы в спортзалы. Огромное внимание уделяется и безопасности труда», — перечисляет Васима Халилова.
В социальную программу предприятия входят как сами работники НПФ «Пакер», так и их семьи. Компания заботится о ветеранах — тем, кто вышел на заслуженный отдых, выплачивают ежемесячную добавку к пенсии, приглашают на все корпоративные мероприятия. Заботится и о детях сотрудников — если у кого-то возникает проблема с местами в детский сад, руководство компании старается решить этот вопрос. И что самое важное — каждый сотрудник НПФ «Пакер» может быть уверен в том, что в тяжелых жизненных обстоятельствах руководство и коллектив предприятия всегда помогут решить трудности. Впрочем, фирма поможет материально и в радостных событиях: тем, кто сыграл свадьбу и у кого прибавление в семье, полагаются единовременные выплаты. А больше года назад на предприятии решили организовать кассу взаимопомощи.
Марат Нагуманов мечтает, чтобы появилась федеральная программа, нацеленная на развитие промышленной медицины и индустриальной психологии. «Но чтобы эта мечта сбылась, — уточняет он, — должна собраться команда увлеченных людей — промышленников, ученых, политиков, лоббирующих создание программы на уровне российского Правительства». Пока же Марат Нагуманов строит социально-ориентированное государство в масштабе отдельно взятой научно-производственной компании.
Профессиональная забота о сотрудниках
Помимо социальной программы и стабильной зарплаты фирма привлекает работников возможностью профессионального роста. Историй, когда молодой человек пришел на производство совсем «зеленым» и неопытным, а сейчас руководит ответственным участком, в НПФ «Пакер» великое множество. «Руководители служб у нас высококомпетентные, всегда готовы обучить, подсказать, — рассказывает Васима Халилова. — Все обо всех заботятся. Коллектив дружный. Пускай даже нас 750 человек, но мы как большая семья». Об этом же — о большой дружной семье, взаимовыручке и уважении — рассказывает руководитель смены цеха универсального оборудования Марат Салахов: «Надо лидеров воспитывать. Когда лидеры появляются — дальше само собой пойдет, — убежден он. — Все наши бригадиры, руководители смен вышли из рабочих. Сами стояли за станками и стали настоящими лидерами». Он признается, что пробовали приглашать руководителей со стороны. Но практика показала: лидеров лучше растить в своем коллективе — из людей, разделяющих систему ценностей компании, дисциплинированных и ответственных. «Здесь надо четко выполнять указания, за все, что сделал, — отчитываешься. Все победы и неудачи на виду, поэтому надо все время держать себя в тонусе. Расслабляться нельзя», — объясняет Марат Салахов, переходя к такой деликатной, но важной для любого завода теме, как борьба с пьянством. Антиалкогольная кампания, проводимая в НПФ «Пакер», оказалась эффективнее, чем «сухой закон» в Америке 30‑х годов. Каждый работник, заступая на смену, проходит знакомый всем водителям тест на содержание алкоголя. А это значит, что даже в свободное время злоупотреблять спиртными напитками, если не хочешь потерять работу, не получится. Войну в НПФ «Пакер» объявили как пьянству, так и курению. Причем задействованы при этом самые разные средства.
Возможность развиваться профессионально есть в НПФ «Пакер» у всех. Более того, корпоративная культура предприятия не позволяет оставаться на одном месте. Она сформирована таким образом, чтобы каждый мог — и самое важное — стремился совершенствовать профессиональные навыки и качества. Этому, в частности, способствует система рацпредложений. К примеру, токарь подает по два-три рацпредложения в месяц. Большую часть сам внедряет на практике. Например, он изобретает отражатель стружки — устройство, помогающее поддерживать чистоту в проходах между станками. Устройство нехитрое, не требует больших инженерных знаний. Но изобретением рационализатора-токаря сейчас с удовольствием пользуются другие рабочие. «У нас как: один изобрел, другие усовершенствовали», — объясняют рабочие. Заниматься улучшениями в НПФ «Пакер» насколько почетно, настолько же и выгодно: на предприятии действует система вознаграждений за рацпредложения.
Поощрение рационализаторских инициатив — одна из систем мотивации сотрудников НПФ «Пакер». Также в компании действует система «Бриллиант», нацеленная на то, чтобы свести к минимуму процент брака. «Бриллиантом» здесь называют дефектную деталь, которую изготовивший ее рабочий предъявил сам. Никакое наказание ему за это не грозит.
Благодаря таким системам мотивации предприятие получает стремящихся к самосовершенствованию работников, порядок на рабочих местах, качественно выполненную работу.
Обратная связь
Коммуникации между рядовыми сотрудниками и руководством в НПФ «Пакер» работают безотказно. Любой сотрудник на предприятии может обратиться к директору по вопросам работы фирмы. Более того, информационная политика фирмы настолько открыта, что все сведения о полученных заказах, выигранных тендерах, суммах прибыли публикуются на интерактивной доске. Специалист службы оптимизации производственных процессов Айсылу Шакирова говорит, что 10 % от чистой прибыли предприятия каждый месяц разделяется поровну между всеми работниками предприятия. Это довольно странное мероприятие для среднестатистического российского предприятия. Не менее странно выглядит и не по-российски небольшой разрыв между доходами топ-менеджеров и рядовых работников.
Обратная связь с партнерами также налажена. Каждый гость заполняет анкету. Причем в списке вопросов акцент сделан не на том, что «понравилось», а на том, что «не понравилось». Задачу получить обратную связь решает и участие в конкурсах: эксперты, оценивая процессы на предприятии, дают рекомендации: что улучшить, на что обратить внимание.
«Коллеги из Татарстана часто приезжают перенимать наш своеобразный опыт управления предприятием. Я стараюсь со всеми обязательно встретиться и переговорить. Со всех приезжающих беру обещание — сделать у себя лучше, чем у нас, потому что чем лучше будут условия на российских предприятиях, тем скорее Россия поднимется, и будет больше счастливых людей, тем теплее и добрее будет общество», — рассказывает Марат Нагуманов.
Кстати, экскурсии на НПФ «Пакер» небесплатны. Но плата тоже своеобразная. После того как гости отбудут, счастливые, довольные и с непременными подарками, на имя генерального директора компании, приславшей делегатов, составляется письмо с просьбой оказать помощь попавшему в беду ребенку. А оказывать ли помощь и в каком размере — генеральный директор решает сам. НПФ «Пакер» во главе с Маратом Нагумановым ведет разностороннюю благотворительную деятельность, оказывая помощь как семьям заболевших детей, самостоятельно написавшим о своей беде в компанию, так и детям из базы наиболее авторитетного в России благотворительного фонда «Русфонд». Помощь НПФ «Пакер» оказывает адресно, чтобы деньги наверняка дошли до заболевшего ребенка. «Мы помогаем детям независимо от того, в какой республике ребенок находится. Здесь нет границ», — объясняет Марат Мирсатович.
Человеческий капитал
Несмотря на то, что технологии бережливого производства в НПФ «Пакер» применяются сколь активно, столь же и эффективно, Марат Нагуманов убежден, что их внедрение не является стартовым этапом построения эффективного предприятия. Путь к преуспеванию начинается с других, базовых решений: создание концепции развития производственного предприятия, формирования культуры в компании, выстраивания системы.
«Лин-технологии дают локальную субоптимизацию. Благодаря им каждое отдельное подразделение может снижать затраты, но важно оценивать эффективность предприятия в целом по трем параметрам: снижение общих затрат, повышение прибыли и удовлетворенность сотрудников, клиентов. То есть необходимо сперва выстраивать систему. Всем гостям я рекомендую посетить предприятия ООО «ТМС групп» (г. Альметьевск), ЗАО «Новомет-Пермь» (г. Пермь), ОАО «КАМАЗ» (г. Набережные Челны), НПФ «Пакер» и потом строить свою собственную культуру под своих людей. Мне очень нравится компания «ТМС групп» (директор управляющей компании Нугайбеков Ренат), где системно подходят к бизнесу и внедряют процессно-проектный подход к управлению предприятием. Их опыт заслуживает уважения», — считает Марат Мирсатович.
Напоследок Марат Мирсатович напоминает нам, что есть две базовые философии построения концепции производственного развития компании. Первая — это философия эффективности. Если компания придерживается этой философии, экономического результата она достигнет достаточно быстро. Но этот результат будет не стабилен, поскольку сотрудники «внизу» останутся не заинтересованными в развитии компании. Другая философия основана на таком понятии, как человекоэффективность. В этом случае результат достигается медленнее, но он стабилен, потому что потенциал людей, заинтересованных в развитии компании, огромен.
ООО НПФ «Пакер», Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Северная, д.7, тел.: (34767) 6-63-64, 6-71-91, факс: (34767) 6-75-15, e-mail: mail@npf-paker.ru, www.npf-paker.ru