Охранные зоны линейных объектов энергетики
ЛОПАТИН Павел Владимирович
начальник межрегионального отдела по надзору за энергоснабжающими организациями, электрическими станциями и ГТС Приволжского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
В целях обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 для всех объектов электросетевого хозяйства утвержден порядок установления охранных зон и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. Охранная зона — это зона безопасной эксплуатации, сохранности и надежности работы электрических сетей, создания надлежащих условий их эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства, а также предотвращения несчастных случаев от воздействия электрического тока.
Наш сегодняшний собеседник — Павел Лопатин, начальник межрегионального отдела по надзору за энергоснабжающими организациями, электрическими станциями и ГТС Приволжского управления Ростехнадзора. В интервью журналу «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда» он рассказывает об основных моментах установления охранных зон и эксплуатации объектов энергетики в охраняемых зонах.
— Павел Владимирович, каким образом устанавливаются охранные зоны для объектов энергетики?
— Рассмотрим установление охранных зон на примере линии электропередачи (ЛЭП). Использование территорий, находящихся в зоне ЛЭП, регулируется Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. Правила утверждены Постановлением Правительства РФ. В соответствии с документом границы охранной зоны вдоль воздушных ЛЭП в виде земельных участков и воздушного пространства (по высоте опоры) определяются организацией, которая владеет ими на праве собственности или ином законном основании, в зависимости от класса напряжения.
- 2 метра — для воздушной линии (ВЛ) ниже 1кВ,
- 10 метров — для ВЛ 1- 20 кВ,
- 15 метров — для ВЛ 35 кВ,
- 20 метров – для ВЛ 110 кВ,
- 25 метров — для ВЛ 150 - 220 кВ,
- 30 метров — для ВЛ 330 кВ, 400 кВ, 500 кВ,
- 40 метров — для ВЛ 750 кВ,
- 55 метров — для ВЛ 1150 кВ.
Владелец электрических сетей обращается в территориальный орган Ростехнадзора с заявлением о согласовании границ охранной зоны. После рассмотрения документации и принятия согласования границ охранной зоны обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), который в свою очередь принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.
Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет владельцев объектов, предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о владельце, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими правилами ограничений.
— Собственники земельных участков, расположенных в охранных зонах ЛЭП, испытывают какие-то неудобства, ограничения?
— Отметим, что земельные участки, расположенные в охранных зонах ЛЭП, у собственников, владельцев или пользователей не изымаются. Установление охранных зон не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. Они могут быть использованы ими, но с учетом ограничений (обременений), которые в обязательном порядке указываются в документах, удостоверяющих права собственников, владельцев или пользователей земельных участков (свидетельства, кадастровые паспорта). Ограничения прав касаются невозможности ведения капитального строительства объектов с длительным или постоянным пребыванием человека (домов, коттеджей, производственных и непроизводственных зданий и сооружений) в охранной зоне ЛЭП. Проведение необходимых мероприятий в охранной зоне ЛЭП может выполняться только при получении письменного разрешения на производство работ от предприятия (организации), в ведении которых находятся эти сети.
— Часто ли Вашим ведомством выявляются нарушения охранных зон объектов энергетики, к каким последствиям они могут привести?
— Мы часто сталкиваемся с рядом нарушений охранных зон линий электропередачи, например, самозахват территории, расположенной в охранных зонах ЛЭП, под незаконное возведение различных построек, сооружений. Растет объем малоэтажной частной застройки, возводятся торговые центры, оборудуются автостоянки, заправочные станции, и далеко не всегда застройщики учитывают требования законодательства, запрещающего любые виды работ в охранных зонах. Отсутствие кадастровых обременений допустимых расстояний земельных участков в рамках реализации Постановлений Правительства РФ приводит к многочисленным жалобам и судебным тяжбам между собственниками земельных участков, в границах которых расположены объекты энергетики, и владельцами этих объектов. Нарушение правил работы в охранных зонах является причиной повреждения линий электропередачи и отключения электроснабжения у потребителей.
В соответствии с законодательством при выборе земельного участка для строительства в обязательном порядке должна производиться исполнительная съемка сетей и границ их охранных зон в единой государственной или местной системах координат и оформляться в установленном порядке. Организации-собственники сетей или эксплуатационные организации обязаны включать материалы исполнительной съемки в состав материалов по межеванию границ охранных зон, которые затем передаются организациям, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра. Собственники, землевладельцы и землепользователи должны обладать полной информацией об обременениях и ограничениях на земельные участки в своих правоустанавливающих документах, что зачастую не реализуется. И владельцы сетей вменяют через судебные инстанции землевладельцам сносить самовольные строения в охранных зонах своих объектов, хотя сами граждане и юридические лица как добросовестные приобретатели прав на землю не имеют вины, а статус самовольной постройки возникает по вине самих владельцев сетей либо органов исполнительной власти на местах. Таким образом, включение материалов исполнительной съемки в состав материалов по межеванию границ охранных зон напрямую влияет на правомерность отвода земельных участков органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Отмечу, что на сегодняшний день предстоит выполнить огромную работу по установлению прав собственности, регистрации линий электропередачи и установлении охранных зон. Работа по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства направлена как на бесперебойное и безаварийное энергоснабжение потребителей электроэнергии, так и на безопасную эксплуатацию объектов по ее производству (электростанций) и транспортировке (электрических подстанций). Вступившее в силу Постановление Правительства РФ № 1033 от 18 ноября 2013 года обязало владельцев объектов по производству электроэнергии также провести мероприятия по установлению охранных зон до июля 2014 года.