Меры борьбы с недобросовестными природопользователями Республики Мордовия: основные нарушения, предписания и штрафы
МАКАРОВ Евгений Тимофеевич
и.о. руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия
Номер журнала:
Рубрика:
О результатах проведенных проверок, наложенных штрафах и предписаниях рассказывает и.о. руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия Макаров Евгений Тимофеевич.
- Как в настоящий момент организован надзор в сфере экологии и охраны окружающей среды в Республике Мордовия?
- Надзорные мероприятия осуществляются Управлением в соответствии с утвержденным Росприроднадзором планом работы на 2014 год, оперативной необходимостью, связанной с поручениями Росприроднадзора, правоохранительных органов, жалобами и обращениями граждан. Таким образом, Управлением осуществляется проведение плановых, внеплановых выездных и документарных мероприятий. В ходе проведения надзорных мероприятий выявляются различного рода нарушения природоохранного законодательства, среди которых наиболее распространены следующие:
- отсутствие у природопользователей Решения на право пользования водным объектом;
- невыполнение условий лицензионных соглашений на право пользования подземными водами;
- несоблюдение правил эксплуатации установок по очистке газов;
- несоответствие экологическим требованиям и проектной документации мест хранения отходов.
Лица, допускающие нарушения природоохранного законодательства РФ, привлекаются к административной ответственности.
- Существует ли в Республике Мордовия проблема загрязнения нефтепродуктами значительных территорий? Как она решается?
- В настоящее время на территории Республики Мордовия проблема загрязнения почвы нефтепродуктами не является актуальной. Так, в результате осуществления надзорных мероприятий инспекторским составом Управления за период 2013 года выявлен один факт загрязнения почвы нефтепродуктами на площади от 0,0008 м2, за шесть месяцев 2014 года — один факт загрязнения на площади от 0,0004 м2. Виновные в нарушениях лица привлечены к административной ответственности. Сумма ущерба вследствие загрязнения окружающей среды за 2013 год составила 6,5 тыс. рублей, за I полугодие 2014 года — 10,5 тыс. рублей.
Управлением юридическим лицам в лице руководителей предприятий, обществ были выданы предписания по устранению нарушений и представления об устранении причин и условий совершения административного правонарушения. Все предписания исполнены в установленные сроки. Получены положительные ответы на представления Управления.
- Какие мероприятия должны реализовать хозяйствующие субъекты в связи со вступлением в силу с 1 августа 2014 года Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 и приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792?
- В связи со вступлением в силу постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 (далее — постановление) и приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792 (далее — приказ) Росприроднадзор с 1 августа 2014 года приступил к исполнению возложенных на Службу полномочий по ведению государственного кадастра отходов.
Приказом утвержден единый Порядок ведения ГКО в стране (далее — порядок). В части ведения ГРОРО порядком предусмотрено включение в ГКО систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ.
Формирование ГРОРО (Государственный реестр объектов размещения отходов) осуществляется на основании информации об объектах размещения отходов, полученной от хозяйствующих субъектов в результате их инвентаризации, которая проводится в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 49 (далее — правила).
В банк данных об отходах и технологиях их использования и обезвреживания предусмотрено внесение детальных сведений о видах отходов, включенных в ФККО, их характеристиках, а также сведений о технологиях, применяемых для использования и обезвреживания отходов.
В настоящее время приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 года № 445 утвержден новый ФККО, а также издан приказ Росприроднадзора от 1 августа 2014 года № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов».
Для удобства использования и руководства в своей деятельности хозяйствующим субъектам разработан переходный Конвертер из старого ФККО-2002 в новый ФККО-2014.
Положениями постановления упрощена процедура паспортизации отходов. На отходы I-IV классов опасности, включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной данным постановлением.
Если ранее отходы не были включены в ФККО, хозяйствующие субъекты подтверждают отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Минприроды РФ, для их включения в ФККО.
Таким образом, с 1 августа 2014 года индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, необходимо составить и утвердить паспорта на данные отходы, а Управлению предстоит большая работа по реализации порядка, установленного постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712.